Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Как курсовые скачки отразятся на экономике Казахстана и доходах граждан?

Сауле ИсабаеваQMonitor
14 июня 2022
Фото: © Русские в КазахстанеПосле начала «спецоперации» в Украине и последовавшими за ней антироссийскими санкциями курсы доллара и евро резко взлетели по отношению к рублю и тенге. Как следствие, резко подорожали многие товары, особенно импортные, а также недвижимость. И хотя потом маятник качнулся в другую сторону, и российская, а за ней и казахстанская валюты отыграли все свои потери, причём даже с лихвой, цены на товары и недвижимость, увы, откатились назад лишь незначительно. Чем это можно объяснить? Какой курс доллара и рубля вообще выгоден Казахстану с точки зрения экономики, бюджета, производителей, населения? Скажется ли существенное укрепление рубля относительно тенге на товарообороте между двумя странами? И что нас ожидает в ближайшие месяцы, к чему следует готовиться? Слово экспертам.
 
Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio:

«В следующие 3-6 месяцев доходы казахстанцев могут серьезно просесть»


- Казахстанцы за последние 20-25 лет пережили не один кризис, и в каждом из них действовал примерно один и тот же алгоритм. В ответ на внешний шок (экономический или политической) тенге сильно дешевел, резко ускорялась инфляция, после чего экономика начинала подстройку под новые реалии - уже с меньшей покупательной способностью доходов граждан при более высоких ценах и новом курсе нацвалюты. 

Нынешняя ситуация поначалу развивалась по абсолютно классическому сценарию. Реакцией на внешний шок (спецоперация России и западные санкции) стали резкое падение тенге, всплеск инфляции. Но затем вместо фиксации курса нацвалюты на новых минимумах в 480-500 за доллар США произошло то, чего никто не ожидал. За пару месяцев тенге не только отыграл 20-процентные потери февраля-марта, но и укрепился к концу мая относительно американской валюты на 3-4% по сравнению с началом 2022 года. 

Граждане и бизнес оказались в совершенно нетипичной ситуации, для которой нет готового сценария. Большинство казахстанцев, по всей видимости, решили придерживаться старой парадигмы развития кризиса, в которой есть хрупкий консенсус между стороной спроса (потребителями) и стороной предложения (бизнесом) о том, что текущие цены оправданы. Но чем дольше курс тенге остается сильным, тем больше возникает сомнений в том, что эта парадигма верна. 

Если крепость нацвалюты сохранится до августа, то консенсус потребителей и бизнеса ждет очень быстрый пересмотр в сторону снижения цен. Думаю, годовая инфляция в Казахстане уже к июлю выдохнется, достигнув по инерции отметки в 14,5-15,0%. А дальше начнется быстрый спад, который при условии относительно стабильного тенге вернет темпы роста цен к 9,0-10,0% в год. 

Какой курс выгоден Казахстану? Прежде всего, он должен быть стабильным. Только в таком виде он дает возможность и государству, и бизнесу, и гражданам строить планы по развитию, а не выживанию в условиях макроэкономической турбулентности. 

После того, как курс стабилизируется (пока этого, очевидно, не происходит, его волатильность остается чрезвычайно высокой), можно будет вернуться к дискуссии о том, какую экономику Казахстан пытается построить. Если предполагается сохранение акцента на экспортоориентированное производство, а это, по всей видимости, единственный рабочий вариант, то тогда политика слабого тенге должна быть продолжена. 

Но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что решение проблемы низкой эффективности в экономике за счет постоянного ослабления нацвалюты - это путь, ведущий к еще большей зависимости от экспорта сырья и технологической отсталости. Курс тенге должен быть достаточно сильным, чтобы позволить казахстанцам повышать уровень жизни и, главное, получать качественное профессиональное образование, без которого никакого экономического развития все равно не будет. 

Что касается значительного укрепления курса рубля к тенге (в мае рост достигал 20%), то ситуация достаточно новая, поэтому однозначного понимания силы влияния таких изменений на торгово-экономические процессы между Казахстаном и Россией пока нет. Формально это должно вести к подорожанию российской продукции в Казахстане. Но, во-первых, конец мая показал неустойчивость роста рубля (всего за пару дней тенге к нему укрепился на 20% с отметки в 7,70 до 6,20), что говорит о неуверенности экономических агентов в оправданности повышения цен сейчас. А, во-вторых, антироссийские санкции Запада сделали дружественные для российских производителей рынки сбыта критически важными. Поэтому даже если курс рубля и закрепится в районе 7,00 тенге, производители из РФ будут стараться максимально растягивать повышение цен во времени, чтобы не потерять долю рынка в РК. 

К чему готовиться? К сожалению, обнадежить пока нечем, потому как все большее количество индикаторов сигнализирует о неизбежности сильного экономического спада мировой экономики в 3-4 кварталах 2022 года. С одной стороны, это приведет к дефляционным процессам в мире, что может несколько снизить внешнее инфляционное давление на Казахстан и ослабить негативное влияние на доходы граждан. Но, с другой, эти самые дефляционные процессы должны стать причиной серьезного спада цен на нефть, что станет для страны триггером к существенному сокращению доходов республиканского бюджета. 

Так что гражданам стоит приготовиться к тому, что в следующие 3-6 месяцев (возможно острая фаза кризиса пролонгируется и на первый квартал 2023 года) их доходы из-за сохранения повышенного уровня инфляции (10-12%) и экономического спада могут серьезно просесть. Поэтому по возможности следует сформировать на этот срок подушку безопасности, которой будет достаточно, если придется искать новую работу. 

Зарина Скрипченко, ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана:

«В июне-июле возможно некоторое ослабление тенге»


- В настоящее время влияние обменного курса на динамику цен в Казахстане не является определяющим. Инфляция в нашей стране в гораздо более существенной степени зависит от таких факторов, как общемировой рост цен на продовольствие и энергоресурсы, разрывы логистических цепочек поставок на фоне российско-украинского конфликта и введенных в отношении РФ санкций, а также повышение потребительского спроса, в том числе связанного с эмоциональными покупками.

При этом часть товаров, потребляемых в Казахстане, приобретается за рубежом на инвалюту, а другая часть, хотя и производится внутри страны, требует большого количества импортных составляющих для поддержания таких производств. Соответственно влияние обменного курса на изменение стоимости этих товаров, безусловно, присутствует, что и объясняет некоторый «откат» в ценах после укрепления тенге.

Какой курс доллара и рубля выгоден Казахстану? Вообще, «выгодность» курса национальной валюты – понятие весьма относительное. Например, экспортерам выгоден слабый курс, тогда как импортерам – более сильный. С точки зрения инфляции и уровня доходов населения укрепление тенге носит позитивный характер. А вот с точки зрения бюджета даже текущий курс (431 тенге за доллар) невыгоден, так как в уточненном прогнозе его параметров заложен более слабый курс (460 тенге за доллар). Это может привести к снижению доходной части бюджета. Поэтому плавающий обменный курс и формируется на основе баланса спроса и предложения на валютном рынке, максимально удовлетворяя потребности различных его участников. 

Говоря о влиянии крепкого рубля на Казахстан, можно отметить, что он приводит к удорожанию российского импорта. С одной стороны, это может увеличивать инфляционное давление в нашей стране, а, с другой, способствовать развитию внутреннего производства или поиску альтернативных каналов поставок, чтобы снизить зависимость от российской экономики.

Дальнейшая траектория курса национальной валюты будет зависеть как от внешних, так и от внутренних фундаментальных факторов. В июне-июле возможно некоторое ослабление тенге в ответ на восстановление логистических цепочек, спрос на инвалюту со стороны импортеров, активный период сезона отпусков, ускорение освоения бюджета. Что касается внешних факторов, то негативно на локальный сентимент может повлиять вероятное ослабление российского рубля вследствие постепенного снятия жестких валютных ограничений и сужение дифференциала процентных ставок с развитыми странами. 

При этом поддержку нацвалюте будут продолжать оказывать высокие цены на нефть, а также действия казахстанских властей, включая политику поддержания положительных реальных ставок, конвертацию трансфертов из Нацфонда, обязательную продажу валютной выручки квазигосударственными экспортерами. Кроме того, в августе дополнительную поддержку тенге окажет очередной квартальный налоговый период. 

Таким образом, в ближайшее время (конечно, при отсутствии «черных лебедей») амплитуда изменений пары USD/KZT, вероятно, останется достаточно волатильной (420-450 тенге за доллар) на фоне определения баланса спроса и предложения участниками локального валютного рынка. 

Дамир Сейсебаев, директор департамента управления активами АО UD Capital:


«Курс доллара к тенге в краткосрочной перспективе сложно прогнозировать»


- Действительно, мы наблюдали ускорение инфляции. Пик пришелся на март 2022 года, но затем темп роста начал ослабевать. Если в начале весны цены на продовольственные товары выросли на 5,8%, на непродовольственные товары – на 2,8%, платные услуги – на 1,4%, то в мае прирост составил 1,7%, 1,4% и 0,8% соответственно. 

Одной из причин высокой инфляции является рост мировых цен, в том числе на продовольствие. Плюс мартовский скачок мог быть результатом ажиотажного спроса на товары на фоне геополитической напряженности. Какой именно вклад внесли колебания курса в динамику цен, сказать сложно. Но учитывая, что на фоне укрепления тенге в последнее время они не снижаются, можно предположить, что эти колебания не являются основной причиной инфляции. 

Какой курс выгоден Казахстану? Здесь нет однозначного ответа. Например, для экспортеров выгоден слабый тенге, для импортеров, наоборот, укрепляющийся. Думаю, желателен, прежде всего, курс, отражающий реальную экономическую ситуацию в стране, а не искусственно поддерживаемый. 

К чему готовиться? Большая неопределенность в связи с крайне непростой геополитической ситуацией продолжается. Но высокая инфляция в мире – ситуация, на мой взгляд, временная. В краткосрочной и среднесрочной перспективе возможно замедление темпов роста цен, в том числе вследствие восстановления цепочек поставок после Covid-19, снижения цен на энергоносители. 

Что касается курса доллара США, то в ближайшие месяцы его уровень сложно прогнозировать. В настоящее время, на мой взгляд, он искусственный. В долгосрочной же перспективе он, вероятно, будет отражать экономическую ситуацию, что может привести к ослаблению тенге, если не будут решены структурные проблемы экономики. 
0
    4 635