Сегодня

495,2    522,34    68,34    4,94
Экономика

Есть чем гордиться. Наше вооружение на выставке в Нью-Дели

Сергей ПтичкинСтолетие
31 марта 2012

Компанию «Пальмам» составили «Дуэты», «Корнеты», «Антеи», «Амуры», «Пираньи» и многие другие «хищники войны». На седьмой международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений «Дефэкспо-2012», которая работает в столице Индии Нью-Дели, Россия показала более ста пятидесяти различных образцов вооружения и военной техники.

Звездой салона стал танк Т-90С. Впервые за минувшие лет пятнадцать Россия нашла финансовые возможности вывезти для показа за рубеж не только игрушечные модельки боевых машин, но и оригинал. Премьера этого танка состоялась летом прошлого года на салоне вооружений и военной техники в Нижнем Тагиле. Многие эксперты оценили машину как прорыв. Она хоть и заявлялась как глубокая модернизация классического Т-90, но была по всем параметрам новым изделием танкостроителей «Уралвагонзавода».

На танке установлена новая и достаточно оригинальная башня, в которой размещено не только новое орудие, но и самая современная система наблюдения и управления огнем. Корпус и башня оснащены динамической защитой нового поколения, способной ломать стрелы подкалиберных снарядов. Установлен более мощный дизель почти в 1200 «лошадей». Получился парадокс: все, что определяет танк – башня, вооружение, управление огнем, защита, и даже управление движением – новые, а танк – старый. Грозной машине даже не придумали столь же грозного имени, а обозвали, иначе не скажешь, просто и без затей - Т-90С. А ведь классический Т-90С, который серийно выпускался еще недавно на «Уралвагонзаводе», отличается от модернизированного, как «Волга» от «Мерседеса».

Руководство министерства обороны, что странно, появлению нового танка совсем не обрадовалось. Один из топ-менеджеров военного ведомства договорился до того, что заявил: Т-90 любой модернизации – это модернизация все той же легендарной «тридцатьчетверки». И было сказано: новые танки закупать военные не станут. Будут ждать появления танка «пятого поколения» по имени «Армата».

 

Может быть, поэтому первая презентация Т-90С в Нижнем Тагиле прошла вяло и даже скучно. А вот первая зарубежная презентация в Индии сразу сорвала аплодисменты.

 

На танк обратили внимание, не посчитавшись с «компетентным» мнением российских военачальников. Впервые показ нового образца военной техники был обставлен как настоящее шоу, с соответствующим музыкальным сопровождением и видеопрезентацией его технических возможностей. Все получилось достойно и убедительно.

Что интересно: российские генералы и штатские менеджеры министерства обороны уверены, что век танков прошел, а уж российских и подавно – они будто бы давно устарели по всем параметрам. В общественное сознание даже вбрасывались явно провокационные идеи: а не пришло ли время закупать «Леопарды» в Германии? Между тем, на салоне «Дефекспо-2012» к нашей бронетехнике относились очень уважительно.

Индийские военные выставили свой Т-90С, который является основной ударной силой их сухопутных войск. Был показан ряд модернизационных проектов Т-72. Шведы привезли на салон оригинальную маскировочную накидку для Т-72. А кроме этого - весьма интересный тренажерный комплекс для подготовки стрелков из РПГ-7. Одна из индийских фирм вообще сотворила некое чудо-юдо, которое можно назвать реализованной мечтой нашего министра обороны. Как известно, Анатолий Сердюков уверен, что в легкобронированных боевых машинах десант должен спешиваться только через задние двери, а не с боков, как в БТР-80. И сейчас российская конструкторская мысль усиленно создает такую компоновку бронетранспортеров будущего, в которых двигатель будет спереди, а «ворота» сзади. Между тем, можно, не мудрствуя лукаво, перенять опыт Индии. Там взяли старый корпус гусеничной БМП-2, выбросили траки с подвеской и приделали три пары колес. Кроме этого сняли переднюю алюминиевую броню и установили бронестекла, чтобы водитель мог видеть дорогу не через триплексы, а как в автобусе. Машина получилась уродливой, зато с точки зрения иных отечественных «аника-воинов», очень даже оптимальной. Но самих таких «воинов» на салоне в Нью-Дели не было.

Редкий случай: на очень даже солидную выставку от нашего министерства обороны никто не приехал. Во всяком случае – в день открытия. Возможно, это было как-то связано с саммитом БРИКС, который как раз завершал свою работу 29 марта. Меры безопасности были беспрецедентными. Дели это два разных города – старая часть и новая, в которой расположены правительственные учреждения и посольства. Саммит БРИКС проходил в новом городе. Разница между старым Дели и новым несоизмеримо больше, чем между «рублевской деревней» и промышленно-жилым районом где-нибудь в московских Текстильщиках.

 

На время саммита в Нью-Дели стянули, как казалось, всю армию страны. Люди с автоматами и ручными пулеметами стояли на всех улицах через каждые десять метров.

 

А когда выезжали кортежи с первыми лицами, дороги в Нью-Дели перекрывали еще жестче, чем это делают в аналогичных случаях в Москве. Даже солидные постояльцы пятизвездочных отлей, которых здесь немало, если оказывались на улице в это время, в свои номера не могли попасть ни при каких обстоятельствах. Кстати, чтобы просто пройти в гостиницу, требовалось подвергнуться досмотру более тщательному, чем перед посадкой на самолет. Столь жесткий контроль дал свои результаты. Никаких инцидентов во время саммита не было.

Интересный момент. Индия – страна настоящих контрастов. Космические технологии соседствуют чуть ли не с первобытным ремесленничеством. Богатство и лоск - с жуткой нищетой. Так вот, когда шоссе освобождали для стремительного проезда кортежей, а пешеходов просили сойти с тротуаров подальше от дорог, на нищих, оказавшихся по пути следования кортежей, внимания не обращали. Полицейским и в голову не приходило силой убирать босоногого в лохмотьях с глаз долой, чтобы тот не осквернял своим присутствием общей благостности. В Индии жизнь воспринимают такой, какая она есть, во всем, пусть и неприглядном порой, многообразии.

Люди, не понимающие особенностей индийской культуры, нередко просто не в состоянии оценить реальный научно-технический рывок, совершенный этой страной в минувшие двадцать лет. А он впечатляет. В конце девяностых годов Россия передала Индии часть технологии самой лучшей советской противокорабельной ракеты «Оникс», которая просто не успела поступить на вооружение ВМФ СССР. Было создано совместное предприятие, которое стало разрабатывать уже новую ракету «БраМос». Название предложили индийцы – приверженцы сакрального смысла слов. Брахмапутра – священная в Индии река. Они посчитали, что для русских так же священна Москва-река. Вот и получился «БраМос».

В России долго лишь посмеивались, да радовались, что впарили «старье» за неплохие деньги. Даже Сергей Иванов, будучи министром обороны, как-то сказал, что «БраМос» чуть ли не технический «отстой», и Россия никогда эту ракету покупать не будет. У нас, мол, свои есть, и гораздо лучше.

 

Прошло почти пятнадцать лет. В великой, богатой нефтедолларами и умной России проект «Оникс» никакого развития не получил, и ВМФ остался практически без современных противокорабельных ракет.

 

Все они созданы в очень давнее советское время. А что в Индии? «БраМос» стал чуть ли не национальной гордостью. На базе специфической противокорабельной ракеты класса «поверхность-поверхность» создан целый ряд сверхзвуковых ракет, способных базироваться на кораблях, подводных лодках, в подземных и наземных пусковых шахтах, в мобильных наземных контейнерах и на самолетах Су-30МКИ. Ракеты «БраМос» сейчас могут поражать все типы надводных и наземных целей. Дальность полета их значительно увеличилась, а скорость вплотную приблизилась к сверхзвуковой. Подобных ракет нет не только в России, но и в КНР и в США. Спросить бы, конечно, «кого надо» в Москве: а где же наши, российские, те, которые «лучше всех»? Да никто не ответит…

На салоне «Дефэкспо-2012» ракеты «БраМос» в самых различных вариантах были представлены в огромном количестве. Индии есть чем гордиться. И лично мне непонятно, почему эту гордость Россия публично никогда и никак не разделяла. А ведь предприятие-то, создавшее чудо ракетной техники, совместное, российско-индийское.

И теперь о «Пальме» и прочей боевой экзотике. Ракетно-артиллерийский комплекс «Пальма» разработан в столичном КБ точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана при тесном взаимодействии с конструкторским бюро «Аметист». Головное предприятие по изготовлению комплекса – «Туламашзавод». В составе стрельбового модуля находятся два 30-мм шестиствольных автомата с увеличенной начальной скоростью снаряда и восемь пусковых установок для гиперзвуковых ракет «Сосна», наводимых по лазерному лучу. Поиск целей и управление огнем ведется при помощи оптико-электронной системы российской разработки.

 

В ракетно-артиллерийском исполнении «Пальма» станет основой противоракетной защиты кораблей нового поколения. В ракетном – заметно усилит ПВО сухопутных войск. Интерес к этой системе на мировом рынке устойчив, выставка исключением не стала.

 

А показали мы еще и «Дуэт» - спаренную шестиствольную 30-мм артустановка, которая приходит на смену старым одноствольным аналогам. «Корнет» - лучший на сегодня противотанковый ракетный управляемый комплекс, созданный в Туле, в КБ приборостроения. Экспонировавшийся «Антей-2500» - самая мощная в мире мобильная система ПВО, способная работать в режиме нестратегической ПРО. На базе этого комплекса создаются и С-400 и С-500. Вооруженные силы России, наконец-то, станут закупать С-300В4 – еще более современный аналог экспортного «Антея». «Амур» - перспективная неатомная подводная лодка, очень хорошая в проекте, но построить которую все никак не получается. Есть вероятность, что на базе «Амура», подобно «БраМосу» начнут разрабатывать перспективную российско-индийскую субмарину с воздухонезависимой энергетической установкой. «Пиранья» – старый советский проект малогабаритной подлодки, который ничуть не устарел и вполне еще может быть востребован, как на внешнем рынке, так и родными ВМФ.

Салон «Дефэкспо-2012» настолько насыщен интереснейшей техникой, что рассказать обо всем в одной статье просто невозможно. Однако вывод сделать можно: экспозиция показала и упущенные возможности отечественного ОПК, и самую заманчивую перспективу развития высоких технологий. Не все еще у нас потеряно. Главное – надежда осталась. 

0
    884