Финансовый кризис в Туркменистане вынуждает граждан страны обналичивать свои сбережения в Турции. Центральный банк Туркменистана (ЦБТ) прекратил продажу валюты местным жителям, исключение составляют лишь компании, занятые в реализации важных для страны проектов, таких как предстоящие игры «Азиада-2017», которые пройдут осенью. Эксперты говорят, что проблемы начались из-за сокращения валютных доходов от экспорта нефти и газа и непомерных трат президента Гурбангулы Бердымухамедова.
Официальный запрет власти на обмен валюты в Туркменистане, а также ограничение на выдачу наличных в банках страны вынуждают туркмен искать различные способы обналичить деньги со своих банковских карт. Турция стала местом финансового паломничества граждан Туркменистана.
«На улицах многолюдного центрального района Стамбула Аксарай, известного своей бойкой торговлей и недорогими гостиницами, в последнее время можно увидеть десятки граждан Туркменистана, стоящих в очереди перед банкоматами», – сообщило вчера радио «Азатлык» (туркменская служба Радио «Свобода»). «Для того чтобы обналичить деньги, находящиеся на счетах в банках Туркменистана, люди вынуждены выезжать за пределы страны. Некоторые вывозят на продажу золото. Те, кто не может выехать за рубеж, вынуждены обращаться к посредникам. В итоге они теряют до 10% от снимаемой суммы. Эти деньги уходят на оплату комиссии за транзакцию в зарубежных банках, а также услуги посредников», – рассказала на условиях анонимности радио «Азатлык» гражданка Туркменистана, проживающая в Турции.
Эксперт по Туркменистану Батыр Мухамедов считает, что этот источник получения валюты власти Туркменистана могут вскоре перекрыть. «Туркменские власти могут связаться с уполномоченным банком Турции и запретить снятие денег с туркменских карточек. Тем более что зачастую деньги обналичивают не сами владельцы, а посредники», – сказал «НГ» Батыр Мухамедов. По его мнению, в стране возрождается «дайза-базар» (дайза – пожилая женщина, именно они торговали валютой во времена первого президента Сапармурата Ниязова). Черный рынок валюты, с которым по заявлению властей, было покончено несколько лет назад, возрождается. «Изменения на этом рынке касаются лишь условий конспирации и опасности задержания менял. Соответственно растут и цены за риск», – отметил Мухамедов. По его мнению, корень финансовых проблем кроется в непомерных тратах президента Бердымухамедова.
В частности, только на сооружение Олимпийского городка для «Азиады-2017» и нового аэропорта из бюджета было потрачено около 8 млрд долл. Кроме этого, в фонд «Азиады» работники бюджетной сферы перечисляют от 10 до 20% своей зарплаты. «Золотой век», когда жителям Туркменистана были гарантированы бесплатный свет, газ, соль, закончился.
«Проблемы в финансовой сфере Туркменистана начались давно. Это связано с падением цен на энергоресурсы, погашением кредитов и отсутствием собственного производства. Практически все товары, начиная с машин и заканчивая продовольствием, Туркменистан закупает за рубежом. Плюс к этому неправильная финансовая политика, которая была ориентирована только на доходы от продажи нефти и газа», – сказала «НГ» завсектором Центра постсоветских исследований Национального института мировой экономики и международных отношений РАН им. Е.М. Примакова Елена Кузьмина.
Эксперт напомнила, что, начиная с прошлого года, в банковской сфере Туркменистана были введены меры, ограничивающие возможности населения. В частности, ЦБТ ввел ограничение на продажу иностранной валюты для местных компаний и населения. Но после того, как в стране начался дефицит масла, сахара и других продуктов питания, было сделано исключение для поставщиков. По информации Reuters, они могут приобретать валюту лишь в коммерческих банках, доступ которых к валютным ресурсам в той или иной степени ограничен.
Затем был введен контроль над банковскими операциями, осуществляемыми гражданами как за пределами, так и внутри страны. Сообщалось о введении новых требований, ограничивающих сумму средств, разрешенную для обмена по курсу ЦБТ и перевода за рубеж. Данные ограничения коснулись всех слоев населения, в том числе студентов, обучающихся за рубежом и предпринимателей. Сумма, разрешенная для снятия с пластиковых карт за пределами страны, была установлена в размере 250 долл. в сутки. А потом и вовсе ЦБТ приостановил онлайн-расчеты по международным пластиковым картам. Затем были введены меры, ограничивающие возможности населения обналичивать средства, в том числе заработную плату, пенсии, социальные пособия, поступающие на пластиковую карту. Правительство страны предложило перейти на безналичный расчет и обязало все магазины и рыночных торговцев установить необходимое оборудование для приема безналичных платежей. Очевидно, с выполнением этой части закона произошли задержки. И пока власти решают эту проблему, эксперты не исключают, что в ближайшее время по стране прокатятся голодные бунты.