Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Экономика

Тоска по Чингисхану… «…результат все хотят как у Потрясателя Вселенной, а работать при этом намерены только как сейчас»

Тимур ИсахановДиалог.кз
30 апреля 2013

Время не ждёт. Когда общий тренд на деградацию, то незаменимые должны... проявиться?!.

 

«Цивилизация относится к суицидальному типу»
 
Данияр Каримов «Статус изгоя»

Широко известна фраза генералиссимуса Сталина «незаменимых у нас нет». Однако нужно учитывать тренд государства и общества, в момент которого она была произнесена. Когда страна на подъеме и развитии, то всегда есть кому подхватить выпавший из рук знаменосца флаг. Но если общество деградирует, то толковый специалист превращается в кого-то вроде пулеметчика, прикрывающего отход группы – его в обозримой перспективе никто не заменит и когда такой человек вышел из игры, то конец.

Казахстан – это не Бразилия, где за последние двадцать лет научились делать практически все, причем хорошего качества. Бразилия, например, стала одной из ведущих авиационных держав планеты. Вот у бразильцев сегодня точно незаменимых нет, поскольку они делом доказали, что могут практически с нуля создавать что угодно. В Казахстане ситуация обратная. Здесь ушли в небытие не то что заводы или крестьянские хозяйства, а целые направления в производстве и науке, которые раньше достаточно высоко котировались как в СССР, так и в мире.

 

Поэтому незаменимые теперь однозначно есть. Потому что им на смену идет малоквалифицированная и вороватая масса, которая либо не понимает важности производственных или административных процессов по оптимальному алгоритму, либо не может бороться с искушением наживой и безнаказанностью. Сейчас даже в общеобразовательную школу детей отдают под конкретного преподавателя или директора. А если его по каким-либо причинам не стало (уволился, эмигрировал, вышел на пенсию), то поиск со стороны родителей начинается снова.

 

Из-за того, что казахстанская управленческая элита ничего не может в настоящем, она усиленно ищет грандиозные мифы в прошлом. Из этой же серии мощное желание приватизировать Чингисхана, сделав его казахом. Потрясателем Вселенной занимаются и западные ученые. Только они в его эпохе ищут особенности организации, тактику боя, решение вопросов снабжения, а отечественных историков (включая самоучек, псевдо- и лжеученых) в первую очередь занимает тема родства с великим историческим персонажем.

 

Время Чингисхана – это период людей длинной воли. То есть с берегов Керулена, из войлочного шатра поступает приказ правителя, а исполнители вырезают горцев, осмелившихся встать перед рейдом кавалерии движущейся по кромке Хазарского моря, сминая древний Дербент; днем и ночью рубятся с многочисленными гарнизонами в городах северного Ирана; сшибаются с всадниками на изящных арабских скакунах на побережье Средиземного моря; пришпоривают изнуренных коней, увязая в рисовых полях Корейского полуострова; исходят потом в яванских джунглях, сжимая свои мечи и расстреливая из луков орангутангов, принимая их в болотных испарениях за вражеских лазутчиков - но ...наказ блюдут четко. О монгольской дисциплине писали даже в учебниках по истории СССР для 4-го класса общеобразовательной школы. Почему же сегодня потомки воинственных номадов ассоциируются совсем с иными чертами?

 

Чингисхан и отсылки к нему в сегодняшнем Казахстане – это уже что-то среднее между мольбой и заклинанием. Все понимают, что с страной происходит, мягко говоря, что-то мучительно-болезненное, но работать то ли не хотят, то ли не могут. Поэтому невольно призывают дух Чингисхана, чтобы тот как джин из бутылки прибыл, всех спас и навел порядок. То есть результат все хотят как у Потрясателя Вселенной, а работать при этом намерены только как сейчас.

 

Одно из изречений Чингисхана гласит: «Должностные лица и начальники, нарушающие долг службы или не являющиеся по требованию хана, подлежат смерти». Как видим, ничего заумного в этой формуле нет. Поэтому на первом месте остается проблема политической воли и исполнительности. Практически все из того, благодаря чему империя Чингисхана вошла в историю – организация, дисциплина, порядок, в современном Казахстане никак не востребовано. А вот прикоснуться хотя бы краем ко всему этому хочется, потому что все понимают: именно оно и есть настоящее, ибо по- другому великие государства не создаются.

 

К великому сожалении, судя по наблюдениям, в казахстанской элите острый дефицит жертвенности. А это само по себе очень плохой и тревожный признак, а если добавить к ситуации суровый исторический период, в который вступает страна, то получатся картина из серии «Будни обреченных». Совершенно естественно, что такая элита не в состоянии удержать власть, а как ею распорядятся пришедшие на смену – вопрос открытый.

 

Совершенно не случайно, что сегодня многие при планировании своей жизни и вообще перспектив на будущее стараются понять, сколько еще будет находиться у власти Нурсултан Назарбаев. Современную ситуацию трудно назвать раем, но при этом ясно, что «не рай – не резиновый» и в какой-то момент появятся новые игроки.

 

Как выглядит жертвенность в животном мире можно проследить на примере обезьян. При всей иерархичности в стаде данных социальных животных появление хищников означает, что в схватку с ними вступают вожак и перворанговые самцы. Разумеется, без причины в драку никто не лезет, но когда на переходе в поисках корма под ударом оказались детеныши или самки – закон выживания группы немедленно срабатывает.

 

Жертвенность не появляется на ровном месте. У нее должна быть мотивация. Человек осознает, что он имеет от общественного устройства и готов платить за это. В особо тяжелых случаях приходится платить жизнью. Роль воспитательных моментов в таком деле трудно переоценить. Для примера можно вспомнить массовый героизм и самопожертвование со стороны японских пилотов-камикадзе в ходе Второй Мировой войны на Тихом океане.

 

Если мы обратимся к правящей элите Казахстана, то фактически единственный человек, который заплатил полной мерой за то, чем владеет – это Нурсултан Назарбаев. Для этого он прилежно учился, работал на металлургическом комбинате, двигался по партийно-номенклатурным коридорам, где всегда было изобилие желающих сделать подножку. Потом добрался до вершины и удержался на ней. Все остальные – это в той или иной степени баловни судьбы. Огромная государственная собственность была приватизирована ими в рекордно короткие сроки и теперь эти люди утопают в роскоши не понимая ее реальной цены и ценности. Но если первому поколению нуворишей приходилось вступать в схватки и показывать зубы, поскольку желающих на даровую собственность и другие ресурсы было куда больше, чем число счастливых билетов, то вторая волна элитариев – это получившие абсолютно все в готовом виде и без малейшего труда.

 

Слово «жертвенность» в нашем случае даже слишком высокое. Все эти хозяева жизни поддерживают свои состояния просто за счет обворовывания остальных сограждан. Для этого используются всевозможные коррупционные схемы, модели создания естественных и неестественных монополий, парализация нормальной работы судебной системы, устраняются любые конкуренты и формы общественного контроля на дальних и ближних подступах. В Казахстане хотя бы добраться до слова «ответственность» в отношении представителей правящей элиты – уже будет прогресс. Огромный и судьбоносный...

 

Российский эксперт Михаил Хазин достаточно подробно описал это в своем блоге про реалии России: «Дело в том, что современная российская элита принципиально отказывается признавать даже не свою ответственность перед обществом, а просто факт возможности наличия такой ответственности...Можно много спорить о том, как Сталин вменял своей элите ответственность перед обществом, но то, что она существовала – даже не вопрос. Более того, вменял он ее столько жестко, что она просуществовала после его смерти почти 40 лет, правда, постепенно размываясь. При этом правила игры внутри общества действовали куда более жестко, чем сегодня, то есть, та часть элиты, которая могла себе позволить не выполнять законы, была куда меньше, чем сейчас. Даже очень высокопоставленные милиционеры и прокуроры, судьи и депутаты, не могли себе позволить в пьяном виде давить детей и беременных женщин на пешеходных переходах».

 

Все выше приведенное можно смело экстраполировать на Казахстан и его элиту. Ведь все если не знают, то догадываются как в реальности ведется борьба с коррупцией, проводятся аттестации, действует поиск и назначение «стрелочников» и козлов отпущения. Чиновники вместо решения проблем заняты их спихиванием на других, отписками и расширением способов и методов защиты самих себя во власти.

 

Как с таким набором качеств правящая элита намерена удерживаться на своих позициях при гигантской собственности, решать проблемы и отвечать на вызовы бурного времени – н е п о н я т н о. Теоретически они могут встать на путь исправления и сотрудничества со здравым смыслом. Но процент вероятности очень небольшой. В том числе потому, что во власти, при действующем тренде на деградацию, на самом то деле, очень мало людей, которые действительно работают на пользу целостности и стабильности системы (не говоря уже о том, чтобы показать хотя бы высверк надежды на то, что кто то выдаст на гора совершенно новую, неординарную идею, которая осветит дальнейшую дорогу и вернет целостность всему...).

 

...Достаточно потерять еще пару-тройку незаменимых все может окончательно пойдет вразнос. Есть ли надежда что они проявятся?
+1
    3 314
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.