Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Экономика

Бедность в Киргизии продолжает расти. И причина не только в пандемии

Ирина БольботРитм Евразии
19 ноября 2021
На фоне пандемии 2020 год стал худшим для экономики Киргизии за последние 26 лет. Число бедных киргизстанцев неуклонно растет.

Нищают, как на дрожжах


После начала пандемии доля жителей республики, чьи доходы находятся ниже уровня бедности, увеличилась с 20% до 31%. Уровень бедности повысился из-за снижения доходов и роста безработицы. Об этом рассказал министр экономики и коммерции КР Данияр Амангельдиев на встрече министров по торговле развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, которая прошла в рамках предстоящей 12-й Министерской конференции ВТО. По его словам, падение ВВП в 2020 году составило 8,6%.

Пострадала и туристическая отрасль страны – доход сократился аж на 80%. Кроме того, серьезно пострадали торговля, транспортный и строительный сектор. Валовой объем услуг оптово-розничной торговли за январь-август прошлого года сократился на 16,8%. Реальные темпы роста в сфере транспортных услуг упали на 39,1%. Серьезно зацепило и сферу услуг. Её влияние на темпы экономического роста было отрицательным, и вклад в формирование ВВП составил минус 4,6%. При этом инфляция выросла с 3% в 2019 году до 10% в 2020-м.

Больше всего подорожали продукты и безалкогольные напитки – на 17,6%. Реальные денежные доходы населения снизились на 5%. Из-за сокращения производства, увеличения бюджетного дефицита и обесценивания национальной валюты государственный долг увеличился на 16% к ВВП и составил 68% ВВП в 2020 году. Товарооборот упал на 20%. И если экспорт во время пандемии коронавируса снизился всего на 1,1%, то импорт упал на 26,2%, или 1,3 млрд долларов.

Все это сказалось на уровне жизни простых граждан Киргизии. За чертой бедности в 2020 году проживали 1 млн. 678 тыс. человек, из которых 73,7% являлись жителями сельских населенных пунктов. По данным Национального статистического комитета, бедность выросла как в городах, так и сельской местности.  Уровень бедности вырос во всех регионах страны, кроме города Оша и Таласской области. Больше всего за год обеднели жители Джалал-Абадской области – на 10,3%. Из общей численности бедных более 58% приходится на Джалал-Абадскую, Ошскую и Чуйскую области.

Уровень крайней бедности в 2020 году составил 0,9% и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 0,4 процентных пункта. За чертой крайней бедности проживали 59,2 тыс. человек, из которых 87,2% являлись жителями сел.

«Разрушительные последствия пандемии коронавируса вышли далеко за рамки здравоохранения. Кризис COVID-19 отрицательно сказался на трудовых доходах населения – главном факторе сокращения бедности. В сочетании с падением покупательной способности населения из-за инфляции эта ситуация привела к уязвимости граждан перед экономическими последствиями пандемии. По оценкам, уровень бедности в КР в 2020 году вырос на 11 процентных пунктов с 20,1% в 2019 году.  В результате за чертой бедности оказались еще 700 000 человек – это огромная цифра для страны с населением в 6,6 миллиона человек», – говориться в докладе Всемирного банка.

Дальше еще хуже?


Но самое тревожное то, что специалисты заявляют: по итогам текущего года уровень бедности в Киргизии вырастет еще на 4% и достигнет 35%. Именно такой прогноз давали весной этого года во Всемирном банке. К сожалению, все предпосылки для его реализации в стране существуют, и главные из них – это потеря источников дохода и продовольственная инфляция.

«Год назад страны мира еще не осознавали, насколько сильно пандемия может ударить по их экономическим показателям. Для таких же государств, как Киргизстан, которые по уровню доходов находятся ближе к нижнему спектру, она стала очень серьезным испытанием: если экономика развитых стран сократилась на 4,4%, то в Киргизстане этот показатель составил 8,6%, – отметил тогда глава офиса Всемирного банка в КР Навид Хасан Накви. – В стране, помимо кризиса в социально-экономическом развитии, связанного с пандемией коронавируса, на общую ситуацию наслаиваются и проблемы политического характера. Необходимо как можно быстрее завершить все политические процессы, чтобы заняться восстановлением экономики, повышением уровня благосостояния населения и возобновить приостановленные проекты».


Министр экономики и коммерции КР Д. Амангельдиев заявил, что республика до сих пор не оправилась от трудностей, связанных с пандемией

Согласно исследованию Всемирного банка, главной проблемой для граждан КР является тяжелая ситуация на рынке труда. С этим согласились 60% участников опроса. Основными проблемами рынка труда республики являются высокий процент безработных, неформальная занятость, отток трудоспособных мигрантов, а также низкая доля женщин в рабочей силе. По официальным данным, в 2020 году в Киргизии насчитывается более 150 тыс. безработных. По сравнению с 2019 годом их количество выросло на 10 тыс. человек. По неофициальным данным, этот показатель в разы больше.

Неутешительный прогноз дают и в самой республике. По информации Минфина КР, уровень бедности в стране к 2023-му сократится всего на 0,5%. А средняя заработная плата, согласно проекту постановления Кабинета министров «Об основных направлениях фискальной политики Кыргызской Республики на 2021-2023 годы», в 2021 году вырастет лишь до 18,6 тыс. сомов, в 2022-м – до 19,5 тыс.

Мигранты – подушка безопасности


От дальнейшего резкого роста бедности Киргизию пока спасают денежные переводы трудовых мигрантов. Экономист, руководитель программы по вопросам бедности и равенства в Центральной Азии Уильям Зейтц говорит, что «республике еще предстоит непочатый объем работы, чтобы перейти на показатели доковидного уровня». «Наше исследование показало, что жители Киргизстана рассматривают рынок труда как наиболее злободневную проблему. Для них она наиболее актуальна с точки зрения сокращения бедности. При этом люди считают, что сейчас условия абсолютно не подходят для поиска работы внутри страны. Только 20 процентов наших респондентов сказали, что сейчас хорошее время для поиска работы. При этом республике избежать еще большего роста уровня бедности помогли именно денежные переводы мигрантов. Данные показывают, что люди затянули пояса, стали больше экономить, чтобы помочь своим родным в Киргизстане. При этом переводы тратятся на базовые нужды, в основном на продовольствие. У домохозяйств с низким доходом львиная доля и так тратится на продовольствие. И денежные переводы также», – заключил представитель ВБ.

Проанализировав экономическую ситуацию в республике, отечественные экономисты сходятся во мнении, что страна находится в глубочайшем кризисе и уровень бедности населения будет только расти. «Все происходящее можно назвать катастрофой. Согласно экономическим показателям, страна откатились на 20 лет назад, – считает экономический эксперт Бакыт Шердалиев. – Без финансовых вливаний извне нам будет очень сложно стабилизировать ситуацию. В нашей стране существует фактор политической нестабильности. А он очень влияет на инвесторов. Пока у нас наблюдается политическая нестабильность, она будет сильно влиять на наш инвестиционный климат и на рост экономики. Политическая стабильность является драйвером и для внутренних инвесторов. При этом малый и средний бизнес в нашей стране остаются в тени».

Относительно уровня бедности и прогнозов Всемирного банка экономист полагает, что они несколько сдержанны. «Если сделать реальный срез общества, то выясниться, что бедными в нашей стране являются 50 процентов населения, а в крайней нищете живут 35 процентов наших граждан. Это более реальная картина происходящего. И это, к сожалению, не предел», – сетует он.
+1
    4 599