Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Экономика

Арканкерген, Аксайское ущелье: версии плодятся, тревога и напряжённость не убывают… Может, того и добиваются?

Александр Мироглов, Жанар ТулиндиноваМегаполис
27 августа 2012

Вихри враждебные

 

Аксайское ущелье. Дело космической важности

 

Ровно две недели прошло с того дня, как массовые убийства, совершённые в Аксайском ущелье Алматинской области, потрясли страну. И ровно две недели все мы гадаем, что же стало причиной этой жестокой расправы, и кто способен на такое зверство. В полиции уверяют, что вскоре мы получим ответы на все вопросы: дело будет раскрыто. Об этом же говорит и главный полицейский страны Калмуханбет Касымов. Для того чтобы преступники оказались за решёткой, полицейские даже обратились в аэро-космическое агентство, где получили спутниковую съёмку, которая зафиксировала моменты трагедии. Это позволило установить примерную хронологию событий.

 

ДОЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Все эти две недели, пока идёт расследование, общество испытывает информационный голод. Люди хотят знать больше, чем сообщает МВД. В ведомстве же большего сказать не могут: тайна следствия. Любое лишнее слово может спугнуть потенциальных преступников, которые сделали всё для того, чтобы их не нашли.

 

О кровавой расправе на минувшей неделе говорили дважды. Первым на еженедельном брифинге о ходе расследования рассказал официальный представитель МВД Нурдилда Ораз. Он сообщил, что в сгоревшем доме егеря на дальнем кордоне мог находиться ещё один – шестой человек. Значит, число убитых может возрасти до 12 человек.

 

– Следствие не исключает наличия останков ещё одного потерпевшего в сгоревшем доме егеря, – сказал Ораз. – Но эту информацию сможет подтвердить или опровергнуть только судебно-медицинская экспертиза.

 

Несколько больше сообщил о ходе расследования главный полицейский страны Калмуханбет Касымов. По его словам, на данный момент следствие отрабатывает три версии: бытовую, браконьерский след и третью, смысл которой сводится к тому, что убийство совершили посторонние люди. Кого в этой ситуации можно считать посторонними, глава МВД не сообщил. Но на этой версии он сделал особый акцент, сказав, что специально созданная оперативная группа отрабатывает её особенно тщательно.

 

СНОВА СЛУХИ

 

Тем временем общество по-прежнему продолжают будоражить слухи. Причём, чем больше проходит времени с момента преступления, тем больше их становится.

 

Напомним, что сразу после обнаружения всех тел МВД назначило несколько экспертиз, результаты которых до сих пор не обнародованы. Во-первых, геномная. Она должна была установить личности, как минимум, пятерых человек, сгоревших в доме егеря на верхнем кордоне. Сейчас о том, кто мог находиться там в момент трагедии, известно только со слов самого егеря, которого в момент событий на месте не было. Доподлинно установлены личности только шестерых убитых. Это:

 

1. Захаропуло Панайот

Евстафьевич, 1936 г.р.

 

2. Гузев Андрей

Александрович, 1969 г.р.

 

3. Карпызина Антонина

Дорофеевна, 1938 г.р.

 

4. Синяков Виталий

Фёдорович, 1952 г.р.

 

5. Карпенко Ирина

Юрьевна, 1959 г.р.

 

6. Мусахранов Дмитрий

Владимирович, 1971 г.р.

 

На днях на российском сайте «Православие и мир» была опубликована статья «Массовое убийство православных христиан в Аксайском ущелье». В ней недвусмысленно говорится о том, что мотивом кровавой бойни могла стать межконфессиональная рознь. Убийство произошло на следующий день после празднования дня памяти священномучеников Серафима и Феогноста (чьё имя носит скит, расположенный неподалёку от дома убитого егеря), на который съехались паломники не только из городов Казахстана, но и из Киргизии.

 

– Утром в день праздника паломники поднялись в скит. Во время молитвы особенно по сторонам они не смотрели, но молодёжь заметила, что в скиту появились неизвестные люди в тюбетейках и с бородами. Они вели себя спокойно, просто смотрели и никого не трогали, – говорится в материале. – … Дачники рассказывают, что около восьми вечера одна из соседок пришла в дом к леснику и спросила, нет ли молока у Ирины (гражданская супруга Панайота Захаропуло), которая держала коров. Пришедшая женщина увидела, что во дворе у Захаропуло сидели три человека в тюбетейках, а дядя Костя в это время чинил машину. Дачница была последней, кто видел дядю Костю и его супругу живыми.

 

В МВД такую версию считают несостоятельной. «На наш взгляд, эта версия не жизнеспособна. Если исходить из показаний егеря верхнего кордона, с его друзьями, которые там находились в момент убийства, был и его рабочий. У него явно азиатские корни. В интересах следствия фамилию назвать мы пока не можем. Тем более, если бы это было совершено на почве межконфессиональной нетерпимости, главной целью преступников вероятнее всего стали бы люди из скита», – сообщили в министерстве.

 

ВАХХАБИТСКИЙ СЛЕД

 

Ещё один слух, который многие сейчас расценивают как возможный мотив массового убийства в Аксайском ущелье, будоражит сознание общественности не меньше предыдущего.

 

По пока неизвестно откуда «просочившейся» информации, то ли покойный егерь Панайот Захаропуло, то ли кто-то из его рабочих во время обхода территории обнаружил некий схрон. Из уст в уста передаётся информация о том, что он был оборудован по принципу схронов, организуемых боевиками на Северном Кавказе. Там в аналогичных сооружениях хранится оружие и всё необходимое для проведения террористических операций и других акций устрашения. Именно это, по мнению многих, могло стать причиной расправы с людьми в Аксайском ущелье, чтобы информация не дошла до правоохранительных органов, которые, несомненно, начали бы специальное расследование.

 

«Информацией об обнаружении какого-либо схрона с оружием, который якобы был обнаружен работниками нацпарка, следствие не располагает», – заверили в МВД.

 

Беспокоит общество и отсутствие, а вернее необнародование результатов экспертизы о характере нанесённых убитым ножевых ранений. Очередная догадка, которую сейчас муссируют обыватели, сводится все к тому же присутствию в этой истории экстремистского следа. Якобы смертельные ранения всем жертвам были нанесены с точностью профессионалов и именно с целью быстро и без шума лишить людей жизни. Все остальные колото-резаные раны, а по некоторым данным на телах убитых их было от 20 до 60, нанесены уже после смерти для того, чтобы сбить следствие с толку и представить убийства делом рук неуравновешенного человека, либо разборкой на бытовой почве. Этого в полиции также не комментируют: тайна следствия.

 

ТОНКАЯ СВЯЗЬ

 

С того самого момента, как стало известно о факте массового убийства в Аксайском ущелье Иле-Алатауского национального парка, многие попытались связать его с трагедией, произошедшей на пограничной заставе «Арканкерген». До сих пор в деле об убийстве пограничников и местного егеря, бывшего офицера, остаётся множество вопросов. Владислав Челах, подозреваемый в совершении убийства сослуживцев, день ото дня меняет показания, что ещё больше путает следствие.

 

Тем временем, вне зависимости от того, как проходит расследование произошедшего на заставе, среди представителей самых различных силовых структур укрепляется своё, особое мнение. И «Арканкерген», и кровавая резня в Аксайском ущелье – звенья одной цепи. Конечно, напрямую между собой они не связаны. Скорее всего, это заранее продуманные акции устрашения, попытка подорвать авторитет власти и силовых структур страны, нагнать на людей панический страх и дискредитировать власть. Цель таких действий, а вероятнее всего, здесь проглядывается так называемый «арабский след», – рассорить отношения и развязать гражданскую войну между двумя государствообразующими религиями и национальностями. Кому-то совсем не нравится стабильность в Казахстане и неуклонный рост и укрепление позиций нашего государства. Случись смута, и крепко стоящая на ногах страна сдаст позиции и станет лёгкой добычей для тех, кому стабильность в Центральной Азии попросту не нужна.

 

Другое дело, что те, кто начал розыгрыш этой преступной комбинации, не учли главного факта: за долгие годы, прошедшие с момента обретения Казахстаном независимости, приоритеты и взгляды населения на многие вещи претерпели большие изменения. Людям не нужен внутренний раздор. Вот уже более 20 лет в нашей стране в мире и согласии живут представители более ста национальностей и разного вероисповедания. Они-то точно знают, что главное: «Лишь бы не было войны».

 

Только без паники!

 

Массовое убийство в Иле-Алатауском национальном парке и последовавшая вскоре за ним спецоперация по ликвидации террористов в посёлке Баганашыл посеяли панику среди казахстанцев. Теперь им трудно избавиться от ощущения, что Казахстан стал полем битвы необъявленной вой­ны. Силовики категорически отрицают причинно-следственную связь между трагическими событиями последних месяцев – «Арканкергеном», Аксайским ущельем и уничтожением террористических группировок в Алматы. Однако многие эксперты не верят в цепь случайных совпадений.

 

Оказывается, что последние роковые события встревожили не только обывателей. Герой Советского Союза, Халык Кахарманы Тохтар АУБАКИРОВ тоже обескуражен произошедшим:

 

– Я точно так же, как и миллионы казахстанцев, нахожусь в растерянном состоянии... У нас долго было благое состояние тишины, по-видимому, это расслабило силовые структуры. Но то, что сегодня в Алматы и его пригородах уничтожают террористов, – это как раз то, что вселяет в меня надежду, что меня охраняют, что я буду жить в безопасности. Я думаю, это правильно. Никого не надо жалеть и надо так поступать, – сказал Тохтар Аубакиров, но развивать тему категорически отказался. – У меня нет версий произошедшего в Иле-Алатауском парке. Я жду результатов расследования силовых структур. Они заняты днём и ночью этим, и я думаю, что вы сами вскоре убедитесь, что они не просто так едят свой хлеб.

 

И всё-таки могут ли за потрясающими своей жестокостью убийствами в «Арканкергене» и Аксайском ущелье стоять одни и те же, возможно, экстремистские силы? Тут мнения экспертов разделились. Религиовед Есбосын СМАГУЛОВ не видит в массовых убийствах террористического следа:

 

– Для религиозных экстремистов террористический акт – это, прежде всего, политический пропагандистский акт, – говорит эксперт. – Они так или иначе декларируют свои цели и требования и заявляют о своей причастности к нему. Вспомните хотя бы тех же самых злополучных «Солдат халифата». После массового убийства в Аксайском ущелье ничего подобного не последовало. Пока никаких косвенных улик, указывающих на религиозных экстремистов: символов, знаков, листовок, заявлений в Интернете – нет. Кроме того, если уж согласиться с утверждением, что исламские радикалы в Казахстане объявили джихад силовикам, то егерь, его семья и простые отдыхающие – это совсем не подходящая цель для террористической атаки. Как правило, исламисты, почерк которых хорошо известен по событиям на Кавказе, на Ближнем Востоке, избирают другие объекты – госорганы, представителей силовых структур, чиновников. В любом случае для совершения подобного преступления у радикалов должна быть серьёзная мотивация, а таковой я здесь не вижу. К тому же вряд ли религиозные миссионеры, желающие привлечь к себе симпатии населения, действовали бы столь жестоко – убийства такого характера не вписываются даже в самые радикальные ответвления того же джихада. Скорее всего, мы имеем здесь дело с разнузданным криминалом.

 

Аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества, политолог Марат ШИБУТОВ, напротив, считает, что к обеим трагедиям – и в «Арканкергене», и в Аксайском ущелье с большой долей вероятности приложили руку террористические группировки. По его версии, Аксайский кордон мог стать полигоном для отработки боевых навыков экстремистов.

 

– Известно, что для подготовки боевиков зачастую используется метод психологической закалки, когда перед бойцом ставится задача заколоть ножом животное или... человека. Возможно, что в Аксайком ущелье произошло что-то подобное. Не думаю, что речь идёт о каких-то диверсантских группах извне – проникновение такого количество иностранных боевиков вряд ли осталось бы незамеченным, – говорит политолог. – Скорее всего, это наши внутренние экстремисты. Разумеется, речь не идёт о каких-то лагерях подготовки под Алматы. Они вполне могут жить в одном из частных домов под видом гастарбайтеров.

 

Кроме того, Марат Шибутов не исключает связи между «Арканкергеном», Аксайским ущельем и ликвидацией террористических ячеек в Алматы.

 

– Это вполне могла быть одна и та же группировка из девяти человек, которая была уничтожена в посёлке Баганашыл. Девяти человек вполне хватило бы, чтобы перебить 14 пограничников и расправиться с семьёй егеря, – считает эксперт.

 

– Почему же силовики всё отрицают?

 

– Мне в этом видится некий перфекционизм спецслужб. Конечно, они вполне могли бы объявить, что уничтоженные в дачном посёлке террористы виновны и в побоище в «Арканкергене», и в убийстве в Аксайском ущелье, и закрыть все дела сразу. Но они, видимо, решили всё-таки копать глубже.

0
    3 220