Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Экономика

Нее, мы пойдём своим кыргыз-кайсацким путём?... Казахские фобии по планам «Русской Барбароссы»

Сакен ЖунусовКНК
6 апреля 2012

САКЕН ЖУНУСОВ: " Доктрина "Русского мира" - никакая не тайна, не план Барбаросса".


Выступление Активиста Казахского Национального Конгресса Сакена ЖУНУСОВА на экспертном обсуждении в рамках проведения второго "Круглого стола".


 Прежде чем оценивать преимущества участия в чужих проектах, нам нужен собственный геополитический проект. И он должен быть, прежде всего, профессиональным и компетентным. Все рассуждения о Евразийском союзе, Таможенном союзе, ЕЭП находятся на уровне, соответствующем инициативам Президента от 1992 года. Но советская тема с тех пор давно неактуальна, национальные интересы постсовсетских республик - исключительно эгоистичны. Та повестка дня не работает. Зато новая сочетает наивность казахского истеблишмента с цинизмом партнеров. Это во вред нашему интересу

.
Убежден, главная причина в следующем. Для Москвы и Минска все эти инициативы решают прежде всего внутренние проблемы, их внешнеполитический эффект сильно второстепенен. Не понимая этого, мы безхитростно подыгрываем их правящим элитам, не имея взамен ничего.


А они предпочитают говорить об историческом реванше. Для внутреннего электората, конечно.


Если Таможенный союз - элементарное упрощение товарообмена и ничего больше, это тоже неплохая вещь. Но подробности раскроются только на практике, а дьявол привычно таится в мелочах.


Со стороны Москвы речь идет либо о жесткой поддержке своего производителя, либо о культурной концепции. С первым все более-менее ясно: протекционисты не изобретают ничего нового. А вот культурная, цивилизационная концепция - вещь достойная для того, чтобы казахам с ней ознакомиться.


Есть вполне конкретная концепция. Она называется "Русский мир", обсуждается на десятках интернет-ресурсов, по телевидению, с участием депутатов, политологов и лидеров общественного мнения. Ее непосредственный автор - патриарх РПЦ Кирилл. Концепция абсолютно открытая, абсолютно неполиткорректная (все по-честному), абсолютно политическая.


Идея проста. Есть некий Русский мир, абсолютно надгосударственный и довлеющий над сиюминутной политической конъюнктурой. Но тем не менее эту конъюнктуру требуется трансформировать. В сторону интеграции.  Известны участники Русского мира. Это Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия и Казахстан. Если наивные "аналитики" увидят в этом списке какой-то вымышленный "евразийский субстрат", то ошибутся. На самом деле - это т.н. "каноническая территория" Русской православной церкви. Другие скажут притворнее - это ареал полноценного распространения русского языка. А третьи скажут с завидной прямотой - это территория расселения русского и его младших братьев (белоруссов, малороссов).  Поэтому неслучайно присутствие Казахстана в "Русском мире". Он представляет интерес как государство с большой "славянской" общиной. Про самих казахов в концепции Русского мира нет ни единого слова. Некоторые адепты теории, впрочем, иногда допускают в частных разговоров, что казахов "можно и покрестить".


Те, в чьей компетенции интеграционные проекты, не смогут внятно ответить на вопрос - какой смысл казахам участвовать в этой авантюре, где им не отведено место даже массовки, аплодирующей на заднем плане?


Другое дело, о чем думает наша элита, заталкивая страну в торжественное единство Великороссии, Малороссии, Белоруссии и Желтороссии? Да, именно так нас предполагают там называть.


При этом доктрина Русского мира - никакая не тайна, не план Барбаросса. Это одна из самых резонансных, самых обсуждаемых тем у соседей.


 Вот лишь один пример некомпетентности наших интеграторов и пропагандистов. При этом я не поддерживаю и другие крайности. Не призываю отгораживаться от мира. И интегристские постсоветские проекты могут быть хороши для нас, в том числе.


Если, конечно, в них будут прописаны наши стратегические цели и выгоды. Например, мы в Экспертном центре Национальной стратегии несколько лет назад разработали расширенную геополитическую концепцию "Сложение сил и Перераспределение ответственности", описывающую идеальную для нас ситуацию в регионе и сопредельных регионах. Продвижение таких проектов дало бы участию Казахстана в евразийской интеграции тот самый необходимый смысл.


Мы единственная страна, способная дать энергию, образование, стабильность Центральной Азии. Это наша объективная задача и ей должны быть подчинены векторы внешней политики. Если Россия готова содействовать Казахскому проекту в ЦА и далее - стабилизации по-казахски в сопредельных регионах, если Россия ставит на Казахстан в его региональном партнерстве с Китаем, то мы должны работать на единоличное усиление России в СНГ и Восточной Европе. Всеми политическими и углеводородными активами вложиться в это. Такова интересная и справедливая политика, открывающая перед Москвой и Астаной существенно иные, отличающиеся от сегодняшних, перспективы.


Мы не против таможенных союзов или иных форм межгосударственной кооперации. Мы только за то, чтобы за каждым актом, подписанным Казахстаном, просматривался очевидный и однозначный национальный интерес. Наши требования немногочисленны и просты, но их нельзя пересмотреть или минимизировать. Наш народ должен жить в этом мире, а не стать инструментом реализации чужих амбиций, в конечном счете - пешкой в чужой игре.

0
    687