Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Сбились со счета. Цифры не лгут, но статистика – запросто

Сергей Козлов, Виктор ВеркАргументы и факты
3 октября 2020
Сергей КОЗЛОВ: Как-то так сложилось, что фраза «согласно официальным данным» в народе вызывает, мягко говоря, недоверие. И все к этому привыкли. Вот на днях, к примеру, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов высказался довольно интересно: госорганы не заинтересованы в защите прав потребителей. Смело, надо заметить, сказано. При этом в качестве довода он привел данные статистики о том, с чем люди обращаются в госструктуры. Это вопросы, «беспокоящие потребителей в целом, которые повторяются из года в год: сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских услуг, а также транспорта». В 2017 году в госорганы поступило 23 тыс. обращений, в 2018 – более 21 тыс., а в 2019 – почти 30 тыс. А в 2020-м только в комитет по защите прав потребителей уже поступило порядка 8 тыс. обращений. Весьма любопытно: уровень недовольства потребителей (кстати, это кто, не все ли граждане станы?) у нас определяется числом поданных заявлений с жалобами, как ты полагаешь? 


Виктор ВЕРК: Не вчера сказано про три разновидности лжи – ложь, чудовищная ложь и статистика. Увы, это еще никто не опроверг. Более того, одной из ключевых задач президент Токаев назвал переподчинение комитета по статистике себе от Миннацэкономики. Многие с виду серьезные экономисты, как писал классик, кричали «ура!» и в воздух чепчики бросали. Хотя я убежден: само по себе это переподчинение ничего не решает. Ведь статистика формируется снизу вверх, в центре пользуются данными, которые предоставляют регионы. А руководству последних важнее слыть, чем быть. Поэтому и возникают казусы вроде того, о котором рассказала твоему покорному слуге Аружан Саин, наша детский омбудсмен. Из областей ей прислали статистику с почти стопроцентным охватом детей занятиями в спортсекциях, причислив к таковым школы олимпийского резерва, то есть спорт высоких достижений. Это чистой воды манипулирование! И я готов биться об заклад: подобное «ноу-хау» используется в любой отчетности.

С. К.: Ты, безусловно, прав. Возьмем, например, безработицу. Официально она на уровне 5%. Но кто в это верит? Экономист Олжас Тулеуов, например, считает, что она у нас на уровне 9,5%, и доказывает это объективными выкладками. И добавляет: «Статистика рынка труда часто подвергается критике как чиновниками, так и экспертами». Интересная мысль: это как? Чиновники, отвечающие за состояние рынка труда, конечно же, хотят видеть эту статистику более для себя благоприятной, ведь иначе начальство будет недовольно. И подвергая ее критике, наверняка подправляют, чтобы эта статистика была такой, какой она нужна именно им. Но не всем остальным. Быть может, у нас так в любой сфере?

В. В.: Сложно сказать, но похоже на то. При этом настоящей статистики они либо не имеют вовсе, либо – что еще хуже! – скрывают от президента. А это ставит под сомнение успех «нового экономического курса», провозглашенного в послании Касым-Жомарта Токаева. Поскольку, в этом случае любой экономический гуру, приглашенный в президентские советники, рискует оказаться не у дел – он просто не увидит реальной картины того, где мы находимся, а значит, не сможет (даже если очень захочет) подсказать, куда нам двигаться дальше.

С. К.: А как тебе такое недавнее сообщение: «По итогам января – июня 2020 года номинальная зарплата в Казахстане составила 206,1 тыс. тенге. Это на 16,3% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года»? Это, если что, примерно 510 долларов. Как скажут наверняка очень многие: чтоб я так жил! И при этом Казахстан стал лидером по росту зарплат среди стран ЕАЭС. Ну как тут не погордиться – и за нас, и за тех, кто нам всем позволил нарастить наши зарплаты и стать лучшими среди соседей. А вот президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова почему-то сомневается: «Как сейчас формируется статистика, я вообще не знаю, отчетность сдается абы как». И еще это созвучно сказанному тобой: «Использование некачественной статистики – на самом деле большой риск при построении планов на будущее. Ведь будут учитываться якобы высокие доходы населения. Неправильное планирование потом отражается на людях повышением цен и непредвиденными и неожиданными расходами». То есть, как мы уже сказали, все эти данные – из разряда «абы как»… 

В. В.: Кстати, Советский Союз тоже долго позиционировал себя лидером как в макро-, так и в микропоказателях. А на деле это оказалось блефом. О чем блестяще написали в 1987 году в журнале «Новый мир» экономист Григорий Ханин и журналист Василий Селюнин. Ты ее, конечно, помнишь…
-
С. К. Еще бы! Они, по сути, назвали одну из главных причин будущего развала СССР – неверная статистика привела к серьезным просчетам в планировании. Причем как на государственном, так и на семейном уровне, который статисты именуют «домохозяйством». И вот теперь как раз о них – один из самых одиозных вопросов нашей нынешней статистики – уровень потребительских цен. Пару лет тому назад тогдашний министр нацэкономики Тимур Сулейменов рассказал в мажилисе, как в его ведомстве эти средние цены определяются: берется по каждому товару от шести до десяти ценовых позиций. К примеру, масло сливочное, сказал министр, «мы можем купить в магазине возле дома, на базаре, на оптовом базаре, а можем взять в крупном торговом центре. На базе этого усредняется по весам и дается цена в целом по региону и республике». А наши граждане, добавил он, привыкли покупать продукты непосредственно либо около дома, либо в супермаркете, «поэтому когда это усреднение происходит, каждому из нас кажется, что цена не та, которую я вижу при покупке этого товара. Но тем не менее со статистической точки зрения, усреднение цены – это правильно». Вот ты понимаешь, нам все кажется, а на самом деле все правильно. По факту ложь, а по статистике – правда… 

В. В.: Об этом и речь. Акимы, министры, вице-премьеры докладывают наверх ровно то, что позволяет им удержаться в кресле. А там наверху об этом прекрасно знают, но делают хорошую мину… И если честно, так обстоит дело не только у нас. В крупнейшей экономике Запада центральный статистический орган – Национальное бюро статистики США – входит в Министерство торговли, отвечающее, в числе прочего, и за инвестиционную политику. Так тамошние эксперты-экономисты открыто заявляют: Нацбюро искусно «корректирует» статданные, чтобы не «огорчать» крупных инвесторов и не вынуждать их снижать свою инвестиционную активность. Так что высказывание о трех видах лжи актуально не только для нас. Главное, чтобы правду знали те, кто собирается вести нас «новым курсом». Не знаю, как ты, а вот я испытываю на сей счет большие сомнения. И поэтому не могу не тревожиться за наше будущее, как бы высокопарно это ни прозвучало.

С. К.: Ну что ж, давай посмотрим, как теперь переподчиненный комитет по статистике себя проявит. Может, проявит себя достойно. Или все будет как прежде, и наша статистика останется, как выразился один остряк, вроде девушки в бикини: то, что она показывает, наводит на мысли, а что скрывает – жизненно важно.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ И МЕНЯЛИСЬ ОРГАНЫ СТАТИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ 

Март 1991 г. Госкомстат Казахской ССР преобразован в Государственный комитет по статистике и анализу РК. Создана специальная государственная служба регистрации цен, осуществляющая регулярное наблюдение за уровнем и динамикой цен (тарифов) во всех секторах экономики.

Январь 1992 г. На VII сессии Верховного Совета принят закон Республики Казахстан «О государственной статистике в Республике Казахстан». Принята госпрограмма по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета в 1992- 1995 гг., послужившая основной для внедрения системы национальных счетов (СНС).

Октябрь 1996 г. Принята Программа совершенствования государственной статистики на 1996-1998 гг.

Май 1997 г. Принят новый закон РК «О государственной статистике».

Ноябрь 1998 г. Принята новая госпрограмма совершенствования государственной статистики в РК на 1999-2005 гг.

Январь 1999 г. Национальное статистическое агентство преобразовано в Агентство РК по статистике.

Декабрь 2004 г. Агентство РК по статистике вошло в правительство Казахстана.

Март 2010 г. Принят новый закон РК «О государственной статистике».

Август 2014 г. Агентство РК по статистике преобразовано в комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.

Сентябрь 2020 г. Комитет по статистике из МНЭ РК переходит в ведение Агентства по стратегическому планированию и реформам СПР и преобразуется в бюро национальной статистики.
+1
    8 497