Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Экономика

Трансграничное кредитование в ЕАЭС: чем оно обернется для казахстанцев?

Юлия КисткинаQMonitor
26 ноября 2021
Прошедшее вчера в Ереване заседание Евразийского межправительственного совета фактически дало старт  запуску единого финансового рынка  ЕАЭС, что в очередной раз обострило застарелые опасения аналитиков в правильности такого шага и актуализировало озвучиваемые ими угрозы относительно сохранения самостоятельности отечественной финансовой системы. 


Факт…


В ходе заседания межправительственного совета премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил о «решительных шагах», сделанных странами ЕАЭС, по сближению своих финансовых рынков, что выразилось в подписании соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй. «Граждане «пятерки» (России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана – прим. ред.) получат равные возможности при обращении за займами на территории всего союза. При этом банки смогут проверять историю своего клиента вне зависимости от того, какой у него паспорт, и, проанализировав риски, принимать решение о выдаче ему кредитов», - так глава российского правительства прокомментировал смысл соглашения. 

В эксклюзивном интервью МИА «Казинформ» член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Руслан Бекетаев заявил, что «интеграция финансовых рынков – это неотъемлемая и важная часть создания единого экономического пространства союза. Объединение финансовых рынков будет стимулировать свободное движение капитала, усилит конкуренцию между участниками финансового рынка. В конечном итоге это даст возможность простым гражданам получить более разнообразные, качественные и доступные финансовые услуги и продукты, включая банковские кредиты».

Что касается непосредственно подписанного соглашения, то, по словам Руслана Бекетаева, его основная цель в том, чтобы облегчить гражданам и коммерческим компаниям беспрепятственный взаимный доступ к кредитным продуктам на всей территории союза. Он также пояснил: «С практической точки зрения соглашение служит базой для обеспечения равных прав и возможностей потребителей финансовых услуг при их обращении за кредитными ресурсами, а поставщикам финансовых услуг (прежде всего, банкам) предоставляет доступный инструментарий для оценки кредитного риска потенциальных заемщиков. Соглашение дает резидентам государств ЕАЭС возможность получать свой кредитный отчет, находясь в другой стране союза. В документе прописан механизм взаимодействия между кредитными бюро – участниками трансграничного обмена кредитной информацией, а также определены полномочия финансовых регуляторов по регулированию и надзору за трансграничным обменом. После вступления соглашения в силу граждане и компании наших стран получат возможность на равных условиях обращаться за получением банковских кредитов на всей территории союза, и это придаст дополнительный импульс развитию трансграничного кредитования».

Вместе с тем, инициатива выглядит довольно неоднозначной. По крайней мере, для казахстанского финансового рынка, если учесть более привлекательные условия кредитования в других странах союза, в частности, в РФ. Как реализация на практике подписанного соглашения скажется на банковских системах стран ЕАЭС? Сохранят ли финансовые сектора стран-участниц «пятерки» устойчивость, если их население станет массово брать кредиты, допустим, исключительно в России? Как это может сказаться на устойчивости национальных валют? Какие в целом плюсы и минусы сопутствуют данной инициативе?


…и комментарий


Расставить точки над i в ситуации согласился Сергей Лысаков, руководитель информационно-аналитического центра TeleTrade.  Ранее эксперт уже комментировал опасения, высказываемые относительно создания единого финансового рынка ЕАЭС, и говорил о слабой конкурентоспособности финансовых институтов в ряде стран Евразийского союза, в том числе и в Казахстане: «Например, банковские, страховые институты России, а также брокерские компании могут иметь большие возможности по предложению инструментов для своих клиентов, больший капитал. От этого могут зависеть комиссии по клиентскому обслуживанию, процентные ставки по выдаче кредитов. То есть, российские финансовые организации могут получить преимущество в случае оказания трансграничных услуг. При этом стоит учитывать, что до 2025 года трансграничные услуги в соответствии с концепцией создания единого финансового рынка оказываться не будут». Вместе с тем, он отмечал, что «разница в процентных ставках в странах – членах ЕАЭС не так велика, чтобы говорить о возможном арбитраже при получении кредитных средств. Предположить, что подход к кредитованию и стоимость ресурсов для казахстанских компаний как-то радикально изменятся, трудно».

- Сергей, когда, на ваш взгляд, подписанное соглашение способно заработать на практике?

- ЕАЭС более пяти лет шел к подписанию данного документа. На его пути было достаточно много препятствий, в большинстве своем чисто технических. Но для того, чтобы соглашение о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, реально заработало, необходимо подготовить и принять еще один документ - организационно-технические стандарты обмена данными. Впрочем, не думаю, что на разработку этого чисто технического приложения к подписанному соглашению уйдет значительное количество времени.

- Насколько безболезненным окажется это новшество?

- На мой взгляд, принципиально ситуация не изменится. По крайней мере, для граждан Казахстана, постоянно проживающих на родине. В нашей республике ведущие российские банки через свои дочерние организации представлены уже давно. Им ничего не мешало обмениваться информацией с материнскими структурами и до этого. Да и не в этом суть соглашения. Главное, что теперь методология расчета рисков для граждан Казахстана будет синхронизирована с методологией в других странах - России, Армении или Белоруссии. А вот что действительно может измениться, так это ситуация для предпринимателей или граждан Казахстана в случае их переезда в другие страны ЕАЭС. 

- И каким же образом? 

- Например, предприниматели, работающие с российскими контрагентами, скорее всего,  действительно смогут получить более дешевое финансирование в российских кредитных учреждениях при осуществлении внешнеторговых операций. При этом им не нужно будет дополнительно создавать российское юридическое лицо. Аналогичные схемы взаимодействия возможны и с другими странами ЕАЭС. Для казахстанцев, переехавших в Россию, такие возможности тоже могут сыграть в пользу удешевления заимствований. 

Однако при прочих равных банки в любой стране ЕАЭС будут учитывать валютные и страновые риски, смотреть на источники доходов по месту их происхождения. Все это подразумевает учет экономической ситуации в конкретной стране, в том числе действующих там кредитных ставок. Какие-то преимущества возможны в части получения онлайн-кредитов. Но это потребует от банков дополнительных усилий по установке соответствующего программного обеспечения для учета необходимых параметров кредитования гражданина другой страны ЕАЭС. Не думаю, что это вопрос ближайшего будущего. В любом случае это будет целесообразно только для тех финансовых учреждений, которые не представлены в стране ЕАЭС, откуда гражданин запрашивает кредит.

- Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы данного решения?

- Положительным моментом будет расширение списка банковских институтов, где граждане Казахстана смогут попросить кредит. Опять-таки, далеко не факт, что кредитная ставка и условия по этому кредиту будут лучше, чем в казахстанских банках. Необходимо также учитывать наличие дистанционного обслуживания клиентов. Не все банки могут быть готовы полноценно поддерживать такой сервис без необходимости личного посещения офиса банка на территории, допустим, России. Аналогичная история может возникнуть и с банковскими институтами на территориях других стран ЕАЭС.

Конечно, с точки зрения экспансии в другие страны банки могут предложить специальные условия кредитования для граждан стран Евразийского союза, но полноценного единого финансового рынка в ЕАЭС еще не создано. Поэтому на банковские институты продолжает давить национальное законодательство, предусматривающее различные условия их функционирования в разных странах-участницах союза. 

А вот что касается озвучиваемых страхов относительно национальных валют, то вряд ли данное соглашение способно хоть как-то повлиять на их курс и устойчивость.
+1
    5 758