Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Культура

«Голос» истины… Торжество православия

Григорий ГлушенковРусская весна
29 декабря 2015

Сенсационные итоги шоу «Голос» подтвердили, что мы живём в стране православного большинства.

Первоначально появление монаха Боровского монастыря на музыкальном конкурсе первого канала «Голос» казалось причудливой игрой случая: надо же, монах — и на эстраде, в вотчине шоу-бизнеса, безмерно далёкого от церкви! Больше всех оторопел, кажется, будущий наставник конкурсанта, Григорий Лепс, выбравший необычного певца на слепом прослушивании. Обнаружив, что перед ним стоит священнослужитель, Лепс пробормотал что-то типа: «Что же мы с Вами петь будем? Разве Вы сможете «Мурку» или «Рюмку водки на столе»?

Вскоре выяснилось, что у иеромонаха Фотия есть не только подходящий репертуар, но и благодарная аудитория. Симпатии слушателей задолго до подведения итогов сделали исполнителя из Боровской обители одним из фаворитов «Голоса». На зрительских голосованиях он неизменно набирал по 75-80 %, решительно опережая своих соперников.

Столь замечательный успех можно было бы объяснить личными достоинствами певца, если бы не подчёркнуто строгий, непривычный для эстрады христианский стиль и не многозначительное совпадение доли сторонников Фотия с долей православного населения страны. Из-за этого растущая популярность иеромонаха привела в ярость русофобское лобби, а его триумфальная победа в финале сопровождалась злобными комментариями.

Вот набор самых типичных отзывов либеральной тусовки: «Самый несправедливый „Голос“!»; «Уверена, голоса никто и не считал... Разве может в нынешней России поп проиграть?»; «Почему? Вся страна не могла уверовать в одночасье»; «Какой кошмар! Полное отсутствие вкуса у публики...»

Истерика либералов понятна. Они старательно лепят образ церкви-казармы, которую насильно, против воли, навязывает обществу полицейская власть. Они упрямо уверяют всех, и прежде всего самих себя, что русское православное возрождение — фетиш, что стремление русских людей к вере предков носит «спущенный сверху», директивный характер, и что всё Православие развеется как дым, едва лишь рухнет режим ненавистного Путина. Но то, что произошло на «Голосе», полностью опровергает эту антирелигиозную теорию, — фальшивую, как все теории либералов.

Аудитория «Голоса» в основном молодёжная и средневозрастная — списать триумф священника на «бабушек в платочках» не получится. Организаторов шоу — команду Константина Эрнста — трудно заподозрить в клерикализме, поэтому закулисной интригой победу иеромонаха тоже не объяснить. Грандиозный успех отца Фотия, оказавшегося гораздо более притягательным для публики, чем другие, не менее сильные исполнители — явная демонстрация массовых народных симпатий к православному христианству.

Как за спасательный круг, растерянные русофобы хватаются за объяснения такого рода: «Не волнуйтесь, попа выбрали только из любви к экзотике. Настоящие верующие в пост телевизор не смотрят и в голосованиях не участвуют». Подтекст такого утешения, надо полагать, следующий: «Не волнуйтесь. Православные в России не составляют большинства. Это маленькая постящаяся секта, которая не сможет помешать нам прийти к власти и сделать из „этой страны“ настоящую Гейропу».

Кстати, доля истины в последней цитате есть. В самом деле, глубоко воцерковлённые православные, в том числе — пресловутые «бабушки в платочках» — нечасто смотрят такого рода конкурсы и не могли повлиять на исход голосования. Но — тем хуже для русофобов!

Никакого церковного лобби в поддержку Фотия не сложилось. Многие из тех, кто слал смс в его поддержку, возможно, и в церкви ни разу не были. Дело не в социальных институтах и не общественных группах поддержки, дело в сути события. Массовые симпатии к Фотию — это голос русской души, которая, несмотря на десятилетия тотальной обработки, несмотря на потуги информационных генералов, остаётся православной в своей глубине.

Мы увидели на сцене человека, удивительным образом отличающегося от нарциссов современного шоу-бизнеса. Увидели человека искреннего, не завистливого к соперникам и не ревнующего к славе, не стремящегося поразить зрителей хитрыми приёмами и спецэффектами — человека простого, открытого, доброго. То, что таким человеком оказался священник, монах — совпало с нашим идеальным представлением о Христовой Вере и о людях, посвятивших себя Богу.

Мы увидели отблеск того идеала, который важнее культа, обряда, иерархии. Мы словно увидели краешек неба, — того неба, которое делает Православие священным для всех, даже маловоцерковлённых людей. Сколько бы его критики не приводили отрицательных примеров, подобранных на земле, любовь к этому небесному идеалу живёт в абсолютном большинстве наших сограждан, что очень убедительно доказал завершившийся «Голос».

Это и делает нас единым народом, — народом, который может менять моду и технику, образ и стиль жизни, но не меняет своих идеалов.
Спасибо отцу Фотию за то, что мы ещё раз почувствовали себя русскими. И ещё раз убедились, что Россия была, есть и будет нашей.