Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Эффект санкций: торговля США с ЕАЭС растет. А перспективы – и того лучше

Александр ШустовРитм Евразии
3 апреля 2019

Коллаж: © Русские в КазахстанеРИА «Новости» со ссылкой на данные ЕЭК сообщило 20 марта, что, несмотря на антироссийские санкции, торговля США со странами ЕАЭС растет. Парадокс заключается в том, что сами же США сделали все от них зависящее для введения антироссийских санкций со стороны Евросоюза, который сам пострадал от них больше России.

 

Сведения о динамике товарооборота между государствами ЕАЭС и Соединенными Штатами в ходе конференции Doing Business with EAEU («Ведем бизнес с ЕАЭС») в Вашингтоне обнародовал помощник члена коллегии по интеграции и макроэкономике ЕЭК Федор Черницын. По его словам, с 2015 по 2018 г. объем торговли между США и ЕАЭС вырос на 20%, увеличившись с 23,6 до 28,3 млрд. долл. Кроме того, за это же время на 25% вырос объем инвестиций.

 

Главным препятствием для дальнейшего развития торговли сегодня, по словам Ф. Черницына, являются напряженные политические отношения между Россией и США, которые омрачают «блестящие перспективы» торгово-экономического сотрудничества между двумя странами.

 

Данные о том, что товарооборот между США и крупнейшей экономикой Евразийского союза – Россией в последнее время динамично растет, появлялись и ранее. В конце января, например, информагентства со ссылкой на результаты исследования компании FinExpertiza сообщали, что по итогам прошлого года Штаты показали один из лучших результатов по восстановительному росту торговли с Россией среди стран «санкционного лагеря». Объем двухсторонней торговли между двумя странами за 2018 г. по расчетам компании достиг 25,58 млрд. долл. и составил 92,6% от досанкционного уровня 2013 г. При этом соотношение экспорта и импорта за время действия санкций изменилось в пользу России, в результате чего дефицит ее баланса в торговле с США заметно сократился, практически достигнут паритет.

 

Статистика внешней торговли, публикуемая разными странами и организациями, как правило, несколько отличается. Чаще всего эта разница объясняется различиями в методике учета. Но общий рост торговли между РФ и США сомнений не вызывает. По данным интерент-ресурса russian-trade.com, использующего статистику Федеральной таможенной службы, товарооборот между двумя странами за прошлый год составил 25,022 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим 2017 г. почти на 8%. При этом экспорт из России в США рос гораздо быстрее, чем американский импорт в РФ, которые за прошлый год почти не увеличился. Если РФ нарастила свой экспорт за океан почти на 17% (1,8 млрд. долл.), то американский импорт вырос всего на 0,14% (17,5 млн. долл.), что вообще находится в пределах статистической погрешности.

 

Тем не менее Россия по итогам прошлого года имела в торговле с США небольшой дефицит в размере 10,3 млн. долл., то есть продавала товаров все же меньше, чем покупала. Товарная структура российского экспорта в США вовсе не является полностью сырьевой, хотя и до высокотехнологичной ей еще очень далеко. Основной прирост экспортных поставок в прошлом году обеспечили нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, драгоценные камни, а также черные металлы и изделия из них.

 

А лидером по темпам падения поставок стал алюминий, что явно связано с американскими санкциями против «Русала». 6 апреля 2018 г. Минфин США запретил резидентам своей страны любые коммерческие сделки с «Русалом», а работающим с ним иностранным предприятиям грозили автоматические санкции. Отменены они были лишь в январе 2019 г. Неудивительно, что поставки российского алюминия на американский рынок за прошлый год «просели» сразу на 1,2 млрд. долл.

 

Структура американского импорта в РФ смотрится более выигрышно. Если в российском экспорте почти две трети составляют минеральное сырье (нефть и нефтепродукты) и металлы, то импорт в Россию из США на 44% состоит из продукции машиностроения и еще на 18% – из продукции химической промышленности. Кроме того, значимыми статьями американского импорта являются также металлы и изделия из них, а также продовольствие и сельскохозяйственное сырье. То есть Россия продает Штатам главным образом сырье и продукцию первичной обработки, а в обмен получает промышленные изделия.

 

Но есть и обратные примеры. Так, Россия с 1997 г. поставляет за океан ракетные двигатели РД-180 производства подмосковного НПО «Энергомаш». В 2014 г. на фоне украинского кризиса Конгресс пытался запретить закупки российских двигателей, но создать собственную альтернативу американцы пока не смогли.

 

В июле 2018 г. американская компания United Launch Alliance (ULA) и НПО «Энергомаш», как сообщил генеральный директор предприятия Игорь Арбузов, заключили новое соглашение о поставке США в 2020 г. еще 6 ракетных двигателей РД-180. Предназначены они для первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя Atlas V, способной выводить на орбиту спутники военного и гражданского назначения. Кроме того, «Энергомаш» поставляет США двигатель РД-181 для одноразовой ракеты-носителя Antares, выводящей на орбиту грузы массой до 8 тонн.

 

В основном эти ракетоносители доставляют грузы на МКС. Поэтому отказ от сотрудничества с «Энергомашем» приведет к тому, что доступ к станции в обозримой перспективе будет иметь лишь Россия, которая и без того уже обладает монополией на пилотируемые полеты. По оценкам экспертов, скорее всего, американцы продолжат использование российских двигателей до 2024-2025 гг., а возможно, и до 2028 г.

 

Показательно, что в тех сферах, которые для них жизненно важны, американцы спокойно отменяют санкции или же идут на компромисс с Россией, так или иначе устраивающий обе стороны. А что касается Евросоюза, объемы торговли которого с РФ на порядок больше, чем у США, то американцы упорно настаивают на сохранении антироссийских санкций, невзирая на экономические потери.

 

Типичный пример такой политики – давление, которое Вашингтон оказывает на Берлин с целью заставить его отказаться от строительства «Северного потока - 2», что откроет европейский рынок для более дорого американского СПГ. С этой целью 26 марта с.г. Конгресс США принял закон о помощи странам Центральной и Восточной Европы в диверсификации поставок энергоносителей. Одна из ключевых задач этого акта – стимулировать создание инфраструктуры, которая позволила бы странам ЕС импортировать американский сжиженный газ вместо более дешевого российского трубопроводного.

 

Между тем финансовые потери Евросоюза от санкционной войны с Россией гораздо выше, чем США. И связано это с тем, что объем торговли РФ с ЕС в несколько раз больше. В прошлом году на долю Евросоюза пришлось 42,8% всего внешнеторгового оборота России, тогда как США – всего 3,6%. ЕС по объему товарооборота является для России первым внешнеторговым партнером, а Штаты – только седьмым. И значение торговли с Россией для Евросоюза, даже если не принимать во внимание жизненно важные для него энергоносители, просто несопоставимо с её значением для США.В конце марта министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая на онлайн-брифинге в рамках Евразийской молодежной медиашколы в Минске оценила потери европейского бизнеса от сокращения торгово-экономического сотрудничества с РФ за несколько последних лет в 300 млрд. долл. Это в 12 раз больше, чем объем годового товарооборота между Россией и США. Причем в эту сумму не входят потери по инвестициям, сокращенным рабочим местам и другим показателям.

 

По более скромным оценкам, озвученным 18 марта замглавы МИД России Александром Грушко, потери европейцев от собственных санкций и ответных российских контрсанкций составили 100 млрд. евро. Причем убытки Евросоюза, как отметил спецдокладчик ООН по вопросам негативного воздействия односторонних принудительных мер на права и свободы Идрисс Джазаири, оказались больше, чем России, которой удалось смягчить санкционное давление за счет развития внутреннего производства. Само по себе введение санкций, которые больше вредят собственным компаниям, чем российским, выглядит, на его взгляд, крайне странным.

 

Фактически Вашингтону удалось заставить Брюссель оплачивать холодную экономическую войну с Москвой за свой счет, тогда как сами американцы нести финансовые и технологические потери из-за нее не собираются. Об этом же говорит и настойчивое навязывание ЕС американского СПГ взамен более дешевого российского трубопроводного газа. Будучи торговой нацией, сформировавшейся на основе протестантской этики, англосаксы вообще не отделяют бизнес от политики, рассматривая ее как средство конкурентной борьбы. Евросоюзу в этом раскладе уготована роль разменной монеты, которую американцы используют для достижения своих политико-экономических целей в ходе противостояния с Россией.

+1
    820