Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Идеология по-казахстански… «Любой дурак может выпустить джина под названием национал-патриотизм из бутылки, но не каждый и семи пядей во лбу знает как с ним потом совладать»

Константин ЛаврушкинBetter.kz
19 февраля 2014
Идеология по-казахстански… «Любой дурак может выпустить джина под названием национал-патриотизм из бутылки, но не каждый и семи пядей во лбу знает как с ним потом совладать»Идеологическая плотность – как у елок в пустыне

«Невежество никогда не способно решить ни одного вопроса».

Дизраэли


Умные люди подсчитали, что для ситуации, при которой в стране формируются продуктивные идеи, сверкает креатив и вырабатывается адекватная идеология, требуется минимум в 50 млн. населения (кстати, для кинематографа и шоу-бизнеса это тоже пороговое значение). Казахстан на этом фоне выглядит обреченным. Ситуация еще больше усугубляется из-за того, что идеологией в республике занимается кто попало (если называть вещи своими именами никого не обижая). Таким образом количественный недостаток умножается на качественный провал, однако из-за того, что речи идет не о математике, два минуса не дают плюс.

images mozgiИдеологическая сфера в Казахстане носит причудливо закапсулированный характер. То есть группа нарядных как игрушки под елочкой работников получает заказ и в кабинетных условиях пытается выработать что-то эдакое. В данном случае даже об академическом идиотизме речь не идет, поскольку набор исполнителей сугубо типичный – родственники, протеже, прочие серости с вариантами блата. В общем все из разряда тех, о ком бессмертный Мигель де Сервантес заявлял: «Любой невежда, будь он сеньором или князем, может и должен быть причислен к черни».

До недавнего времени всем этим руководил человек, которого принято считать едва ли не безупречным в плане интеллекта и знаний политтехнологий… С другой стороны, его собственные личностные качества тоже немало поспособствовали закапсулированности идеологической сферы. Потому что альтернативные интеллектуальные и аналитические центры были максимально загублены, а сам он славен тем, что категорически не терпит рядом с собой интеллектуальных звезд равной величины. В итоге собралась команда посредственных исполнителей, которым поручали работать со все более сложными предметами. Любой дурак может выпустить джина под названием национал-патриотизм из бутылки, но не каждый и семи пядей во лбу и знает как с ним потом совладать.

На любой атомной электростанции существует отлаженная и многоуровневая система защиты от дураков. В государственном аппарате по идеологии в Казахстане ничего такого не было, хотя степень разрушительности идиотских идеологем в чем-то даже АЭС не уступит. Видимо, завершающей каплей, переполнившей чашу президентского терпения, стало последнее Обращение Президента к народу. Там заключительная страница с конкретными поручениями правительству, после проведения девальвации стала совсем уж смешной. Ну как можно удерживать инфляцию в коридоре 6% в год, когда тенге за один день опустили на 20%?

Идеологические конструкты по идее должны давать власти пространство для маневра и создавать подушку безопасности. Но в реальности все пошло в тренде, на который указывал Артур Шопенгауэр: «Для глупца общество других глупцов несравненно приятнее общества всех великих умов, вместе взятых». А в условиях закапсулированности работников идеологического аппарата иначе и быть не могло. Их продукты вроде «Mангiлiк ел» даже на роль качественного фонового шума не тянут. Потому что как только произошла девальвация тенге, «Вечный ель» («Mангiлiк ел») послужил больше катализатором для насмешек и недовольства, чем инструментом отвлечения внимания и расфокусировки общественного протеста. Что можно придумать следующее, чтобы оно хоть на какой-то срок захватило общественное внимание?

Население давно не воспринимает чиновников как людей, которые прокладывают пути и облегчают сообщения в обществе, помогают ему функционировать. Из-за дикого размаха системной коррупции социум одно время стал ассоциировать государственных управленцев с ворами, но в последнее время на них все больше клеится ярлык идиотов. Коррумпированность тоже никуда не делась, но теперь она просто растворена в неадекватности умственного порядка.

Идеологическая обертка повседневной действительности и деятельности не объясняет, почему при неуклонном и неустанном улучшении жизни государство усердно экономит на самых социально незащищенных слоях населения – пенсионеры, инвалиды, беременные и декретницы. Почему все хорошее в Казахстане поставлено в будущее время – никак не раньше 2017 года как минимум.

Много вопросов к качеству государственного управления. Ни для кого не секрет, что Казахстан обладает одним из лучших в мире показателей по соотношению различных ресурсов на душу населения. Высшее образование в республике еще с советских времен носит массовый характер. При этом стойкое ощущение, что в государственный аппарат отбирают сугубо по принципу обратного отбора. Самых глупых и самых безнадежных, чтобы не имелось даже потенциально такого дела, которое они не могли бы завалить.

Сами чиновники – это какая-то дикая смесь косноязычия, отсутствия логики и здравого смысла в изложении любых идей. Поэтому не удивительно, что итогом их работы стал управленческий дефолт. От модернизации энергетического хозяйства и программы питьевых вод до форсированного индустриально-инновационного развития и откорма племенных коров – провалы, провалы, провалы… Но чиновники не признаются в собственной фатальной безнадежности и найти другую причину, на которую можно перевести стрелки, тоже не могут.

В своих раскрадных схемах чиновники совершенно перестали применять какую-либо маскировку или смекалку. Сюжеты о разоблачениях финансовой полицией различных чиновничьих ОПГ – это же из разряда книжек по арифметике. Все на виду, все просто как дважды два и остается лишь задаваться вопросом, почему годами до них не доходят руки у компетентных органов.

Можно иронизировать над Россией, которая продолжает апеллировать к державности, хотя находится в совершенно иной весовой геополитической категории по сравнению с Советским Союзом. Однако Кремль в идеологическим плане хоть что-то демонстрирует, что после артикуляции главой государства или правительства не выглядит как чудовищная нелепость. К Пекину с его идеологемой про возрождение величия Китая и создание среднезажиточного общества вообще никаких вопросов нет!!!

Украина с ее «Евромайданом» ярко показывает, как страна не дотянула до 50 млн жителей и на этой почве не смогла создать идеологические скрепы, которые обеспечивали бы ее единство. Разумеется, 50 млн нельзя абсолютизировать. Канада при двух государственных языках в государстве на 35 млн человек демонстрирует, что можно выработать консолидирующие идеологические конструкты и в таких условиях. На этом фоне Казахстану, где полицейский воспринимается совсем не так, как королевский конный полицейский в Канаде, требуются просто колоссальные усилия.

Как и в каких направлениях прилагать эти самые идеологические усилия – уполномоченные чиновники не знают. В плане освоения денег они не подведут. Выдели им хоть миллиард долларов – на него наделают кучу билбордов со всякой белибердой и выставят даже на проселочных дорогах. А вот как сделать, чтобы написанное на плакатах проникало в людей и пропитывало их – такой тайной чиновники по идеологии не владеют.

Идеологическая плотность не в состоянии возникать сама по себе. Ей требуется привязка к окружающей реальности. Другими словами, чтобы добиться успехов на идеологическом фронте, требуются реальные успехи в повседневной жизни. А здесь мы снова упираемся в проблемы социальной несправедливости, коррупции, качества государственного управления. Пока одни бесконечно бьют в фанфары по поводу очередных отгруженных за границу миллионов тонн нефти, а автолюбителям отпускают по 20 литров бензина в один бак – создать между ними прочную идеологическую спайку очень проблематично. Здесь нужно или бензина отпускать столько, сколько требуется потребителю, или с фанфарами завязывать.

На данный момент можно констатировать полный идеологический провал. Общая ситуация в стране, на которой строится идеология – ухудшается. Самой идеологией занимаются интеллектуально неразвитые люди, да еще помещенные в закапсулированное состояние. Плюс населения в Казахстане очень сильно не дотягивает до 50 млн, при которых можно надеяться на переход количественных изменений в качественные в сфере идей.
0
    2 998