Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

На пике могущества… В 1812-1813 гг. Россия одновременно победила в трёх войнах

Алексей ЧичкинСтолетие
29 июня 2012

Уже которое десятилетие историческая победа России над объединенной европейской армией Наполеона трактуется однобоко как советской, так и российской историографией. Игнорируется факт, что Россия в 1804-1813 годах вела войну с Ираном, который поддерживала не только Франция, но и, вроде бы, союзники России – Англия и Австрийская империя. А меньше чем за месяц до наполеоновского нашествия Россия победоносно завершила войну с Турцией, инспирированную в 1806 году Францией и Англией. Таким образом, Россия в тот период победила в войне на два фронта.

 
«Это был период наивысшего могущества Российской Империи, которому завидовали и последующие императоры России и, тем более, советские власти», - таково мнение российского писателя Дмитрия Мережковского.

Вероятно, поэтому эти выдающиеся победы одновременно на европейском и кавказском фронтах не получили должной оценки – ни официальной, ни экспертной, разве что за исключением считанных публикаций об этих событиях в некоторых историографических журналах и сборниках.

 

Турецкая армия была вооружена хорошо: в основном иностранным - французским и британским - оружием. Располагала она и британскими, французскими и австрийскими советниками. Но войну проиграла. В результате к России отошла почти вся Грузия с портами Сухуми и Гагра, что, естественно, укрепило российские военно-политические позиции на востоке и юго-востоке Черноморского бассейна.

 

Россия упрочила свои позиции и в северо-западном Причерноморье: по условиям Бухарестского мирного договора с Турцией (16 мая 1812 года по старому стилю) к России переходила восточная часть автономного от Порты Молдавского княжества — территория Бессарабии (нынешней Республики Молдова). А российско-турецкая граница в этом регионе переносилась вглубь тогдашней Турции - с Днестра на Прут и дельту Дуная. Причем Порта обеспечивала свободу русского торгового судоходства по Дунаю и Пруту. Кроме того, Сербии впервые была гарантирована внутренняя автономия.

 

Между тем, британские и французские планы начала XIX века предусматривали вовлечение Турции и Ирана в длительную войну с Россией, чтобы тем самым ограничить возможности переброски русских войск на западную границу Российской Империи и не допустить ее ни в Закавказье, ни на Балканы.

 

Этими же европейскими державами прилагались усилия к тому, чтобы соединить армии Турции и Ирана в Закавказье, а затем отвоевать у России Грузию, Северный Кавказ и северо-каспийский регион. Далеко не случайно войны России с Турцией и Ираном - в 1806-1812 и 1804-1813 гг., соответственно, произошли практически в одно и то же время. Примечательно также, что англо-иранский военно-политический и торговый союз был заключен в 1801 году, когда основная (центральная) часть Грузии стала протекторатом России.

 

Война же с Ираном началась в мае 1804-го из-за попыток иранского вторжения в Грузию и на Северный Кавказ. Иранский шах в преддверии военных действий заявил вполне конкретно, что «всех российских из Грузии выгоню, вырежу и истреблю до последнего...» А британцы с самого начала войны поставляли Ирану вооружение (через Ост-Индскую компанию) вопреки протестам со стороны Александра I. Затем британцам стали помогать и французы: в начале мая 1807 года между Францией и Ираном был подписан бессрочный союзный договор, по которому Наполеон I обязался принудить Россию «очистить» Грузию, «удалиться» из Закавказья и признавал Грузию «законно принадлежащей» иранскому шаху.

 

Шах, в свою очередь, брал на себя обязательство пропустить французские войска к границам Индии и помочь им вторгнуться в индийские владения Ост-Индской компании, в том числе через Афганистан. В том же году, причем через Турцию, в Иран была направлена французская военная миссия из 70 офицеров во главе с генералом Гарданом. Тоже вопреки протестам со стороны России. А с 1810 года англичане возобновили в широких масштабах поставку вооружения шаху.

 

Прибывавшие в Иран в 1810-1811 гг. британские офицеры не только помогали французам в обучении иранских войск, но и, наряду с французским советниками, принимали участие в военных действиях против России (в ряде районов Баку, Карабаха, Дагестана).

 

Однако искусные действия русских войск под командованием генерала-фельдмаршала И.В. Гудовича, генерала А.П. Тормасова и полковника П.С. Котляревского предотвратили соединение турецких войск с иранскими. Более того: к весне 1812 года войска Ирана были разгромлены почти на всем протяжении каспийского побережья современной Азербайджанской Республики, включая взятие крепости-порта Ленкорань (вблизи нынешней азербайджанско-иранской границы). А еще в середине октября 1811-го русские войска овладели Баку. Как отмечаются во многих источниках, только наполеоновское вторжение в Россию спасло шаха от вступления русской армии в Тегеран. Такой ход русско-иранской войны не позволил Франции направить свои войска через Иран в Индию.

 

Между тем, вторжение французских войск в Россию в июне 1812-го заставило ее вести войну на два фронта. Более того: чтобы создать против России ирано-французский фронт в Закавказье и на Каспийском море, Франция наметила перебросить к октябрю крупный военный десант и новые партии вооружения в Иран. Но ситуация на русско-французском фронте и в войне Ирана с Россией и этому плану не позволили осуществиться (см., например, Богданович М. История царствования императора Александра I и России его времени. СПб, 1869, т. 7; Маркова О.П. Восстание в Кахетии в 1812 году. М.-Тбилиси, 1951; Ибрагимбейли Х.-М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX века. М., 1969; «Экспансия Запада в Иране», Тбилиси, 1953).

 

Однако, воспользовавшись первыми военными успехами наполеоновской армии в России, иранские войска в августе 1812-го снова овладели Ленкоранью и попытались наступать на Баку, Эривань (ныне Ереван) и Карабах. Но русская армия при поддержке повстанцев к началу ноября отразила это наступление. Характерно, что Александр I принял решение не перебрасывать в западную часть России войска, оружие и продовольствие ни с Кавказского фронта, ни и с побережья Каспия. Хотя на такую переброску войск, естественно, рассчитывали в Тегеране, Лондоне и Париже.

 

В январе 1813 года войска легендарного Котляревского (ему посвящена одна из лучших исторических миниатюр В. Пикуля) снова овладели Ленкоранью. После этого они стали успешно наступать в направлении Тебриза, Нахичевани и Ардебиля, приближаясь к Тегерану. Это наступление вынудило Иран начать мирные переговоры с Россией. Чтобы ускорить переговоры, российский военный флот на Каспии к сентябрю 1813 года блокировал побережье Ирана. Наконец, 12 октября 1813 года (по старому стилю) главнокомандующий в Грузии генерал Н.Ф. Ртищев от имени России и уполномоченный Государства Персидского Мирза Абуль Хассан-хан подписали в селении Гюлистан мирный договор.

 

Иран навечно признавал за Россией Дагестан, включая крепость-порт Дербент, а также Грузию, ханства Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское и Бакинское и - занятые русскими войсками 70% территории Талышинского ханства (при гарантии Россией прав иранского нацменьшинства в этих регионах).

 

Это означало, что, во-первых, 85% территории современной Азербайджанской Республики и около 20% территории нынешней Республики Армения было включено в состав России. А во-вторых, 40% протяженности всей береговой линии Каспия стали российскими (до войны – 20%). По условиям Гюлистанского договора, только Россия получала право обладать военным флотом на Каспийском море. Что, понятно, усиливало российские позиции в обширном каспийско-закавказском регионе.

 

Отметим, что попытки Запада спровоцировать войны Турции и Ирана с Россией и СССР предпринимались и позже.

 

Скажем, в помощь воевавшей с СССР Финляндии на весну 1940 года намечалась совместная агрессия Великобритании, Франции, Турции и Ирана в Закавказье, на Каспии, в Средней Азии и Крыму. До этого, в ходе Крымской войны с Россией (1853-1856 гг.), совместно воевали Великобритания, Франция и Турция. То же повторилось на Кавказе в 1918-1919 годах с «добавлением» в 1918-м германских войск. В этом историческом контексте еще более значимым становится тот факт, что Россия в 1812-1813 годах, повторим, одержала беспрецедентную победу в войне на два фронта, достойную не менее широкого освещения, как в историографии, так и в средствах массовой информации, чем победа в Бородинском сражении. Это, безусловно, был пик могущества Российской Империи.
0
    3 700