Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Пенсионные накопления в Казахстане: потратить нельзя оставить

Гульназ МустафаCABAR.Asia
17 декабря 2020
С 2021 года казахстанцы разрешат использовать часть своих пенсионных накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям. Однако воспользоваться этой возможностью смогут далеко не все.

По информации Министерства труда и соцзащиты Казахстана, необходимый порог достаточности – неснимаемая сумма, которая остается на пенсионном счету, – есть всего лишь у чуть более 6% вкладчиков. То есть воспользоваться пенсионными накоплениями для улучшения жилищных условий или инвестиций смогут около 721 тысячи вкладчиков.

«Среди них около 530 тысяч работающих граждан, имеющих пенсионные накопления, превышающие «порог достаточности», более 178 тысяч пенсионеров, которые имеют пенсионные накопления, и 13 тысяч человек, заключивших договор пенсионного аннуитета со страховой компанией», – сообщил министр труда и соцзащиты Биржан Нурымбетов на брифинге 9 октября. 

Пороговые суммы варьируются в зависимости от возраста и, к примеру, в 20 лет человек уже должен накопить больше 4 тысяч долларов США на счету Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Эта сумма «несгораема», она должна остаться на пенсионном счету, а все, что выше этой суммы накоплений, можно снять и потратить.

Если на пенсионном счету находится сумма выше обозначенной для каждого возраста, ее можно снять и использовать на лечение, вложить в ценные бумаги или купить жилье. Также можно приобрести земельный участок, рефинансировать ипотеку в любом банке, либо сделать в своем доме или квартире ремонт. 

Но накопить сумму, которая достигает порога достаточности, даже при желании удается немногим. Люди сетуют, что из-за крайне низкой заработной платы за 30 с лишним лет трудового стажа накопить эти средства не получается.

Но как вышло, что в стране, где проживают порядка 18 миллионов человек, оказалось всего 6% граждан, которые уже накопили тот самый заветный порог? Эксперты говорят, основная причина в теневой экономике и самозанятых. 

«В Казахстане есть целый пласт людей, которые работали долгое время и продолжают работать в теневой экономике или же самозанятые и делают пенсионные отчисления по минималке, в результате у них очень низкий уровень пенсионных накоплений. Здесь чуда не бывает, кто не отчислял пенсионные выплаты или делал это из минимальной зарплаты, то, естественно, на пенсионном счету в ЕНПФ суммы незначительные», – говорит Бота Жуманова, основательница тематической пенсионной платформы enpi.kz.

Живем здесь и сейчас


По данным Министерства труда и социальной защиты населения, на сегодня всего семь 20-летних казахстанцев имеют на счетах в Едином накопительном пенсионном фонде сумму, превышающую порог достаточности для этого возраста. С одним из этих семи казахстанцев CABAR.asia удалось связаться:

У отца большой бизнес. Когда мне исполнилось 18 лет, он меня устроил туда с заработной платой где-то более 700 тысяч тенге (1639 долларов США). За два года я накопил такую сумму, получается. Я не хочу злить своих соотечественников, но если есть большой бизнес, куда тебя устроят, то накопить сумму можно. Таких поэтому в стране единицы. 


Еламан Турсынханов. Photo: CABAR.asia
Другой казахстанец в день своего совершеннолетия устроился продавцом в магазин. С того времени не было ни дня, чтобы Еламан Турсынханов не работал. Но по сегодняшний день не смог накопить даже половину той суммы, которая является порогом достаточности.

«Я работаю с 18 лет. Ежемесячная заработная плата в среднем 75 тысяч тенге (176 долларов США). За 7 лет работы и стабильных отчислений в Пенсионный фонд я смог накопить около 672 тысячи тенге (1574 доллара США)», – говорит Турсынханов.

Если население в этом обвиняет пенсионную систему страны, то представители ЕНПФ видят проблему в другом. По данным Фонда, каждый второй вкладчик предпочитает жить здесь и сейчас, не отдавая пенсионные 10% и получая зарплату в конверте.

Их мнение подтверждает и сотрудник одного частного медицинского центра, который решил остаться инкогнито, боясь потерять работу.
«Я работаю в медцентре давно. Основную часть заработной платы получаю в конверте и только 25% поступают официально на карточку. Это, с одной стороны, хорошо – получаешь деньги без удержания, с другой – проблематично, поскольку до сих пор не могу оформить ипотеку. Не хватает дохода, хотя заработная плата у меня достаточно хорошая», – рассказывает он.

Краткосрочный эффект


У экспертов на этот счет свое мнение. Преподаватель по финансовой грамотности и инвестициям Оркен Динасыловсчитает раздачу пенсионных сбережений бессмысленной затеей. Он уверен, что досрочное изъятие денег может привести к краху пенсионной системы.

Оркен Динасылов. Фото взято с личной страницы в Facebook
«Президент страны поставил задачу реформировать Фонд с тем, чтобы улучшить эффективность его работы. Однако каким образом изъятие средств из фонда улучшит его работу, совсем непонятно», – говорит Динасылов.

По его словам, чем больше капитала в Фонде, тем выше его эффективность, но из-за размера издержек с большей суммы это меньше отражается на результатах. 

«Допустим, Фонд ежемесячно тратит 1000 тенге на издержки (зарплата сотрудников, аренда помещений, концелярские товары и пр.). На какой фонд эти расходы будут иметь наибольшее влияние: в котором миллион или в котором 10 миллионов? А издержки ЕНПФ, в сравнении с подобными фондами в мире и так очень большие. Доходность напротив – маленькая. При всем при этом, мы с барского плеча хотим раздать 12% от тела капитала», – отмечает Динасылов.


Арман Байганов. Photo: 24.kz
Эксперты отмечают, что эффективность ЕНПФ от этого никак не улучшится, а эффект на экономику и благосостояние населения при этом будет невнятным и краткосрочным. Заработают на этом только банки, строительные, страховые и другие финансовые организации. 

«Будет большой отток пенсионных денег, а эти деньги инвестированы в экономику Казахстану. Проблемы могут возникнуть с платежеспособностью самого пенсионного фонда. ЕНПФ еще ведь должен выплачивать пенсии, а с другой стороны – удовлетворять досрочное снятие. Резко сократятся активы пенсионного фонда. Если с двух сторон будут забирать деньги, представьте, какой стресс будет», – говорит экономист Арман Байганов.

Оркен Динасылов считает, что менять нужно инвестиционную политику ЕНПФ с учетом рождаемости и смертности, будущих доходов, собираемости вкладов, обратных выплат и т.д.

«Текущая инвестиционная декларация фонда написана на устаревших стандартах. До изобретения персонального компьютера, в конце 70-х, начале 80-х годов ХХ века человечество не видело, что потенциал доходности долевых активов гораздо выше, чем потенциал долговых активов. Что риск долевых активов на длинной дистанции нивелируется, в то время как риск долговых активов со временем только растет. Но свыше 90% средств ЕНПФ все равно вложены в долговые бумаги», – отмечает Динасылов.

Но больше всего возмущает казахстанцев то, что суммы пенсионных накоплений, снятые для их досрочного использования, будут облагаться налогом в 10%. Как сообщили в пресс – службе Комитета госдоходов, согласно действующему налоговому законодательству, к доходам, облагаемым индивидуальным подоходным налогом, относятся также выплаты ЕНПФ из пенсионных накоплений налогоплательщиков, сформированных за счёт пенсионных взносов.

Тем временем в Казахстане уже приступили к модернизации пенсионной системы до 2030 года. Проект постановления опубликован на сайте «Открытые НПА». В концепции предлагается с 2028 года перейти от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии. Минтруда предполагает, что это позволит оптимизировать механизм предоставления государственных гарантий, повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысит коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами.
+2
    5 471