Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Шанс для Киргизии... Что даст стране вступление в Евразийский экономический союз

Андрей КнязевСтолетие
26 августа 2015

С 12 августа ЕАЭС официально пополнился еще одной страной: Киргизией. Снят таможенный контроль на киргизско-казахской границе, жители страны теперь пользуются облегченной процедурой трудоустройства в Казахстане, России, Армении и Белоруссии. Теперь эти государства стали рынком сбыта для киргизских сельхозпроизводителей, по статистике составляющих 60 процентов населения республики. А туристическая отрасль Киргизии должна начать стремительное развитие благодаря множеству туристов из стран союза.

Конечно, от вступления в объединение республика только выиграет. Но – в будущем.

Пока же без «но» не обойтись. Уровень жизни населения в Киргизии намного ниже, чем у «союзников». Так, средняя месячная заработная плата по стране - без учета ставок на малых и частных предприятиях - составляет 12484 сома - 12942 рубля. Для России этот показатель - 31858 рублей, для Белоруссии, в переводе из национальной валюты - 29257, для Армении - 24901, для Казахстана - 42911 рублей.

Соответственно, рознится и покупательная способность населения: у киргизстанцев она меньше, чем у жителей других стран-членов ЕАЭС примерно в 10 раз.

И если частный сектор республики, работники туристической отрасли и сельхозпроизводители еще как-то смогут приспособиться к переменам и необходимости оплачивать товары и услуги по новым тарифам, остается вопрос, что делать государственным служащим, врачам, учителям и милиционерам?

Еще в июне 2014 года нынешний премьер–министр Темир Сариев, который тогда возглавлял министерство экономики, сообщил: правительство разрабатывает специальную программу минимизации рисков при вхождении в Таможенный союз. Программа должна была поддержать граждан, чей бизнес или работа могли бы оказаться под угрозой в новых экономических условиях.

«После вступления Киргизии в Таможенный союз тяжело придется жителям городов и бюджетникам, - честно признал будущий глава правительства. - А простое население, которое проживает в сельской местности, они кто, предприниматели или население? Я думаю, они выиграют. Также у нас около 300 тысяч человек, работающих в швейной отрасли, для которых откроется больше возможностей зарабатывать. А для бюджетников, пенсионеров будет принята определенная программа». Заодно он пообещал сдержать рост цен.

Сегодня картина выглядит следующим образом: цены на товары и услуги ЖКХ продолжают расти, а вот заработные платы бюджетников и пенсии остаются на прежнем уровне. Ставка бюджетника чуть выше официального прожиточного минимума, который составляет 5396 сомов - 5507 рублей. Например, врач, работающий в отделении столичного Национального госпиталя, трудясь на двух ставках, получает в месяц со всеми прибавками на руки 8 тысяч сомов - 8165 рублей. Человек, только что вышедший на пенсию после 31 года трудового стажа в сфере образования, получает на руки чуть более 3 тысяч сомов – 3061 рубль. Только что начавший работу после окончания ВУЗа молодой специалист в частной организации зарабатывает от 15 до 20 тысяч сомов - 15309-20412 рублей. Минимум около трех тысяч сомов ему необходимо отдать за коммунальные услуги, интернет и сотовую связь.

А что рынок? В августе в Бишкеке килограмм говядины стоит порядка 350 сомов - 357 рублей, баранины – 325, конины – 360 сомов, 331 и 367 рублей соответственно. Потому малообеспеченные слои населения предпочитают «слегка несвежие» американские и мексиканские окорочка.

За них на рынке просят от 100 сомов - 102 рубля - за килограмм, между тем, как отечественное куриное филе тянет уже на 220 сомов - 224 рубля.

Булка хлеба стоит от 16 сомов - 16,33 рубля, лепешка – от 12 сомов 12,25 рубля, а за килограмм муки высшего сорта нужно отдать 40 сомов - 40,43 рубля. Молоко в розлив можно купить за 32 сома за литр, то есть 32,66 рубля, пастеризованное в упаковке – от 35 сомов, 35,72 рубля. Яйца – от 60 сомов за десяток, рис – до 88 сомов, 61,24 рубля и 89,92 рубля в зависимости от сортов, подсолнечное масло стоит в среднем 90 сомов - 91,86 рубля - за литр. Теперь – о фруктах. Килограмм иссык-кульских яблок стоит в среднем от 80 - 81,65 рубля - сомов, ведерко абрикосов в 4 килограмма – 250 сомов - 255,16 рубля, арбуз – от 5 до 8 сомов, то есть 5,10 – 8,17 рубля за килограмм.

Так выглядят рыночные цены, супермаркеты же делают «накрутку» на товары в среднем от 20 до 40 процентов. Выходит, если приобрести полноценный набор продуктов на месяц для сбалансированного питания, то денег на проезд, одежду, обувь и культурный отдых, медицину и непредвиденные расходы, ремонт в доме, покупку мебели и бытовой техники, подарки родным и близким уже не остается совсем. И это - Бишкек, столица страны, где уровень жизни, по логике, должен быть выше, чем в провинции.

Как обстоят дела в регионах республики? По официальным данным, из 5 миллионов 955 тысяч жителей в 2014 году более 1,8 миллиона проживало ниже черты бедности.

Вступление Киргизии в ЕАЭС предоставляет большие возможности иссыккульцам. Практически все они заняты в сфере туризма и сельского хозяйства: трудятся на горнолыжных базах, в домах отдыха и пансионатах, торгуют сувенирами, овощами и фруктами. Итого 10 процентов населения – а именно столько жителей страны проживают в регионе – кормятся на ниве туризма.

Им – хорошо. Государству? Все заработанные деньги остаются в карманах граждан, налогов они практически не платят. Уловок множество. Например, большинство пансионатов юридически зарегистрированы в других регионах республики, хотя работают непосредственно в Иссык-Кульской области. Есть и другие способы «сэкономить»: при оформлении паспортов пансионатов и центров отдыха в графе указывается стоимость одного койко-места, 100 сомов - 102,06 рубля. Налог платят именно с этой суммы, тогда как фактически с отдыхающего в сезон берут 1500-1800 сомов - 1530-1837 рублей - в сутки. Нетрудно сосчитать, каких денег лишается республиканский бюджет. Теперь же развитие туризма в стране даст иссыккульцам им дополнительную прибыль.

У жителей Таласской области дела идут по-разному, они практически поголовно заняты производством и экспортом фасоли. Бобовой культурой занято 36 процентов посевной площади региона, в виде сырья ее экспортируют около 60 компаний в 20 стран мира. Другое дело, что планированием всерьез никто не занимался.

Чиновники поясняют: выйти на мировой рынок фермеры региона смогли несколько лет назад, когда в других «фасолевых странах» случилась засуха. Ажиотаж привел к тому, что все сельхозпроизводители области, вместо того, чтобы выращивать картофель, капусту, морковь и другие культуры, тоже перешли исключительно на фасоль. Прошло время – и рынок оказался вновь насыщен, поэтому Киргизия не смогла продать все производимые объемы, фасоль сбыли по бросовой цене. Теперь – другая крайность, многие от ее выращивания отказались, поэтому в республике ее то не хватает, то - переизбыток.

Как признали по этому поводу в Министерстве экономики и антимонопольной политики Киргизии, после распада СССР сельскохозяйственная отрасль оказалась разрушена вместе с системой планового хозяйства.

И вступление страны в ЕАЭС – шанс для таласцев открыть для себя новые рынки сбыта и повысить свое благосостояние. Чего не скажешь о жителях Нарынской области. Климат и труднодоступность расположения год от года делали ее неизменным фигурантом рейтинга бедности: уровень нищеты составлял более 40 процентов. Однако область начала вставать с колен благодаря международным организациям, к примеру – Организации Объединенных Нации. В начале 2015 года Россия подписала с программой развития ООН соглашение по комплексному развитию Нарынской области. Основной акцент специалисты сделали на развитии и поддержке фермерства: нарынчанам рассказывают о возможностях открыть свое дело, учат составлять бизнес-планы и распоряжаться инвестициями. После чего в качестве стартового капитала выдают им от 5 до 10 тысяч долларов на открытие бизнеса - без процентов, и вчерашние бедняки становятся вполне состоятельными людьми. А возвращенные ими средства направляются на реализацию новых социальных проектов.

«Деньги, которые идут через программу – это результат финансовых вложений стран-доноров, - отмечает Александр Аванесов, постоянный представитель ПРООН в Киргизии. - Мы лишь следим за тем, чтобы обязательства, взятые на себя страной, исполнялись. Однако мы не можем поддерживать проекты бесконечно – мы лишь даем импульс к развитию».

Есть еще три приоритетных направления поддержки нарынчан: развитие агробизнеса, системы профтехобразования и местных инициатив. Так, в 2014 году малообеспеченным сельчанам выдали льготные кредиты на сумму более 2,2 миллиарда сомов, 187 семьям предоставили 720 голов овец и 31,5 тонны семенного картофеля. Все - на условиях возвратности и последующей передачи другим малообеспеченным семьям для увеличения поголовья скота и повышения урожайности картофеля. ЕАЭС для них - перспектива развития бизнеса, в эту сферу смогут перейти и многие бюджетники.

Самая экономически нестабильная часть республики это Юг: Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области. Там самый высокий уровень безработицы, сложнее всего живется джалал-абадцам, за чертой бедности здесь находится почти половина населения. Годовой доход на душу населения здесь ниже 17,5 тысячи сомов - 17861 рубля. За ними следуют баткенцы - 40,7 процента населения и ошане - 31,7 процента жителей с подобным нищенским доходом. Что само по себе толкает людей на поиски работы вне региона или же вне страны. Кстати, замечу: большинство киргизских трудовых мигрантов именно выходцы с Юга страны.

По причине безработицы южане ищут криминальные способы добывания денег.

Отсутствие демаркации на некоторых участках киргизско-таджикской и киргизско-узбекской границ дает возможность промышлять контрабандой, перевозкой «живого товара», ГСМ и участвовать в международном и региональном наркотрафике.

Что не может не беспокоить другие страны-члены ЕАЭС: с вступлением в союз вопрос о границах Киргизии, по мнению региональных экспертов, должен быть решен в ближайшем времени.

…Большинство населения страны считает присоединение к ЕАЭС возможностью улучшить свою жизнь и обеспечить стабильность в Киргизии. Хорошо, если новые «союзники» быстро поймут, что для этого следует работать и работать.