Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Соотечественник

Гастарбайтеры едут в российскую «тень»

Екатерина ТрифоноваНезависимая газета
7 февраля 2017

Количество выданных трудовых патентов снижается, но мигрантов меньше не стало

 

В последние годы приток мигрантов в Россию из стран СНГ стабильно увеличивается, однако далеко не все готовы официально трудоустраиваться и платить за патенты. Гастарбайтеры продолжают уходить «в тень» – и Россия уже находится на третьем месте в мире по количеству нелегалов. На этом фоне различные проекты по социокультурной адаптации приезжих выглядят странно.

 

Эксперты говорят о неизбежном росте количества мигрантов в нынешнем году. По данным МВД, только за 2016-й их въехало порядка 15 млн, большинство – представители стран СНГ. На несколько тысяч меньше оказалось в России в 2015-м. «Число находящихся на территории РФ иностранных граждан на протяжении последних лет кардинально не изменяется, можно лишь отметить некоторую вариативность в зависимости от сезона и отдельных внешних факторов», – отмечают в ведомстве.

 

По оценкам миграционных служб, порядка 3 млн мигрантов трудятся в стране нелегально, другие эксперты называют менее радужные цифры – до 5 млн. 

 

По данным многофункционального миграционного центра (ММЦ) в Сахарове (Новая Москва), иностранцев, готовых официально трудоустраиваться в России, становится меньше. В 2016 году центр выдал 400 тыс. патентов. Хотя еще в 2014 году речь шла о 800 тыс., в 2015-м – о более чем 450 тыс.

В самом центре это объясняют несколькими причинами. К примеру, после вхождения Киргизии в ЕАЭС ее гражданам больше не нужно приобретать патент, а киргизов среди гастарбайтеров было много. Другие эксперты говорят о расширении мигрантской «тени» и винят в этом завышенную стоимость патента. В Москве за него, скажем, платят в месяц по 4,2 тыс. руб.

 

По словам президента фонда «Миграция XXI век» Вячеслава Поставнина (бывшего замдиректора Федеральной миграционной службы. – «НГ»), за прошлый год было зарегистрировано более 2 млн человек, выехавших в Россию «с целью осуществления трудовой деятельности». «Миграционные власти обещали, что продадут в 2016 году примерно столько же патентов, но в результате их приобрели, по сути дела, единицы. В первую очередь это, конечно, связано с резким скачком их стоимости и расходами на его оформление – разово около 25 тыс. Жадность наших властей поголовно выбивает мигрантов из системы».

 

Как уверяет Поставнин, в официальном оформлении заинтересованы лишь те приезжие, которые намерены остаться в РФ на продолжительный срок. А те, кто приехал заработать, избегают процедур и выплат.

 

Между тем с каждым годом властями придумываются все новые и новые способы заработка на мигрантах. Например, осенью прошлого года президент Владимир Путин поручил правительству подготовить законопроект об интеграции иностранцев в российское общество. Пока суть да дело, в регионах подобные проекты уже пытаются реализовывать. Первые центры адаптации появились в Тамбове, Оренбурге и еще ряде городов Среднего Урала. Программа рассчитана на пять недель.

 

Приезжим предлагают пройти курсы по историческому и социально-экономическому развитию субъекта, в котором они намерены обосноваться. Изучить систему профориентации, основы безопасности жизнедеятельности, санитарии в быту, свои трудовые права, семейное законодательство, общий порядок обращения в органы госвласти. Стоимость обучения вместе с проживанием – около 40 тыс. руб. По мнению чиновников, она соотносима с деньгами, «которые мигранты платят посредникам, чтобы попасть в очередь на комиссию по распределению квот на временное пребывание».

 

«Я всегда был против проектов по созданию центров для адаптации мигрантов. Потому что они больше напоминают планы по распилу денег. Региональным властям выделяют бюджет, а те, в свою очередь, заключают забавные контракты с мигрантами, что те «обязуются интегрироваться». А в чем заключается адаптация? В посещении лекций? Но они не выучат язык за пять недель. Приезжих нужно интегрировать в социум, в народ. Следовательно, и заниматься этим должны на местном уровне негосударственные службы», – уверен Поставнин.

+1
    5 182