Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Первая полоса
31 декабря 2022
1 января 2022

Казахский национализм – недооцененный вызов России

Максим ЛихачёвРИСИ
3 мая 2016

В республике набирает обороты националистическая русофобская риторика

Националисты как общественно-политическая сила присутствуют в любой стране. Казахстан не стал из этого правила исключением: молодая республика на стадии продолжающегося строительства этнически ориентированной государственности в некоторой степени даже нуждается в национал-патриотах и их идеологии. Однако проблема казахского национализма состоит в его антироссийском, даже русофобском характере. Активизация таких сил представляет несомненную угрозу интересам России в стране-партнере и регионе в целом.

Особенность лагеря казахских националистов заключается в отсутствии влиятельных, пользующихся широкой общественной поддержкой организаций с четкой идейной платформой. Пока местное националистическое движение представлено одиночно действующими т.н. национал-патриотами, сосредоточившими индивидуальную работу в медийном и интернет-пространстве, а также в рамках ограниченных публичных акций.

Среди видных казахских нацпатов (как их часто называют СМИ) известный политолог, публицист Айдос Сарым.

Именно А. Сарыма называют в числе организаторов общественного Антиевразийского форума, проведенного в апреле 2014 г., накануне подписания договора о Евразийском экономическом союзе в Астане. Участники мероприятия тогда не скупились на критику в адрес России, заявив о недопустимости воссоздания Советского Союза в лице ЕАЭС. Да и сам политолог не выбирает выражений, характеризуя российскую политику. На ленте аккаунта в Facebook А. Сарым следующим образом оценил текущее состояние российско-казахстанских отношений: «Это надо же так! Все есть. Древняя история. Славные традиции. Богатая культура. Красноречивый эпос. Бескрайние степи. Прекрасные горы. Почти все климатические зоны. Хорошие добрые люди. Вся таблица Менделеева… И мля такой вот сосед…».

Интересное замечание А. Сарым высказал относительно роли этнических русских, составляющих 5-ю часть населения республики: «На постсоветском пространстве с наибольшими проблемами и в интеллектуальном, и в межэтническом, и в другом плане имеют те страны, которые имеют наибольшую долю русскоязычного населения. Это не говорит о том, что русские плохие. Это, скорее, говорит об отношении, как к колонии».

Несмотря на это, в конце марта 2016 г. публицист был избран в состав формируемого местной властью Общественного совета г. Алма-Аты. Одна из задач таких советов, создаваемых по всему Казахстану – предупреждать и разрешать социальные конфликты.

К лидерам местного националистического фронта относится также бывший дипломат (1992-2007 гг.) Расул Жумалы. C 2008 г. значится в числе редакторов националистически-оппозиционного издания «Exclusive», регулярно публикующего материалы антироссийского и антиевразийского характера. Активист прямо поддерживает местное маргинальное движение «Антигептил», преследующее цель прекращения пусков российских ракет-носителей с Байконура. На главной странице профиля националиста в Facebook в качестве фонового изображения размещена фотография «Протона», перечеркнутого красным крестом.

К активным деятелям националистического фронта республики можно отнести Мухтара Тайжана, ранее занимавшего экспертные должности на госслужбе (по некоторой информации, даже в Администрации Президента РК и Совете безопасности республики). Карьерное прошлое политика дает основание, по мнению многих казахстанских экспертов, предположить координацию деятельности нацпата со стороны властных структур.

Несмотря на заявление об уходе из политики в марте 2014 г., М. Тайжан в настоящее время продолжает вести националистическую пропаганду, не гнушаясь открыто антироссийских заявлений и популистских акций. В сентябре 2014 г. СМИ сообщали о том, что М. Тайжан выслал Владимиру Путину экземпляр советского учебника по истории Казахстана, якобы опровергающего слова российского президента о том, что именно Нурсултан Назарбаев стоит у истоков казахстанской государственности (имеется в виду выступление В. Путина на молодежном форуме «Селигер» в августе 2014 г.). В посте в Facebook от 30 марта 2016 г. нацпат разметил новость о падении российского штурмовика Су-25 в Приморском крае с комментарием по-казахски: «Я же говорю, что у них постоянно что-то падает. У других стран такого не бывает».

Ему же принадлежит следующая характеристика Дня Победы: «Была ли победа СССР 9 мая 1945 г. победой также и казахов как народа? Обрели ли мы свободу?.. Нет… Как до, так и после 1945 г. мы как были колониальным народом, так и продолжали оставаться, так и остаёмся». Примечательно, что именно 9 Мая часто становится объектом агрессивных нападок со стороны местных националистов, отрицающих за этим днем значение общенародного праздника.

К негласным лидерам молодежного крыла национал-патриотов относится Жанболат Мамай (редактор националистического издания «Ашык Алан» / «Трибуна»).

Популистский стиль работы молодого политика проявляется в его участии в публичных акциях, за что он даже подвергался задержанию правоохранительными органами. Ж. Мамаю принадлежат слова о том, что «голодомор в Казахстане является преступлением против человечности. Публичное отрицание геноцида казахов является надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора и унижением достоинства казахского народа!». Отношение к текущему внутри- и внешнеполитическому курсу России нацпат выразил следующим образом: «В условиях, когда в России, вынужденной отстаивать свое право геополитического игрока, набирает силу откровенный фашизм, происходят тотальные криминализация, алкоголизация, наркотизация, когда экономика страны катится в тартарары, обещая превратить целое государство в одну масштабную зону перманентной нестабильности, Казахстану просто необходимо делать все с точностью до наоборот».

Перечисление популярных в Казахстане общественных деятелей, придерживающихся националистических лозунгов, можно продолжить поэтом, бывшим депутатом Верховного Совета СССР, с трибуны советского «парламента» осуждавшим сокрытие фактов подавления студенческих возмущений декабря 1986 г. в Алма-Ате, Мухтаром Шахановым. Сюда же относятся оппозиционеры, недавно осужденные за «разжигание межнациональной розни» – Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, а также тюркофил Аскар Умаров (Кумыран), активисты движения «Антигептил» Улан Шамшетов и Болатбек Блялов.

Большинство из них объединяет антироссийская, нередко переходящая в открытую русофобию позиция. Традиционными объектами националистической пропаганды являются история Казахстана в ее колониальной или антисоветской трактовке и российско-казахстанские отношения, развивающиеся, с точки зрения националистов, по имперской и экспансионистской модели. Их особое неприятие вызывает статус русского языка, в котором они видят риски строительству национальной государственности, а также «пятая колонна» из этнических русских, от которой якобы исходит угроза сепаратизма в северных регионах республики.

По понятным причинам националистические силы Казахстана ищут поддержку в Турции и на Западе. Некоторые из них получают от иностранных НПО материальную помощь, как, например, ключевой «антигептиловец» Махамбет Абжан. Последний входит в число руководителей правозащитного объединения «Шанырак», которое функционирует в т.ч. за счет грантов ЕС и американского Национального института демократии. По экспертным оценкам, финансовую и организационную поддержку казахстанским националистическим структурам оказывает турецкая сторона, что во много объясняет активизировавшиеся в последнее время тюркские симпатии местных нацпатов.

Информационное содействие местным нацпатам оказывают западные СМИ. Казахстанская редакция американского радио «Свобода» («Азаттык») широко освещала события, связанные с судебным преследованием активистов Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина за разжигание национальной розни. Националисты были представлены в качестве жертв политического режима, а само преследование трактовалось как посягательство на свободу слова.

Представители лагеря казахских нацпатов установили контакты со сторонниками националистического движения в странах СНГ. В местной прессе появлялась неподтвержденная информация о причастности Ж. Мамая к делу русского националиста, лидеру движения против нелегальной миграции Александра Поткина (Белова). По состоянию на март 2016 г. продолжается судебное разбирательство в России по обвинению А. Поткина в легализации похищенных денежных средств (по делу БТА-банка), разжигании межнациональной розни и создании экстремистского сообщества, намеревавшегося сменить конституционный строй Казахстана. По данным некоторых казахстанских СМИ, Ж. Мамай и его напарница И. Иманбай участвовали в подборе молодежи для подготовки к экстремистским действиям (госпереворотам, цветным революциям) в тренировочном лагере в Чолпон-Ате (Киргизия) в рамках проекта «Злой казах». Сам Ж. Мамай, отрицая свое участие в этих мероприятиях, в то же время подтвердил факт встречи с А. Поткиным в феврале 2012 г.

Казахские националисты поддержали активистов Евромайдана в феврале 2014 г., выступив с трибуны в самом сердце украинской столицы. Среди ораторов были Ж. Мамай, М. Тайжан, С. Мамбеталин. В частности, М. Тайжан рассказал демонстрантам, как «население Казахстана страдает от российских военных полигонов, о вреде, наносимом [республике] Таможенным союзом, о засилье русских на Байконуре».

В заключение отметим, что говоря о казахском национализме, важно учитывать и общую специфику политической системы Казахстана, которая достаточно жестко контролируется официальной Астаной. Публичное декларирование определенной риторики любо напрямую осуществляется властью и подчиненными ей структурами, либо же допускается Акордой и нередко используется в собственных политических целях. Отсюда в экспертном сообществе Казахстана сложилось устойчивое мнение, что националистическая и антироссийская риторика присутствует в общественно-политическом дискурсе Казахстана, по меньшей мере, при «молчаливом согласии» власти.

В целом, казахский националистический лагерь, несмотря на свою текущую малочисленность, все же сформировал устойчивую идеологическую платформу, исключительно антироссийского характера. Устоявшиеся и доступные русофобские тезисы, перманентно вбрасываемые в общественный дискурс, имеют высокий взрывной потенциал и в случае обострения ситуации в стране могут быть оперативно задействованы заинтересованными внутренними и внешними силами в целях разрыва Казахстана с Россией.

 
Ностальгия по советскому прошлому воспринимается как «национальное предательство» и неуважение памяти «миллионов жертв советской власти» (группа в Facebook «Казакская Орда»).

 

Местные нацпаты нередко критикуют традиционные, связанный с советской традицией праздники: 23 Февраля, 8 Марта, День Победы, 31 декабря (группа в Facebook «Казакская Орда»).

 
Русский язык оценивается не иначе как «другой язык», чуждый казахской культуре (группа в Facebook «Казакская Орда»).