Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86

Враги есть, но их пока не видно

Тимур ИсахановBetter.kz
2 декабря 2014
Враги есть, но их пока не видноКоллаж: Русские в Казахстане

Развернувшаяся в стране нешуточная борьба с коррупцией — дело карагандинцев во главе с экс-премьером Сериком Ахметовым, дело генерала Нурлана Джуламанова, завершившийся судебный процессом над экс-акимом Павлодарской области Ерланом Арыном — тем не менее, не задела простых граждан за живое. Наряду с этим, безусловно, позитивным процессом чистки рядов происходят негативные события, заметно понижающие ценность положительных действий власти.

Во-первых, очередной выход сухим из воды «позолоченного» мальчика Максата Усенова, который отделался штрафом в 66 672 тенге, став виновником нового ДТП, причем за рулем автомобиля он находится не имел права, показал, что законы в нашей стране действуют на редкость избирательно.
Во-вторых, закрытие журнала Гульжан Ергалиевой «ADAMbol», причем по явно надуманной причине. Это очередное доказательство того, что власть так и не научилась действовать на информационном поле в режиме контрпропаганды, и ей гораздо проще прихлопнуть выбивающиеся из общих рамок издания, чем опровергать приводимые этими изданиями факты, идеи, мифоконструкции.

Можно было понять и где-то даже принять закрытие так называемого «единого СМИ» — масс-медиа, входивших в империю Мухтара Аблязова — в конце концов, они занимались чистым деструктивом, чуть ли не призывая к революции и разрушению государства, увлекались вбросом сепаратистских идей в морально слабые массы, однако тотальное перекрытие всех каналов, через которые общество спускало бы пар возмущения — это сродни самоубийству. Рано или поздно клапаны придется открыть, а как бывает, когда пар копится годами, а потом получает возможность резко вырваться наружу — мы видели в 1980 годы на примере внедрения в советское общество «принципов плюрализма и гласности». Тогда вместе с водой выплеснули и ребенка — разрешив историкам и публицистам копаться в прошлом и настоящем, вытаскивая все грязные тайны наружу (и попутно придумывая, если не получалось найти подлинные факты), власть фактически дала карт-бланш на подрыв в народе доверия к самому государству, тому государственному строю. Все это закончилось развалом империи. Холодная война была проиграна, но зато мир получил целый ряд новых независимых государств. Впереди всех ждало прекрасное будущее. Сегодня во всех них растет совершенно новое поколение, выросшее вне совка, не имеющего специфического опыта.

Однако к суверенному плаванию готовы оказались не все, включая и руководство, опрометчиво плюнувшее на лучшие образцы советского опыта управления, прежде всего в экономике. Ирония, но тезис «экономика превыше политики» на самом деле не был выполнен и не выполняется. В итоге, тупик по всем направлениям. Ни в экономике не преуспели, ни нормальной, консолидирующей общество идеологии не создали, а из-за отсутствия политического процесса, политической жизни население в массе своей оказалось не вовлеченным по большому счету в общественную жизнь, и являет собой для той же власти терру инкогнита. А ведь оно давно неоднородно и отношение к власти у него сформировалось достаточно вариативное. Об этом можно смело говорить, хотя бы по той простой причине, что есть примеры иного рода! Батька белорусов мало того, что сберег свой режим от конкретных попыток провести «картофельную революцию» — он окончательно доказал, не хуже китайцев, что т.н. рынок и колхозно-совхозный тип коллективизма вполне совместим; что представители этой небольшой страны в переговорах с той же российской стороной могут не гнуться и отстаивать интересы своей страны по всем фронтам… и т.п. Главная ошибка государства находящегося в зоне рискованного земледелия – это то, что оно полностью пошло на поводу одной из доктрин либерализма применительно к неофитам: убрать коллективные хозяйства и все перевести на частные рельсы. Ну а так как Казахстан воистину богатейшая по возможностями страна, прежде всего, в части природных ископаемых, у новообразовавшейся и старой партийно-советской элиты появилась иллюзия, что рынок все сделает за них, а они, в ее тени, тем временем, спокойно (или все-таки неприлично лихорадочно?) порешают свои личные и фамильные проблемы. Однако остовы полуживых городов, деградация ряда бывших областных центров, опустевшие и разрушенные села (аулы), удвоение ровно в два раза населения в таких городках как Жанаозен и Каскелен, и уже полученный нарыв из-за таких уродливых агломераций… перечислять с чем не справился независимый Казахстан в сбережении (победила примитивная бизнес-схема сдачи лома за деньги китайцам…) завоеванного можно продолжать долго и на других примерах… Дело государственного строительства оказалось тяжелым жребием, и даже тем слоям, которые выиграли от выделения Родины в отдельное взятое государство прежде всего материально, становится (надеемся!) ясно, что вечный фестиваль под сенью «рыночной экономики» невозможен. Распечатывание Нацфонда тому свидетельство.

Но вернемся к тому, как можно убивать не то что государства, а империи… В нашем случае возможен такой же исход. И хотя внутри страны пока что не просматривается силы, способной раскачать общество на крушение государства, за пределами Казахстана таких сил хоть отбавляй. Учитывая, что страна входит в электоральный период (собственно, журнал Ергалиевой и закрыли-то как раз в связи с этим), когда какая-никакая свободная критика конкурентам «Нур Отана» будет дозволена, тотальная неспособность идеологического сектора власти адекватно реагировать на критику и нивелировать ее, не просто удручает — она реально пугает.

По ряду признаков можно догадаться, что расшатывать стабильность в нашей стране будут (и уже начали!) по межнациональным разломам. В самом Казахстане есть помощники внешним силам, которые уже пару лет как откровенно и неустанно занимаются этим. Пока только в социальных сетях и ряде изданий издающихся на государственном языке. Предвыборная ситуация станет для них возможностью вырваться и на официальный информационный простор.

Замечено вот что: их союзники окопались в российской информационной сфере, именно оттуда сейчас исходят сигналы, побуждающие определенную часть национал-популистско-ориентированных бурлить и выдавать на-гора разжигающие рознь посты в социальных сетях. Ну а судя по тому, что Генеральная прокуратура РК не реагирует даже на прямо скажем, по сути антигосударственные призывы (к убийствам), у этой самой части давно завелась «крыша» в среде государственной элиты страны. Не секрет, что не все элитарии в восторге от интеграции Казахстана с Россией, равно как и в самой России далеко не все в восторге от Евразийского и Таможенного союзов, живо напоминающих нашим заокеанским «партнерам» об СССР. Ну, там-то еще в 1990-х Збигнев Бжезинский обозначил главное направление стратегии США на евразийском континенте — не допустить появления здесь такого межгосударственного союза, который может серьезно ограничить влияние США. Так что «ресоветизация», как назвала процессы интеграции России с Казахстаном и Беларусью Хиллари Клинтон будучи госсекретарем, доводит американскую элиту до белого каления. Именно поэтому в России и Казахстане (вероятно, и в Беларуси тоже) пошла активизация таких сил, которые способны вбить клин не между руководством наших государств, а непосредственно между народами. То есть, национал-популистских сил.

К слову, автору этих строк очень понравилась данное определение национал-популист. Ведь национал-патриот звучит грознее, наполненнее и бескомпромисснее, даже, если угодно, тенгрианистее. Пример? Арон Атабек. Оборона казахов против всех – вот незамутненная его суть. Национал-патриот – это человек без всяких околичностей, т.е. без преклонения перед американской демократией, без обожания маковок Кремля, не признающий, что Китай стал новым лидером, т.е. патриотически настроенный националист и наоборот… В большей степени традиционалист, без новомодных теорий развития общества, почерпнутых исключительно с Запада. Кстати, казахский традиционализм — это другая крайность, которую прогрессивной назвать трудно. Практически национал-патриотом является большинство казахов, а прежде всего выходцы из сельских районов, городские маргиналы (горожане в первом и меньше во втором поколениях). А вот национал-популист, это зачастую (если копнешь) человек не раз выезжавший заграницу, побывавший в Америках и Европах. Наиболее стойкий маркер этого вида – неприятие России. Другие угрозы по сравнению с Россией крайне бледны в красках. Вопрос же не в России, по хорошему и по трезвому, опасаться надо ВСЕХ, но такой явно выборочный акцент налицо. Почему? Видимо на то они и популисты, которые могут раскрутить любую «ненависть», но на повестке дня видимо Россия. Потому что другой такой группы, которая бы так же шумно пугалась, допустим, того же Китая, исламского радикализма (между тем, последнее — реальнейшая из угроз!) почему то и в помине нет.

Разумеется, нельзя сказать, что все без исключения казахские креаклы таковы. Не все они идеологически заточены, одним хватает гордости, что они хорошо ориентируются в альпийских горнолыжных курортах (на худой конец красиво тусуются на Шымбулаке, в крутых ресторанах) и изредка, по кухонному, пофрондерствуют в Фейсбуке. Учитывая их англоязычность и явную вестернизированность, они тоже попинывают Рашку, но не больше самих же российских креаклов. Но вот другие демонстрирует порой просто неприличную любовь к НАТО, к Америке, несут бред о приоритете «европейского пути» (справедливости ради надо сказать, что и у власти тоже был такой заскок), а всех остальных презрительно величают …«ватниками»(?). Хотя, как сказал один публицист, путь в Европу проложен давно, его пробил Петр Первый, а потом российский колониализм пробил его для своих колоний еще до Великой Октябрьской, а потом даже СССР внедрял европейский горшок-унитаз и римское право до самой Кушки… А ведь даже исходя из опыта былых внутриполитических ристалищ, совершенно ясно, что в казахских степях просто так никакой ковыль не зашелестит, если не будет ветра (читай, денежных купюр). В стране тотальной коррупции, где уже вынуждены трясти экс-премьеров (кто-то сделал закуп на услугу, чтобы того закошмарили???), ничто не будет проявляться, пока нет определенного заказа.

Много говорится о примере майданной Украины в позитивном смысле, но казахов слишком мало даже на своей огромной территории, чтобы допустить нечто близкое к случившемуся ранее в Кыргызстане, не говоря уже об Украине. Казахи, казахстанцы должны погибать только в одном грозном случае — плечом к плечу, защищая свою страну от внешнего врага, а не месить друг друга из-за привнесенных извне идей пусть даже самого прекраснодушного толка. А ведь есть лоббисты и других, скажем так, идеологических заточек. Даже если бродящие в Сети материалы о салафитах и других течениях, представители которых окопались в высших эшелонах власти, это наполовину пустой алармизм, остальные 50 грозных процентов правды должны держать всех в тонусе… Ибо тот же ИГИЛ, прийди он в Казахстан, никого не пощадит, не национал-популистов, не национал-патриотов, ни сторонников интернационального гражданского общества…

Ну а наша власть, точнее, те ее представители, что подкармливают и заботливо оберегают в нашей стране популистов псевдопатриотизма и другие деструктивные идеологии — они и есть реальные враги государства. Хотя их вроде как пока не видно... Но это не отменяет того факта, что они опаснее в русле поднятой темы, чем Аблязов или Алиев. Ибо последние, если честно, вполне себе объективный шлак самой власти, тех правил, которая она сама установила, сбой системы, не очень то и стройной в своей конструкции, к тому же человеческие амбиции, рефлексии, чувств обиды и мести никто не отменял. В любом случае, то, о чем говорилось выше, это гораздо разрушительнее чем рахатовский или мухтаровский прецеденты.
0
    290