Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Россия–Казахстан: сотрудничество без границ

Фёдор КолосковРитм Евразии
5 июня 2014

Несмотря на скептицизм недоброжелателей Таможенного союза, итоги первых совместных шагов России, Казахстана и Белоруссии показывают, что взаимное открытие границ привело к серьезному росту товарооборота между странами. Причём любопытен следующий факт: наибольший рост взаимной торговли отмечен не у России с сопредельными ей Белоруссией и Казахстаном, а между этими двумя государствами, отделёнными друг от друга российской территорией.

Тем не менее увеличивается объём торговли и между соседними государствами. Так, получила серьёзное развитие российско-казахстанская приграничная торговля, достигшая в 2013 году 40% общего товарооборота между двумя странами. И это при том, что Западная Сибирь, Урал и Поволжье – отнюдь не самые крупные регионы России.

Разумеется, связи между указанными регионами возникли не с нуля и базируются на традиционной советской промышленной кооперации. Например, металлургия Челябинской и Свердловской областей уже десятки лет использует уголь Экибастуза из разреза «Богатырь» (бывшей всесоюзной ударной стройки), поставляя взамен металлопрокат. 80% электростанций Свердловской области работают на казахстанском угле, рассчитываясь с поставщиками топлива произведённой электроэнергией.

Магнитогорские металлурги в своём производстве широко используют казахстанское железорудное сырьё – окатыши и рудный концентрат, поставляя взамен прокат углеродистых сталей, широко использующихся в Казахстане в строительстве и машиностроении. В то же время Тюменская область поставляет в Казахстан остродефицитную в степной республике древесину.

Хотя существует существенный дисбаланс в структуре взаимных поставок (казахстанский экспорт в приграничные российские регионы преимущественно сырьевой, а во встречных поставках преобладает продукция высокой степени переработки), данная ситуация не является искусственной и необратимой.

Во-первых, так сложилась историческая ситуация: после 1991 г. на всём постсоветском пространстве первыми под удар попали высокотехнологичные производства, серьёзно пострадавшие из-за разрыва кооперационных связей, и чем большим был внутренний рынок, тем легче предприятию было выжить. Во-вторых, сама структура казахстанской экономики всегда была больше ориентирована на производство промышленного сырья, а также сельхозпродуктов, имеющих неизменно высокий спрос в России. В-третьих, как местный, так и проникающий на территорию Казахстана российский бизнес в последние годы стремится развивать местную промышленность. В том числе высокотехнологичную, чем постепенно меняет структуру не только экономики, но и экспорта в Россию. При этом, в отличие от западных инвестиций, российские вложения осуществляются не в виде кредитов, идущих на оплату оборудования и рабочей силы страны-инвестора, а направляются в новые производственные мощности, принадлежащие самим инвесторам и возводимые за их собственный счёт.

Как отметил президент РФ В. Путин на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана 11 ноября 2013 года, сейчас Россия создаёт в Казахстане сборочное производство и организует сервисное обслуживание российских вертолётов. На базе Карагандинского фармацевтического комбината налаживается совместное производство лекарственных препаратов. Легендарное предприятие «Уралвагонзавод» планирует создать в Казахстане новые производственные мощности по выпуску двигателей для тепловозов. Проектируются автосборочные предприятия и сервисные центры российских автопроизводителей: АвтоВАЗ, «Соллерс», КамАЗ и ГАЗ в Казахстане. (1) В Семипалатинске местное автосборочное предприятие заключило контракт на сборку 400 автомобилей «Урал», производимых на Уральском автозаводе.

Наличие дисбаланса в сторону сырьевых поставок из Казахстана совершенно не означает полное отсутствие поставок высокотехнологичной продукции. Так в стране освоено производство локомотивов по новейшим технологиям компании General Electric. Кстати, одним из партнёров в уже созданном предприятии стал российский «Трансмашхолдинг», то есть потребителем новейших казахстанских электровозов станет и Россия. Уральский механический завод поставляет коленчатые валы для нужд товаропроизводителей Российской Федерации, Западно-Казахстанская машиностроительная компания – для производства нефтегазового оборудования.

Технологическому развитию Казахстана уделяется первоочередное внимание со стороны руководства страны. Так в 2010 году Казахстан принял стратегический план развития до 2020 года и государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы. Правительство выделило целые группы высокотехнологичной продукции, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке, и прикладывает максимум усилий для поддержки их производителей. Только в машиностроении таких групп товаров более 400, ещё 450 групп – в химии. И в значительной доле их заинтересованы российские потребители из приграничных регионов.

Разумеется, сотрудничество не ограничивается государственными программами развития отраслей, но осуществляется на основе прямых соглашений между предприятиями двух стран. «Уральская горно-металлургическая компания», «Трубная металлургическая компания», «Русская медная компания» из Свердловской области участвуют в инновационном обновлении и технологическом развитии производственно-экономического и инфраструктурного комплексов Казахстана. Тюменские специалисты по соглашению с предприятием «Петропавл су» проводят модернизацию насосного оборудования систем водоснабжения Северо-Казахстанской области.

Существенный вклад в приграничное сотрудничество осуществляют совместные предприятия. В Челябинской области на конец прошлого года действовало 88 предприятий, среди учредителей которых значились казахские юридические лица. Ну а крупнейшим казахстанским предприятием в Свердловской области является Серовский завод ферросплавов, принадлежащий казахскому концерну ENRC. В Оренбургской области, имеющей самую протяжённую границу с Казахстаном в 2 тыс. километров, работает масса совместных российско-казахских предприятий. В том числе – в области совместной добычи медной руды, строительства, производства стали и рельсов.

Но, пожалуй, самым важным, хотя и не столь заметным в денежном выражении, является научно-техническое сотрудничество между учебными заведениями двух стран. Это и проекты совместных исследований, и разработка документации, и подготовка специалистов для Казахстана в российских вузах и колледжах. Перечень таких связей, опубликованный в информационном отчёте о ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств (2), трудно переоценить: эти учебные заведения готовят специалистов, которые будут развивать экономический потенциал Казахстана.

Разумеется, в приграничном сотрудничестве двух стран, лишь недавно вступивших в единое таможенное пространство и приступивших к строительству общего рынка друг с другом и Белоруссией, есть ещё масса сложностей. Но введение единых правил игры на пространстве от Бреста до Чимкента, от Анадыря до Атырау, ставшее фактом с образованием Евразийского союза, способно уже в ближайшее время устранить все существующие препятствия. И российско-казахстанское приграничное сотрудничество, учитывая динамику его роста, должно стать не только дополнительным побудительным мотивом для скорейшего разрешения проблем, но и одним из ресурсов развития экономик обеих стран.