Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Пенсионные метания. Почему минтруда не исполняет поручения президента?

Айгуль СарбасоваQMonitor
25 апреля 2022
Летом 2014 года вышел указ №841 «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года». Незадолго до этого для предотвращения роста количества пенсионеров правительство увеличило возраст выхода на пенсию для женщин, а все активы пенсионных фондов были собраны в Единый накопительный пенсионный фонд. В феврале произошла очередная девальвация тенге, а к 1 июля в ЕНПФ уже было 9,26 млн вкладчиков, на ИПС которых в общем находились 4,18 трлн тенге, то есть 452 тыс тенге или 2460 долларов в среднем на вкладчика (без учета регионов).

Министерство труда и соцзащиты посчитало, что со временем, когда на пенсию будут выходить граждане, не имеющие трудового стажа до 1998 года, денег для пенсий из бюджета уже хватать не будет, и рассчитывать они смогут только на собственные накопления. Минтруда учло также и то, что часть сограждан просто не имеют никаких накоплений в ЕНПФ, и решило сыграть в социализм, увеличив нагрузку на работодателя в виде 5% взносов за счет собственных средств с 2018 года. Работодатели в тот период были больше озабочены курсом тенге и финансовым кризисом, потому на будущее нововведение особого внимания не обратили.

Спустя пять лет 9,58 млн вкладчиков ЕНПФ имели на счету уже по 964 тысячи тенге, но в долларах средний счет вырос всего на 57 долларов до 2517 на одном усредненном счету. Несложно посчитать: если бы каждый вкладчик не отчислял десятину со своего дохода, а  откладывал бы по доллару в месяц наличными, без всякого рода финансовых инструментов и государственных институтов, его личные накопления в валюте превысили бы «прирост» в пенсионном фонде.

В сентябре 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании обратил внимание на справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование, а также имущественное расслоение внутри казахстанского общества. «Правительство должно обратить внимание и на растущий объем социальных отчислений. С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем. Однако есть риски, что работодатели утратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень. Поэтому поручаю Правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Затем вернемся к этому вопросу. За это время Правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущих пенсионеров, так и работодателей. Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги», - сказал президент Токаев.

Введение 5% взносов работодателя отложили и приступили к новым расчетам и новым идеям.

Чтобы новый налог не вызывал чрезмерной напряженности, появилась инициатива вводить обязательные взносы работодателя постепенно, начав с 1% и в течение пяти лет довести до желаемых 5%. Такую схему нововведения уже отработали на постепенном увеличении возраста выхода на пенсию для женщин, и потому идея казалась «съедобной». Но такой вариант не решает основной задачи – собрать больше денег в ЕНПФ. Поэтому вернулись к прежнему варианту.

Разработчики закона попытались учесть мнения работодателей относительно условно-накопительного компонента: многие работодатели считают 5%-процентные отчисления справедливыми лишь в том случае, если после выхода на пенсию накопления будут получать работники, за которых работодатель уплачивал взносы, а в случае их смерти средства переходят наследникам. Так, на сайте минтруда и соцзащиты совсем недавно было опубликовано следующее: «В рамках проекта поправок в Концепцию предусматривается изменение целевой направленности данных взносов от формирования условно-накопительной компоненты (основанной на принципах перераспределения накоплений между условно «богатыми» и низкодоходными вкладчиками) к пополнению личных (наследуемых) пенсионных накоплений вкладчиков». Более того, эту информацию подтвердили в министерстве по телефону. 

А буквально на прошлой неделе на сайте «Открытые НПА» опубликовали проект «Правил определения размера и осуществления пенсионных выплат за счет обязательных пенсионных взносов работодателя из единого накопительного пенсионного фонда», в которых черным по белому указано: «Пенсионные активы не являются собственностью агента и (или) физического лица, за которого уплачены обязательные пенсионные взносы работодателя». Кроме того, «Основанием для прекращения пенсионных выплат из ЕНПФ получателю является получение подтверждающих сведений из информационных систем государственных органов и (или) ЕНПФ о его смерти  или  выезде получателя на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан», из чего следует, что обязательные пенсионные взносы работодателя к личным и наследуемым не относятся. 

Но и работодатель работодателю рознь. Есть небольшие предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Они найдут способ уйти в тень, вывести за штат  работников и оплачивать их труд по договорам ГПХ. С 2018 по 2020 год фонд оплаты труда таким работникам увеличился почти вдвое и составил уже 76,953 млрд тенге. И, согласно кривой Лаффера, эти предприятия сократят как налоговые поступления по ИПН, так и поступления в ГФСС, ЕНПФ и ФМС. 

Фонд оплаты труда на предприятиях (без учета малых) в том же 2020 году зафиксирован на уровне 9,06 трлн тенге, и 5% взносов работодателей в ЕНПФ должны будут составить около 453 млрд тенге. Львиная доля этих предприятий содержится за счет бюджета (то есть все от тех же собранных налогов). И тут – следите за руками – деньги от налогоплательщиков идут на содержание бюджетников, а также на 5% ОПВР, чтобы потом аккумулироваться на ненаследуемых счетах в ЕНПФ. То есть сейчас почти четверть расходов республиканского бюджета ежегодно направляется на выплату пенсий (2,9 трлн тенге в 2022 году), и это правительство не устраивает, а после введения 5% ОПВР те же бюджетные деньги пойдут в ЕНПФ, и это нововведение считается вменяемым. По сути это переход к солидарной пенсионной системе, что означает признание провала накопительной.

Еще одно НО: «Пенсионные выплаты из ЕНПФ назначаются при наличии перечисленных обязательных пенсионных взносов работодателя в совокупности не менее шестидесяти календарных месяцев». То есть за лиц предпенсионного (с 58 лет и старше) возраста работодатель будет вынужден уплачивать взносы, а вышедшие на пенсию работники не будут иметь права получать выплаты. 

Между тем, на усредненном счете в ЕНПФ в 2020 году находилось 2782 долларов, в 2021 - 2751 и в нынешнем – 2710 долларов. Хорошая инвестиционная стратегия у Нацбанка, правильная. 
0
    6 002