Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Қонақ экономикасы – или какие выводы надо сделать из санкций

Расул РысмамбетовТуранпресс
6 апреля 2022
Коллаж: © Русские в КазахстанеГостевой характер российских производителей – когда можно свернуть производство за неделю и за полгода оборудование придет в негодность – является важным обстоятельствам для дальнейшего планирования развития экономики Казахстана.

Мы не просто должны иметь это в виду, а изучая судьбу многих производств в РФ – должны не наступать в эти ловушки. Казахстанское содержание – данное словосочетание приобрело новый смысл, глубже канцелярского. И вот почему.

Когда после объявления санкций иностранные компании начали уходить из России, самый неприятный сюрприз был не для Казахстана, а для самого российского правительства.

Внезапно оказалось, что немалая часть потребительских товаров:

  • 1.Производится на российских предприятиях мировыми брендами по иностранным технологиям.
  • 2.Производится российскими компаниями на иностранных предприятиях.
  • 3.Производится российскими компаниями, но со значительной долей импортных компонентов.


Откуда это началось?


Можно сказать, что мировые бренды начали осваивать постсоветское пространство уже в последние годы перед развалом СССР.
Транснациональные корпорации делали это согласно классической схеме – первый и самый безопасный способ входа на рынок, это — экспорт, затем идет частичная локализация (фасовка, упаковка) и значительная локализация (запуск местного производства). Уже к середине 90-х годов ТНК смогли по старым советским каналам распределения продукции выйти на все рынки СНГ. Они восстановили, улучшили и оптимизировали многие схемы и выбрали центром РСФСР, как наиболее логистически и промышленно развитую республику.

Мы в Казахстане, с завистью смотрели как в России открывают заводы, цеха, откормочные цеха и комбайны JohnDeere бороздят просторы соседа. Большинство центральных офисов крупных дистрибьютеров открывалось в Москве и в других странах имели офисы, склады, но российский рынок, по понятным причинам, для них был ключевым.

И сейчас мы смотрим как часы бьют полночь и часть карет превращается в тыквы. А, казалось бы, российские бренды на поверку оказываются иностранными, но самое неприятное для российского потребителя и правительства – не все местные игроки владели тонкостями технологического процесса. 

Вот немного устаревший, но еще актуальный список компаний, которые сворачивают свою деятельность на рынке РФ.

Фактически, целые отрасли были гостевыми, то есть оборудование буквально собрали на территории РФ и запустили на иностранном сырье. За годы работы в РФ выросло целое поколение лояльных иностранных инженеров и менеджеров, но даже они не могут воспроизвести детальный процесс без обладания компонентами из европейских лабораторий. Как сказал казахстанский эксперт, Ануар Буранбаев – это «импортозависимость импортозамещения».

Оказалось, что даже военные дроны в РФ собраны из иностранных компонентов, а сейчас с санкциями это производство может резко сократиться.

Никто не спорит с тем, что часть производств смогут «импортозаместить», то есть вместо французских бактерий в йогуртах использовать местные, а гамбургерные котлеты воспроизвести на 100% местными силами. Кто знает, с мощным научным потенциалом российских ученых – можно будет сделать российскую авионику для пассажирских самолетов?

Кто виноват и что делать?


В современном мире, пока еще глобальном, можно торговать с любой страной, а значит нет смысла пытаться сделать 100% местный продукт. Даже простые вещи вроде утюгов собирают не в одной стране, не говоря уже о машинах, самолетах и компьютерах.

Чего греха таить? Наши чиновники тоже иногда хотят быть реалистами, но потом начинают собирать самолеты, планшеты, компьютеры, что является другой крайностью. Слабо себе представляю величину кучи денег, которые государство потратило на крупноузловую сборку иностранных автомобилей, а особенно на поддержку таких программ. 

Уже в конце своего правления Нурсултан Абишевич озвучил программу производства простых вещей, но видно забыл объяснить ее правительству, потому что до сих пор в областях бюджеты с «простых вещей» нередко перекраивают в другие сферы.

Страны с меньшим самомнением, чем Казахстан, делали простые вещи в местном содержании – покупали образец, разбирали и изучали принцип работы, воссоздавали с улучшениями. 

Похожая история, например, была с телефонами Samsung, чьи инженеры вдохновлялись телефонами Motorola.

Буквально 20 лет назад корейский автопром пытался прыгать выше головы, закупал двигатели Mercedes, лишь бы попытаться сделать нормальную отечественную машину. Сейчас по соотношению цена-качество, корейцы наступают японским машинам не на пятки, а на затылок. Американские машины, которые боялись японского вторжения и защищали свой рынок – не идут ни в какое сравнение с японскими.

Как ни странно, у нас сейчас все задатки строительства новой экономики – кризис, закрытые границы, психологическая мобилизация – и мы пришли к этому через экономический кризис последних 7-8 лет плюс двухлетний карантин.

Поэтому сейчас, что нужен тщательный мониторинг и анализ себестоимости каждого казахстанского продукта – сколько стоит его произвести в Казахстане.

Дело не в том, что мы ждем санкций, а в том, что надо хеджировать риски нарушения цепочек поставок, сложности с транспортом и другие проблемы, которые легко могут начаться по той или иной причине.

Давно пора внедрить показатель местного содержания и сделать тщательную калькуляцию и карты труда – сколько данный продукт создает рабочих мест. Уроки санкций у соседей показывают нам, что не срочно, но надо по многим базовым позициям стремиться к максимальному местному содержанию. Мир стал настолько маленьким и глобальным, что проблема в одной части света – неминуемо бьет по остальным регионам. И это заставляет все больше и больше полагаться на свои силы.
+1
    5 779