130 лет назад появился псевдоним «М. Горький»: 12 сентября 1892 года Алексей Пешков обрёл своё знаковое литературное имя, подписав им рассказ «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ».
Ярким примером актуальности Горького сегодня может служить статья под заголовком «О детях», написанная 14 февраля 1917 года. Широко известна публицистическая статья писателя с одноимённым названием, созданная в конце 1930 года и напечатанная в февральском номере журнала «Наши достижения» за 1931 год, которая неоднократно переиздавалась. А вот первая знакома лишь узкому кругу специалистов-горьковедов, готовящих в настоящее время академическое издание публицистики писателя. Статья была написана для однодневной петроградской газеты «Увечным воинам», где и была опубликована 19 февраля 1917 года, и больше нигде и никогда не издавалась. В газете она соседствовала со статьями членов Государственной думы М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, А.С. Посникова, А.И. Шингарева, послов Франции и Великобритании Жоржа Палеолога и Джорджа Бьюкенена, юристов А.Ф. Кони и Н.С. Таганцева, историка П.Г. Виноградова, директора Пушкинского Дома Н.А. Котляревского, юриста, публициста В.Д. Набокова и др. Средства от продажи газеты должны были поступить в фонд «Петроград – увечным воинам».
Слова Горького, обращённые к согражданам в период Первой мировой войны, не потеряли своей значимости. Горький пишет:
«Мы всё ещё недостаточно глубоко чувствуем трагизм дней, переживаемых нами; мы забываем, что в эти дни бесчисленных несчастий, под впечатлениями ужаса, в атмосфере лицемерия и лжи – растут дети, будущее страны, завтрашние творцы жизни.
Никогда дети не воспитывались в условиях, способных так страшно отравить душу, как способны сделать это данные условия, и никогда на детей не обращали столь мало внимания, как в наши дни.
Потрясён до основания и разрушается весь порядок идей, выработанных мучительными усилиями человечества и лежащих в основе социального воспитания; пропаганда идеалов человеколюбия сменилась пропагандой человекоистребления.
Окрылённый человек – одно из величайших достижений мирового разума, воплощение красивой, детской мечты о человеке-птице, – окрылённый разумом человек бросает с небес бомбы на мирные города и нередко убивает маленьких людей – тех людей, которые встретили изобретение аэроплана с чистым восторгом, видя в этой победе техники осуществлённую сказку.
«Наутилус» капитана Немо и многое другое, что было любимо детьми, ныне стало бессмысленным и нечеловеческим по своим целям.
А рядом с этим дети трудящихся масс безжалостно эксплуатируются; труд их находит всё более широкое применение и чрезвычайно быстро истощает те силы, которые даны нам для будущего. Можно указать целый ряд условий, убийственных для техники1 детей-работников, я укажу только на быстрый рост полового разврата среди них.
Общество, если только оно сознаёт ценность детской жизни, должно бы, в своих же интересах, принять какие-то меры борьбы с теми условиями, которые созданы им и угрожают нормальному росту культуры.
Необходимо создать организации, которые взяли бы на себя охрану детей от ядовитых и тлетворных впечатлений текущего дня. Нужно напомнить детям – да, кстати, и самим себе, – человеческое, всё то хорошее, чем красна была жизнь.
Охрана детей – охрана культуры.
14.II.17.
М. Горький»2
Черновой автограф статьи, сохранившийся в архиве писателя и превышающий опубликованный текст в три раза, был преобразован в авторизованную машинопись, которая подверглась цензурной правке. Так, было вычеркнуто начало фразы «С очевидностью, понятной даже кретинам» в предложении «Потрясён до основания и разрушается…» и убрано последнее предложение: «И пора нам понять, что мы присутствуем на празднике свиньи, которая сбесилась». Однако и в опубликованном усечённом варианте статья Горького поднимала важнейшие вопросы сохранения будущего поколения, вопросы гуманизма, а проблемам охраны детства и культуры придавалось планетарное, всечеловеческое значение. Статья «О детях» является общественно-политическим документом эпохи, обличающим ужасы войны, её злодеяния против человека и человеческого, преступления против культуры и детства. Защита и воспитание детей – это непреходящие ценности, и какими бы тяжёлыми ни были времена, это забота о благополучии будущего.
1 Так в авторизованной машинописи, так в газете.
2 Публикация воспроизведена полностью, по нормам современной орфографии. (Впервые: однодневная газета «Увечным воинам». Петроград. 1917. 19 февраля. С. 2.)