Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Экономика

«Вахтовый посёлок» Казахстан... Рост «чемоданных» настроений усиливается?

Сергей АбакшинBetter.kz
26 сентября 2012

С вещами — на выезд!..

 

«Эмигранты с жизнью на Вы –

они думают о том, как Выжить».

Гарри Симанович

 


Жизнь с ощущением легкой беды стала давать свои результаты: в Казахстане рост эмигрантских настроений. Вроде бы это нормальное состояние вещей для страны, роль которой в геополитике и геоэкономике определяют как «транзитная территория». И все-таки стоит помнить, что стимулов покинуть такую зону бывает то больше – то меньше. В последние месяцы «звонков» поторопиться с отбытием просто какой-то девятый вал.

 


Сравнения Казахстана с офисом и поселком вахтовиков появились не сегодня. Однако именно в данный момент стало появляться очень много фактов и трендов в подтверждение данной гипотезы. Сценарий о том, что в Казахстане как исторически транзитной территории можно находиться в бессрочной командировке, стал испытываться на прочность. Все идет к тому, что желающих по тем или иным причинам покинуть «офис» и отправиться «домой» стало заметно больше, чем пятилетку назад.

 

Ничего не поделаешь, потомков номадов со страшной силой тянет к таким пейзажам... Навсегда.

 

Первые кандидаты на «вылет» из «офиса» под названием Казахстан – это представители политической и бизнес-элиты. В оппозиционной прессе и на просторах Интернета можно собрать довольно обширную информацию об их «домах», в которые предстоит «возвращение». По характерному стечению обстоятельств, географически такие места долгосрочного жительства никак не привязаны к территории Республики Казахстан. По крайней мере, проигрывают местным просторам по размеру размещенного капитала и числу постоянно проживающих ближайших родственников.

 

Виллы, яхты, квартиры, банковские счета и акции за пределами Казахстана у таких людей были с первых лет независимости, однако в последние годы произошел переход количественных изменений в качественные. Еще в середине «нулевых» знающие люди сравнивая нефтяные Азербайджан и Казахстан отмечали, что если в первом есть только вывоз капитала, то во втором процесс двусторонний (вывоз и ввоз). Речь идет не о тех суммах, которые нужны для воспроизводства добывающих мощностей в сырьевом секторе экономики, а именно о капитале – торгово-развлекательные центры, кинотеатры, кое-какие производства, рестораны, строительная индустрия, предприятия сервиса.

 

Теперь как отрезало: деньги из страны только вывозятся под самыми разными предлогами и соусами. Причин тому много: межклановые «рамсы» элитариев в свете картины «После Назарбаева», социальная несправедливость и вызванный ею рост обездоленных (угроза волнений и беспорядков), негативная маргинализация общества. А самое главное, все картины будущего, которые поставляют прогноз, расчет и воображение – сугубо нерадужные. Сохраняющиеся в Казахстане роскошные особняки, элитные рестораны, бутики и изобилие дорогих автомобилей не должны вводить в заблуждение. В нормальном вахтовом поселке или офисе всегда стараются в меру сил наладить комфорт и уют, чтобы работа была в радость. Однако неизгладимая аура временности не покидает и в принципе не может оставить без себя все эти объекты. К тому же «дома» (в Великобритании, Швейцарии, Канаде, Испании, Сингапуре) подрастают дети, жены освоились в этой среде, сами «офисные» работники бывают там все чаще и психологически прирастают к своему якорному месту базирования.

 

Ходят слухи, будто в последние месяцы Акорда начала выписывать «стоп-листы» крупным бюрократам и руководителям нацкомпаний, дабы они никуда из страны не отлучались. Если называть вещи своими именами, то в Астане сейчас паника. Даже вездесущий узун-кулак не в силах снабдить «больших мужчин» что будет завтра наверняка и, соответственно, как исходя из этого себя позиционировать. Кто будет в фаворе, кто за границей, а кто в тюрьме – никакой ясности нет. На этой почве к припасенным зарубежом активам хочется немедленно рвануть просто на инстинктах.

 

Гиперактивность в плане «ввода в эксплуатацию» объектов по линии Форсированного индустриально-инновационного развития, новые школы, больницы, водоводы, автодороги и мосты не должны вводить в заблуждение. Большинство из них как раз для того и предназначены, чтобы обеспечить «бумажное» прикрытие оттока капитала из страны. Достаточно совместить отчеты об успешной работе запущенных объектов и потраченные на них суммы со списками новой недвижимости, приобретенной гражданами Казахстана в старушке Европе, Москве и Сингапуре. Отсутствие какой бы то ни было прозрачности в госкомпаниях – четкий симптом того, что денег уводится много.

 

Однако «офис» будет покидать не только элита. Все, по «офисный планктон» включительно, сегодня на большом нерве. Заметно активизировался на этот счет «средний слой», который благодаря раскрадным усилиям элитариев так и не смог оформиться в средний класс. Средний слой в «вахтовом поселке» Казахстан удерживает на месте обслуживание элиты (техническое, информационное, хозяйственное, интеллектуальное, силовое), а также определенные пригодные экономические ниши, которые объективно существуют в экономике страны. Своим происхождением такие места прокорма для среднего слоя обязаны научно-техническому прогрессу (у «агашек» не хватает ума как это отобрать или что с ним делать после отбора), обширным природным ресурсам, которыми страна объективно обладает и еще невысокой доходностью, сравнительной компактностью.

 

«Дом» – это место, где тебе хорошо и по сравнению с которым все остальные проигрывают в сумме набираемых положительных баллов. Что «хорошо» для элиты в общем понятно, ибо огромные деньги в современном мире – это ключ от любого замка. Теперь надо разобраться с побудительными мотивами «среднего слоя». Все годы независимости правящая элита, чтобы удержать власть, целенаправленно культивировала среду, которая была бы неспособна составить ей конкуренцию в прибылях по-крупному. Для этих целей депрофессионализировались государственный аппарат, правоохранительный и судебный блок, а также система образования. «Своих» элитарии учили по линии «Болашак», а потом назначали на важные должности.

 

В итоге сформировался огромный слой населения, который с одной стороны бедный, а с другой невежественный. Для этих людей нет условий реализации в существующей системе закрытых социальных лифтов наверх и полузакрытых в середину. Массовое образование не дает им необходимых знаний, чтобы быть конкурентоспособными в условиях всевозможных ограничений (как естественных, так и искусственных). Как формы объективного выхода из социального тупика для маргинальных масс – криминализация с одной стороны и усиление религиозности с другой. Если с криминалом власть в общих чертах научилась уживаться, то насчет религиозного вектора никаких методов у нее нет. Тотальные репрессии по подозрению в «исламизме» – это инструмент оттягивания развязки, но никак не продуманный метод работы.

 

Появились феномены, которые общество вообще не понимает. Например, массовое убийство в Аксайском ущелье под боком  южной столицей. Из-за бесконечных спецопераций против непонятно кого разрастается атмосфера насилия в обществе. «Обычный» криминал обороты своей деятельности только наращивает, тогда как призванные ему противостоять правоохранительные органы уверенно деградируют.

 

Как гласит французская мудрость, любая революция хуже злоупотреблений, которые ее порождают. Чтобы убедиться в этом, далеко ходить не надо. Сначала коррупция и безобразия со стороны семьи Аскара Акаева и Первая тюльпановая. Через пару лет многие стали отмечать, что при Акаеве было лучше, чем их постреволюционная жизнь. Потом беспредел с лицом Курманбека Бакиева и его родни был свергнут Второй тюльпановой. Дыра в государственном бюджете Кыргызстана сегодня огромная, маргинализация общества так и не остановилась. На повестке дня маячит Третья тюльпановая не то в большевистских, не то в исламистских тонах.

 

«Средний слой» хоть и тихо ненавидит существующий режим за все «хорошее», однако пока при средствах существования. С другой стороны, когда нынешняя элита под воздействием потрясений покинет «офис» и отправится «домой», как будут развиваться его отношения с новыми руководителями «офиса» – не понятно. Очень мало шансов, что государственный штурвал попадет в руки честных и вменяемых лидеров. Оказаться вместо «бок о бок» с протестной улицей «лицом к лицу» с нею «средние» не хотят и инстинктивно боятся. Поэтому вполне возможен сценарий, при котором подгоняемые уличной стихией представители среднего слоя спешно ищут свой «дом» за пределами Казахстана – разброс от Омска с Казанью до Москвы и Дубаи (Лондон притягателен, но там подняли стоимость входного билета). С другой стороны, эффект врастания в “вахтовый поселок” может заставить большую часть людей, которым есть что терять, выждать определенный срок. Вот только пока число таких сокращается в пользу тех, кто уже стал форсировать сворачивание своего пребывания.

0
    4 134