Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Соотечественник

Недограждане России

Лука НестеровСовершенно секретно
11 июня 2020
Президент России Владимир Путин в конце апреля этого года подписал закон об упрощенном получении российского гражданства. Но репрессивная бюрократическая машина миграционной системы может обнулить его позитивный эффект. 
    
В России многие миллионы, по разным оценкам до 15 млн постоянных жителей страны, которые живут на нелегальном положении. Это огромная масса преимущественно русскоязычных выходцев из стран постсоветского пространства, чья жизнь, семьи, работа сложились в Российской Федерации. Но действовавшая прежде законодательная база обеспечивала надежный заслон для их легализации.
    
Мария Кушнер прилетела в Кишинёв из Москвы 14 марта на несколько дней. 19 марта был куплен билет на обратный рейс. Мария каждые три месяца вынуждена летать на родину, хотя уже 12 лет живет в России, где у нее семья и дети.
    
Гражданам большинства стран постсоветского пространства, при въезде в РФ оформляют миграционную карту сроком на три месяца – 90 дней. Этого должно быть достаточно для того, чтобы успеть оформить документы, необходимые для продления срока пребывания в стране – в первую очередь разрешения на временное проживание (РВП). Но на самом деле, все иначе, и к этому времени многие миллионы, а может и десятки миллионов граждан стран бывшего СССР находятся в стране незаконно.
    
18 марта Россия закрыла границы для иностранцев, Мария оказалась в ужасной ситуации. В Москве ее семья, теперь она разделена. Была надежда, что ее вынужденное заточение на родине, где уже давно нет даже своего дома, будет продолжаться до 1 мая – изначально Российская Федерация закрыла границу до начала мая. Но после, срок был продлен и теперь не видно горизонта – не ясно, когда откроются границы. Сотни тысяч семей разделены, их жизнь разрушена.
    
Сейчас возникли обстоятельства непреодолимой силы в виде эпидемии, которая настигла многомиллионную армию российских нелегалов кого где – большая часть осталась в России, где у большинства этих людей дом. Сегодня большая часть этих людей не могут покинуть страну без последующих проблем для себя – необходима широкая амнистия, которая позволит гарантировать «фактическим россиянам» возможность вернуться в страну. Угроза получить «черную метку» – ограничение въезда на срок от двух до пяти лет и после открытия границ не даст возможность большинству этих людей вернуть себе хотя бы относительную легальность своего пребывания в стране.

МИР НЕЛЕГАЛЬНЫХ РОССИЯН 

    
Что такое «относительная легальность»? Дело в том, что пока еще не отменено основное правило въезда мигрантов в РФ, у которых нет статусов, позволяющих постоянное пребывание в стране. «Правило 90/180» подразумевает, что если мигрант пробыл в России три месяца, то три последующих месяца, покинув страну, он должен находиться за границей. Это правило стало ловушкой для миллионов людей, жизнь которых на самом деле тесно связана с Россией. Абсолютно репрессивная политика коррумпированного ФМС еще до его вхождения в структуру МВД РФ основывалась на том, чтобы максимально усложнить движение к гражданству для всех категорий иностранцев, среди которых миллионы русскоязычных обычных россиян, волею судеб, оказавшихся гражданами соседних государств. Многие из тех, кому удалось получить РВП (Разрешение на временное пребывание) и даже вид на жительство, затем теряли их – так была организована практика. ФМС постоянно штамповала новые правила и инструкции, о чем конечно никто не извещал тех, у кого уже были статусы, позволяющие проживать в РФ. А нарушение этих неизвестных людям правил несло за собой лишение статусов. Чаще всего люди об этом узнавали на границе, где оказывалось, что РВП недействительно, а значит, иностранец находится в стране незаконно. Со всеми последствиями, часто с запретом на выезд, люди оказывались, выброшены за пределы России.
    
Сотни тысяч человек стали жертвами этого режима в основном в 2013– 2016 годах, что вынудило остальных предпочесть быть нелегалами.
    
Правило же «90/180» можно нарушать – если очень нужно. То есть если, пробыв три месяца в России выехать из страны хотя бы на один день, то можно вернуться, получить новую миграционную карту и продолжить оставаться в стране еще три месяца. Пограничники оформляют миграционки, но Миграционная служба не признает законность пребывания в стране, если иностранец не отбыл за границей три месяца. Таким образом, возникла уникальная ситуация: миллионы таких как Мария Кушнер, будучи нелегалами, имеют возможность без проблем уехать из страны и вернуться. А вот легализоваться уже никак не могут, поскольку являются нарушителями правила «90/180». Так и живут «полунелегально» миллионы «полуроссиян».
    
Миграционная служба повсюду на жизненном пути этих людей расставила коррупционные ловушки, они источник отличных доходов армии юристов, кормящихся за счет иностранцев, которые, по сути, пожизненно занимаются своей легализацией в России.
                   

ГОНИ СВОИХ 

    
Практика натурализации в России, начиная с 90-х годов прошлого века, никогда не учитывала политические реалии и человеческий фактор. В одночасье за пределами российского жизненного ареала оказались десятки миллионов обычных россиян. Это не только русскоязычный восток Украины или север Казахстана. Это миллионы людей в республиках, в столицах бывших российских республик, оказавшихся там в советское время. Подавляющее большинство этих людей или их родителей приехали туда из обычных российских Белгородов или Ярославлей, а потом эти люди оказались на исторической родине иностранцами.
    
Почти все эти люди не утратили, и не могли утратить свою связь с Россией. Напротив, политическая и экономическая ситуация во многих новых странах постсоветского пространства не благоприятствовала натурализации там русскоязычного населения. 90-е годы прошлого столетия с их практикой насильственного вытеснения людей, захватов их собственности, уже позади. Но и в дальнейшем, миллионы русскоязычных приняли для себя решение о репатриации на родину. Но родина закрыла для них своих двери.
    
Россия – единственная страна бывшего СССР, у которой не было политики «открытых дверей» для репатриации. Единственная страна, которая не признает особые права на натурализацию на исторической родине для людей, чья культурная и этническая идентичность связана с культурой народов, живущих в России.
    
Вместо всего этого были только декларации, реализовавшиеся на практике в виде программ типа «Возвращения соотечественников». Невероятной коррупционной емкости программа изначально обслуживала интересы коррумпированного чиновничества, и, по сути, стала не пропуском, а заслоном на пути в Россию для миллионов людей.
    
Ни одна из действовавших программ и практик за все эти двадцать с лишним лет не упрощала реальную практику натурализации, а усложняла ее.
    
Но жизнь нельзя остановить. Миллионы «нелегальных» россиян на протяжении всех последних десятилетий продолжали приезжать и обустраиваться у себя на родине. Среди них не только фактические репатрианты постсоветского времени – им было даже легче. До первой половины нулевых годов, пока не было электронного документооборота, была возможность теми или иными ухищрениями или просто взятками добиться гражданства. Эти люди решали свои проблемы не в правовом поле, но к этому времени большая их часть давно уже граждане РФ.
    
Хуже тем, кто репатриировался в страну после тех времен. Россия остается экономическим и в целом жизненным центром для всего пространства бывшего СССР – это мириады человеческих и хозяйственных связей. Все это сформировало мир «нелегальных россиян», чьи возможности и права существенно ограничены. Эти люди постоянно рискуют быть изгнанными туда, где они давно не живут, где очень часто у них уже нет родственников, близких и имущества.
    
Эти люди не могут законно работать, полноценно реализоваться в России. Они не платят налогов, но и не получают никаких благ. Если в семье у матери нет российского гражданства, а таких семей десятки тысяч, то дети-россияне не имеют возможности получить материнский капитал.

СПАСИБО ПУТИНУ 

    
В 20-х числах апреля Президент России Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который абсолютно решает все проблемы, выше описанные в этом материале.
    
Во-первых, теперь получить гражданство России можно без отказа от гражданства другой страны – для огромной массы соискателей натурализации в нашей стране, более успешной их части дошедшей до получения вида на жительство, это была нерешаемая проблема. Государственная политика таких стран как Казахстан или Узбекистан нацелена на препятствование выходу граждан этих стран из гражданства. После 2014 года резко ужесточилась и политика Украины в этом направлении. Кроме того, значительная часть граждан Украины, пытающихся получить российское гражданство, физически не могут поехать на Украину. Многие из Донбасса, и у них нет никаких шансов добиться выхода из украинского гражданства. Для многих других поездка на Украину небезопасна.
    
Важным изменением в законе стало исключение нормы об обязательном проживании на территории России в течение пяти лет. Проживания, естественно, законного с РВП и видом на жительство. Также теперь не нужно доказывать наличие законных источников к существованию. Тоже до сих пор существенный заслон для огромной массы соискателей российского гражданства. Не гражданину очень трудно, чаще невозможно получить в стране «белую» работу с «белой» зарплатой.
    
Таким образом, Владимир Путин в новом законе снял два основных препятствия на пути к получению гражданства – это необходимость отказа от гражданства иных стран и требование о наличии законных источников материального существования.
                        
Что еще?
    
Право на упрощенную процедуру получения гражданства получили граждане Украины, Молдавии, Белоруссии и Казахстана. Гражданами этих стран действительно являются процентов 70–80 тех, кто живет в России нелегально, порой десятилетиями.
    
Но осталось непонятным, почему такие же возможности не созданы для граждан Армении, Абхазии, Южной Осетии, возможно и других стран? В процентном соотношении общей массы россиян – не граждан, выходцев из этих республик не много, однако именно из числа граждан Абхазии и Армении в России особенно много «полунелегалов», так как в отличие от стран, откуда большой наплыв мигрантов, например, в отличие от Киргизии, по отношению к ним ни разу не было амнистии. Больше в этой ситуации повезло южным осетинам. В прошлом году им разрешили временное пребывание в России на срок до одного года. Это тоже существенный шаг вперед.
    
Но самые большие изменения касаются как раз тех людей, которые уже живут в России, и это самый настоящий прорыв.
    
Право на упрощенное получение гражданства получат те, у кого хотя бы один из родителей имеет гражданство РФ. Прекрасно, так как дети репатриантов прошлых десятилетий, получат, наконец, возможность спокойно жить в своей стране.
    
Иностранцы, у которых супруга или супруг – граждане России при наличии общих детей в браке. Мария Кушнер, также как и сотни тысяч мотающихся на границы каждые три месяца, наконец, смогут получить гражданство и жить спокойно.
    
Также смогут рассчитывать на упрощенную процедуру проживающие в России и признанные носителями русского языка, а также те, кто проживает на территории стран бывшего СССР, но не имеет там гражданства.
    
Все отлично, но есть два фактора, которые в значительной степени могут обнулить позитивный эффект новых изменений в законодательстве.
    
Миллионы как раз из целевых групп нового закона уже находятся в России, а теперь основная их масса еще и «совсем» незаконно, так как коронавирус закрыл границы, и у них нет теперь даже действительных миграционных карт.
    
Система исполнения законодательства в сфере миграции никогда не отличалась излишней избирательностью – соискатели гражданства могут в массовом порядке оказаться в числе тех, кому запрещен въезд в РФ. Люди не поедут, тем более никто не отменил правило «90/180», – для запуска процедуры легализации все равно нужно выехать из страны на три месяца, для большинства это нереально.
    
Нужна амнистия. Которая должна охватить и тех, кто уже был выдворен за пределы страны. Только в этом случае будет восстановлена справедливость. Без амнистии, общей, правом на упрощенное получение гражданства смогут воспользоваться только те, кто уже и так в значительной степени прошел этот путь – те, кто имеют РВП, вид на жительство, чьи возможности на получение гражданства были ограничены только «последним бастионом» – административным беспределом миграционной системы.
    
Но все остальные без амнистии так и останутся «полунелегалами». Тем более не трудно спрогнозировать инерцию репрессивности миграционной машины, которая «обеспечит баланс» за счет активизации преследования массы «полунелегалов», которым новый закон никак не поможет без общей амнистии.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ 

    
Вместе с тем, процесс получения гражданства набирает обороты. Согласно сообщению МВД РФ число получивших гражданство России, увеличилось за четыре месяца этого года почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
   
«Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства РФ, составило 215 тыс. 901, с января по апрель 2019 года их было 85 тыс. 937», – говорится в сообщении.
    
Теперь основной вопрос заключается в том, за счет какой категории соискателей гражданства достигается такой рост. Кого больше, трудовых мигрантов в основном из стран Средней Азии, в натурализации которых заинтересован крупный бизнес, или русскоязычных бывших жителей стран бывшего СССР? Это важный вопрос. До сих пор миграционное законодательство фактически уравнивало в позициях эти две основные категории соискателей. Несмотря на такую профанацию как программа «Переселение соотечественников», по которой, кстати, тоже вполне могли переезжать люди, чья культурная и языковая идентичность не имеют никакого отношения к российской культуре, в реальности для миграционной системы не было никакой разницы между жителем Луганска и Самарканда. А во многих случаях трудовые мигранты из Средней Азии имели и скрытые преференции, связанные с зависимостью от их адаптации строительного комплекса и других бизнесов.
    
Поэтому есть обоснованное ощущение, что сейчас рост количества новых граждан РФ будет обеспечиваться за счет ресурса трудовой миграции, так как большая часть этих людей лучше обеспечена стартовыми условиями для натурализации. У многих есть РВП, есть трудовые патенты, они постоянные завсегдатаи отделов ФМС, готовы платить деньги многочисленной армии не бесплатных помощников в получении гражданства.
    
А вместе с тем, русскоязычные не граждане без амнистии не смогут в основной своей массе воспользоваться послаблениями.
    
Есть здесь и ряд скрытых обстоятельств. Сама по себе амнистия тоже не даст сто процентный результат. Упрощенная процедура все равно не даст возможность получить российское гражданство за три месяца. Необходима либо отмена правила «90/180», либо разрешение на бессрочный въезд в страну для тех категорий соискателей российского гражданства, которые подпадают под действие нового закона.
    
В конце концов, среди этих людей могут быть те, кому и не нужно получать гражданство РФ. Достаточно просто иметь возможность постоянно жить в стране, если здесь их семьи, дети, родня и близкие. 
+8
    29 582