Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Культура

Национальное достояние. МХАТ им. Горького как русская театральная классика

Галина ОрехановаЛитературная газета
13 сентября 2018

Юбилей народной артистки СССР Татьяны Дорониной – прекрасный повод порассуждать о трёх десятилетиях её руководства Московским Художественным академическим театром имени Горького, вспомнить её режиссёрские и актёрские работы.

 

Как прожил 30 лет творческой жизни театр под руководством Т.В. Дорониной? Важно осмыслить этот творческий опыт в русской культуре, предложенный ей на стыке тысячелетий. Артисты, которых при разделе МХАТа не взял с собой Олег Ефремов, были теми, кто последние годы держал репертуар. Теперь им отказано в праве играть на родной сцене в Камергерском, где прожита вся жизнь, где состоялась судьба.

 

Октябрь 1987-го… Раннее утро, артисты столпились у служебного входа здания на Тверском, где перед ними явилась во всей наготе трагическая страница жизни великого театра – повсюду следы разрушений, в фойе валяются обрывки бумаги и тряпок, каких-то досок, может быть, от декораций, ведь именно этой дорогой вывозился театральный скарб всю ночь напролёт… Гнетущая тишина, рвут нервы резкие выкрики грузчиков и сдавленные всхлипы скрытых рыданий. Но скоро только что назначенная художественным руководителем – директором Татьяна Доронина пригласит актёров подняться в репетиционный зал. Надо начинать работать.

 

Уже 3 ноября 1987 года она как режиссёр выпускает первый спектакль – «На дне» Горького, опираясь на опыт первых постановщиков этой пьесы – К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Однако, имея уже свой личный опыт, – к этому времени она окончила Высшие режиссёрские курсы и получила диплом режиссёра. В истории русской культуры спектакль «На дне», осуществлённый ею, оставил заметный след. Как величественны и прекрасны были артисты в своём чувстве творческой победы, когда стояли на авансцене на поклонах! Назовём эти имена, артистов мхатовской школы, мастеров, известных и любимых в народе: народный артист СССР Л. Губанов (Сатин), народная артистка СССР Т. Доронина (Настя), народные артисты России Н.В. Пеньков (Клещ), В. Гатаев (Сатин), А. Ливанов (Барон), М. Зимин (Бубнов), Л. Кудрявцева (Василиса), Л. Стриженова (Квашня).

 

24 декабря 1987 года выпускается второй премьерный спектакль – «Три сестры» А.П. Чехова. На сцене легендарные декорации В.В. Дмитриева. Театр возобновил прославленный спектакль Вл.И. Немировича-Данченко 1940 года. И опять победа! Её совершили оболганные и гонимые артисты, доказавшие на сцене высокое умение, овладевшие творческой красотой. Великолепный Вершинин в исполнении Л. Губанова, обаятельнейший Чебутыкин – народный артист России Ю. Горобец, тонкий, изысканный Тузенбах – А. Ливанов и, безусловно, прекрасные три сестры: Маша – Т. Доронина, Ольга – С. Коркошко, Ирина – М. Зимина.

 

Больно вспоминать, через что прошли артисты и режиссёры, создавая спектакли на сцене МХАТа им. М. Горького (как теперь выясняется – в большинстве своём – уникальные). Но не сказать об этом нельзя – это факты жестокой истории нашей театральной культуры. Чем вызваны? Где искать объяснение этому? Тому, как запугивали режиссёров: «К Дорониной не ходить! Иначе перекроем тебе дорогу в профессии». Роман Виктюк не изменил себе и поставил спектакль, который три десятилетия радует зрителей. Речь о «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Э. Радзинского, пьесе, написанной специально для Татьяны Дорониной и поднявшей глубинные проблемы нашей культурной жизни, связанные с гибелью великого русского театра. Он всегда собирает аншлаги, и каждый раз два исполнителя держат зал более трёх часов – людей трогают проблемы нынешней культурной среды. Спектакль – об этом. Какое филигранное мастерство проявляют Татьяна Доронина и Аристарх Ливанов! Какая глубина мысли художественной! Какова идейная мощь спек­такля, его нравственная сила!

 

Обдумывая творческую поступь в сотворении основы основ театра, которая в дальнейшем обеспечила уверенность его жизненной позиции, нельзя не сказать о «Вишнёвом саде» А.П. Чехова. Для осуществления этого спектакля (премьера 8 декабря 1988 года) Т.В. Доронина пригласила замечательного мастера, народного артиста СССР, главного режиссёра украинского Драматического театра им. Янки Купалы С.В. Данченко, который до конца жизни дружил с Т.В. Дорониной, глубоко уважая её творческое кредо, её труд по созданию театрального поля в современной России. Спектакль и сегодня остаётся в репертуаре, составляет один из краеугольных камней в основании театра. Такой пронзительной поэтичности, такой глубины проникновения в русскую природу характеров пьесы и такой атмосферы русской жизни, нежности и теплоты, растворившейся в нём и исходящей из состояния народной духовности России, вряд ли найдёт зритель в какой-либо другой постановке этой пьесы сегодня. Тридцать лет, отданных Татьяной Дорониной образу Любови Андреевны Раневской, – неисчерпаемая чаша мастерства, благородства, преданности родным корням и бескорыстия любви.     

 

В чём видится особенность вклада в отечественную культуру, привнесённого театром под руководством Т. Дорониной? Вопрос не праздный. Этот вклад создавался силами всего коллектива театра, его каждодневным напряжённым трудом. Избран путь на утверждение высоких нравственных идеалов. Ибо такой путь необходим, чтобы укрепить православную мораль, лежащую в основе духовной культуры России, страдающей сегодня в современном нашем искусственно развращённом обществе. С самого начала Татьяной Дорониной была поставлена цель – идти к утверждению высот, достигнутых основателями Художественного театра. А это значит: театр должен опираться на крепкую высоконравственную идею, в основании которой заложена созидательная мысль верховенства гуманизма. Основатели хорошо понимали, какой мощной силой идеологического влияния на общественное развитие обладает театр. Сложнейшее единение искусств в их взаимном обогащении, когда в унисон взаимодействуют драма, живопись, музыка, и главное – его величество СЛОВО – такое искусство способно увлечь глубоко человека, повлиять на развитие его внутреннего мира. Гуманный театр, воспевающий Добро, способен сформировать личность человека, увлечь его стремлением к созданию достойной общественной жизни, воспитанию в человеке личности нравственно высокой. Именно такой театр создали в своё время К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, это сразу и навсегда поняла и усвоила Татьяна Доронина, вступив в Театр, именно эти идеалы стремилась утверждать своим искусством и своей деятельностью. «Любите ТЕАТР…» – невозможно не вспомнить этот пронзительный монолог, произнесённый героиней Дорониной в фильме «Старшая сестра». Его произносила актриса, вкладывая в него душу и сердце абсолютно искреннего и любящего театр молодого человека, приготовившего себя к великой миссии строителя и созидателя русского искусства.

 

С течением времени она, глубокий мыслитель и внимательный наблюдатель, хорошо поняла, изучив природу театра, что, к великому сожалению, он способен и на жестокие разрушения, например, прекрасного в человеке. Театр может творить и зло, если подхватит волю к этому. Именно с этим столкнулся театр, особенно в первый период своего становления. Хотя уже первые годы доказали – театр нашёл свой курс, твёрдо стоит на избранном пути и, более того, имеет огромный потенциал к развитию русского национального искусства. Репертуар убедительно подтверждал это. Он демонстрировал не только опору на лучшие спектакли Станиславского и его коллег и соратников, такие как «На дне», «Три сестры», «Вишнёвый сад», и введённую вновь в репертуар знаковую «Синюю птицу» Метерлинка (с 23 декабря 1989 года идущую в этой редакции). Театр представил большого художественного значения новую постановку А.С. Пушкина – «Послушайте глагол моих» (в создании спектакля принимал участие блистательный пушкинист В. Непомнящий). Репертуар пополнила пьеса современного автора А. Дударева «И будет день…» («Свалка»). Этот спектакль возвестил не только о верности традиции Художественного театра – быть на острие современных проблем общества. С этого спектакля началась творческая дружба с талантливейшим режиссёром, осветившим ХХ век уникальным своим дарованием, Валерием Романовичем Беляковичем. За тридцать лет сотрудничества, до самого своего ухода из жизни, он поставил на мхатовской сцене около 20 спектаклей, начиная с «Макбета» Шекспира с участием в нём Т.В. Дорониной в роли леди Макбет и завершив свой марафон уже в ХХI веке глубочайшим воплощением «Гамлета».

 

Татьяна Доронина первой приступила как режиссёр-новатор к освоению планеты – «БУЛГАКОВ». Она хорошо знала историю отношений писателя с Художественным театром. Не просто знала, любила творчество Михаила Афанасьевича, переживала его судьбу, как судьбу России. «В какой мере М.А. Булгаков является мхатовским автором?» – задаётся она вопросом в выдержавшем не одно издание «Дневнике актрисы» и отвечает: – «Основополагающим». Потому что это драматург, имя которого по праву встало на афише МХАТа после А.П. Чехова – великого автора великого театра…». 9 июня 1988 года театр открывает первую страницу «Булгакианы» – премьерой возобновления «Мёртвых душ» по Н.В. Гоголю, ин­сце­нировка была сделана в 1932 году М.А. Булгаковым, и спектакль был осуществлён под руководством К.С. Станиславского. Доронина воспринимала «Булгакиану» как исполнение долга, начертанного русской судьбой МХАТа. И потому в её режиссуре 24 июня 1989 года выходит спектакль «Зойкина квартира», где Доронина ко всему ещё и играет роль Зои Пельц, а затем на афише МХАТа им. М. Горького 17 марта 1991 года новое название – «Полоумный Журден» М.А. Булгакова, и снова в режиссуре Дорониной. Все эти спектакли – долгожители, годами затем украшавшие афишу, в результате – создававшие прочнейший фундамент русского реалистического театра новой России. В этом ряду – особое слово ещё одной новой режиссёрской работе Т.В. Дорониной – спектакль «Белая гвардия», выпущенный ею 23 декабря 1991 года. Булгаков выпускал роман частями в 1925 году. Увы, издательство «Россия» не отличалось последовательностью, кусков было много, роман не составлял единого целого. Создать логически выстроенную, глубоко отра­зившую жизнь России революционного времени литературную канву для сцены – задача титанически трудная, но Т. Доронина её решила. Родился спектакль огромной силы, не только отразивший историческое прошлое, но и помогающий понять зрителю смысл происходящего сегодня в России. О том, что режиссура Дорониной спектаклей М.А. Булгакова не была по праву и значению оценена обществом, говорим с горечью. Но благодаря таким художникам, как она, открылись удивительные стороны таланта Булгакова – его принципиальнейшая честность в показе исторического полотна, его бесконечная боль и любовь к страдающей в муках Родине, его пронзительное понимание духовной глубины русской души, её мужества в испытаниях. В трудной его театральной судьбе, связанной с неким непониманием в отношениях писателя и гозаказчика, была история с подготовкой для спектакля «Батум». Пьесу Булгаков писал с увлечением, но постановка не состоялась по воле «сверху». Т.В. Доронина предприняла попытку поставить «Батум». Это было в пору, не лучшую для России, – 6 ноября 1992 года состоялась премьера спектакля под названием «Пастырь». Для подготовки литературного материала и постановки был приглашён режиссёр Сергей Кургинян. Но противники права театра на эксперимент подняли волну протеста и угроз, и от спектакля пришлось отказаться.

 

Украшением стала постановка романа «Мастер и Маргарита» в режиссуре Валерия Беляковича, последняя в доронинской «Булгакиане». Сказать, что спектакль с триумфом идёт уже много лет, ничего не сказать. Публика приезжает на этот спектакль со всех концов мира! Хотя созданы и фильмы по этому роману с блистательными артистами, и театральные постановки в других театрах. Спектакль во МХАТе им. М. Горького – выдающийся, великолепный образец уникального таланта В.Р. Беляковича, умевшего не только передать на сцене главное содержание булгаковского видения революционной России, но и пережить глубину душевной боли писателя за поруганную Родину.

 

Ещё в советское время любопытствующая критика делала попытки понять, как, с одной стороны, Художественный театр, возглавляемый Т.В. Дорониной, умело воплощает традиционный мхатовский стиль постановок, в то время как театр О.Н. Ефремова совершает эпатажные шаги. Достаточно вспомнить «Сталеваров», «Заседание парткома», «Старый Новый год»… Почему на великую сцену Художественного театра хлынула откровенная пошлость? Почему художники перестали на это обращать внимание? Критика сделала вывод: Ефремов слишком доверился идее революционного преобразования театра. А Доронина как художественный руководитель выбрала как точку опоры в строительстве русского реалистического театра идею НАРОДНОСТИ. Это – выношенное решение, её первые спектакли, лёгшие в основание репертуара, – не просто подражание великим примерам театра Станиславского, это выстраданное, глубоко продуманное понимание природы театра, для успешной жизне­деятельности которого необходима идея как духовная опора.

 

Совсем не случайно в сезоне 1988–1989 гг. театр обращается к постановке, казалось бы, необычного свойства. И приглашает молодого режиссёра, лауреата Государственной премии СССР А.С. Борисова. Что за литературный материал выбран для принципиально нового произведения, каких на театре ещё не бывало? Недавно нашумевшая повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Кто, что за люди стали героями этой постановки? Народ, старики и дети глубинной России, русский тыл, вынесший на своих плечах все тяготы жесточайшей из войн. Что привлекало постановщиков в этой работе? Люди, их внутренний мир, их глубина понимания природы человека, их опыт в осмыслении жизни и назначения России. Премьера, состоявшаяся 29 декабря 1988 года, стала событием театральной жизни России. Именно Распутин с его пронзительной честностью в отношениях с Родиной, с его пониманием духовной силы России, глубиной, знающий народный характер в его стойкости и доброте, с его способностью взять все горести мира на себя. Эти качества приняла Т. Доронина как основу любви писателя к России, увидела их неразрывную связь с исторической Россией, которую чувствовала всей природой своей личности, когда читала, к примеру, Сергея Есенина или слушала народные песни. Как художник и гуманист она чувствовала в таком подходе к жизни особую, целительную правду. Как Станиславский провозгласил в своё время идейным поводырём Художественного театра А.М. Горького, так Доронина назвала идеологом МХАТа им. М. Горького Валентина Григорьевича Распутина. Многие годы театр верен этой дружбе. Она давала радость взаимообогащения, Распутин не раз подчёркивал свою близость нравственным и эстетическим запросам театра. «Прощание с Матёрой» сыграло огромную роль в деле укрепления идейной стойкости МХАТа им. М. Горького. В нём были заняты замечательные артисты. Когорту исполнителей возглавляла старейшая мхатовская актриса А. Георгиевская, а затем шли тоже коренники-мхатовцы К. Ростовцева, Н. Пеньков, А. Семёнов, Л. Кошукова, Г. Ромодина, Л.  Кудрявцева, Л. Стриженова, С. Коркошко.

 

Художественный театр (так сложилось с самого его основания) всегда опирался на современную драматургию. В репертуаре театра пять пьес одного из самых востребованных драматургов – Юрия Полякова. Но всё же львиная доля литературного материала, пополняющего репертуар театра, – классика. Успешные постановки зарубежных авторов великолепно принимает зритель – это и «Дама-невидимка» Кальдерона и «Пигмалион» Б. Шоу – (оба в постановке Т. Дорониной), и «Школа злословия» Шеридана, а также «Рюи Блаз» В. Гюго, «Отчаянные влюблённые» Гальдони, «Гамлет», «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта» Шекспира (все – постановки В. Беляковича). Театр показывает пьесу современного английского автора А. Эйкбурна «Тайна двери отеля «Ригал» – в ней остро отражены проблемы современности.

 

Особую роль в репертуаре театра играют спектакли советских авторов, рассказавших о подвиге народа в Великой Отечественной войне – Константина Симонова и Александра Твардовского. Спектакль «Тёркин – жив, и будет!» – гордость театра. Когда же мы произносим: «русская классика» – возникают названия спектаклей, в своё время ставших событием театральной жизни: это в первую очередь «Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, прозвучавшие, как набат в начинающей заплывать жирком буржуйства Москве. Это великолепная постановка «Обрыва» И. Гончарова с незабываемой Л.В. Пушкарёвой. Это и серия постановок по пьесам А.Н. Островского «Лес», «Доходное место», героическая поэма во славу подвига народного – «Кузьма Минин Сухорук». Это, наконец, великолепные горьковские спектакли – «Зыковы» (с выдающимися актёрскими работами – Т. Дорониной, В. Гатаева, В.В. Клементьева.) Это «Васса Железнова» с Т.В. Дорониной в заглавной роли, спектакль, давно ставший визитной карточкой театра.

 

Когда мы оцениваем сегодня путь борьбы и нелёгких, но очень весомых творческих побед театра, одерживаемых на протяжении трёх десятилетий, не можем не говорить о мужестве и отваге Т.В. Дорониной и её коллег совершал удивительные поступки. Пример? 7 ноября 1993 года. В Москве введено чрезвычайное положение. Из каждой подворотни торчат дула автоматов. Столица переполнена омоновцами из разных городов России. А у Дорониной – премьера. Она поставила спектакль по пьесе О. Данилова. Вроде бы простенькая семейная драма. «Мы идём смотреть Чапаева!» В названии – ключ спектакля. Это та высшая точка идейной направленности, которая определяет нравственную позицию героев пьесы. Чапаев – символ народной верности идее справедливости в борьбе за народное счастье. Вскоре после 4 октября 1993 года писатель Василий Белов, будучи сам непосредственным участником событий в Москве, написал по горячим следам пьесу. Тема – трагические дни расстрела Дома Советов. «Ставить!» – был вердикт художественного руководителя МХАТа им. М. Горького Т.В. Дорониной. Спектакль «Семейные праздники», был поставлен и безоговорочно принят публикой, его посмотрели все известнейшие политики, участники октябрьских событий.

 

Тридцать лет – немалый срок в жизни общества. Вклад МХАТа им. М. Горького в то, что сегодня молодёжь с гордостью называет себя патриотом России, – безусловен. Немалую роль в этом завоевании сыграли спектакли по пьесам Виктора Розова: «Её друзья», «В день свадьбы» и «В поисках радости» – настоящие учебники гуманизма.

 

К творчеству замечательного русского советского драматурга В.С. Розова Т.В. Доронина обратилась тогда, когда нравственный распад общества стал очевиден. «Детей надо спасать добром!» – сказала тогда Доронина, и на сцене театра на Тверском бульваре ожили герои розовской первой пьесы «Её друзья», написанной после войны. Позиция автора, особенно сблизившая его с театром Дорониной, была категорична: «Я не хочу жить в скотском обществе. Не хочу, чтобы мои дети, внуки, правнуки жили в скотском обществе. Криком кричу и буду кричать: не хочу!..»

 

Скоро Московскому художественному академическому театру, созданному К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко, их соратниками и коллегами, выдающимися русскими артистами и подвижниками, исполнится 120 лет. Немалая доля художественных открытий пришлась и на 30 лет работы театра под руководством уникального художника, великой русской актрисы Татьяны Дорониной. Национальное достояние России – Московский художественный академический театр им. М. Горького – жив и будет всегда! ′

0
    1 231