Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Миллиарды в переводе. Перечисляемые из РФ деньги в Киргизии тратят на еду и покупку жилья

Данияр КаримовРоссийская газета
9 марта 2018

Коллаж: Русские в КазахстанеСумма перечисленных из России денег превысила доходы бюджета Киргизии

 

Почти 2,5 миллиарда долларов перевели в 2017 году домой киргизстанцы, работающие в России. Такие данные приводит Национальный банк республики. Как полагают эксперты, суммы, которые переправляют на родину граждане Киргизии, могут быть больше, поскольку часть денег проходит мимо банковской системы и передается родным через знакомых, возвращающихся в КР. Но, так или иначе, даже по официальным данным, объем средств, переведенных из Российской Федерации, выше доходов государственного бюджета примерно на 260-270 миллионов долларов.

 

На что тратятся эти деньги и насколько они значимы для местной экономики? Ответ пытались найти различные аналитические группы и исследователи. Несколько месяцев назад правительство Киргизии указывало, что благодаря трудовой миграции в республике выросла потребительская активность на внутреннем рынке, а переводы помогают решать проблему бедности. С этим выводом согласны и международные финансовые институты, включая Всемирный банк (ВБ). Последний опубликовал подробное исследование, посвященное влиянию миграции на развитие Киргизии.

 

Голландская болезнь

 

- Ожидается, что экономика страны останется зависимой от денежных переводов, - утверждают эксперты Всемирного банка. - Приток частных средств продолжит поддерживать доходы домашних хозяйств и стимулировать внутренний спрос, однако с ними также связаны некоторые проблемы.

 

В качестве примера специалисты ВБ называют угрозу так называемой "голландской болезни". Этот термин описывает негативный эффект, оказываемый влиянием реального курса национальной валюты на экономическое развитие в отдельном секторе. Приток капитала в страну увеличивает потребительский спрос, что становится причиной роста, к примеру, рынка недвижимости, но при этом сдерживает развитие наукоемких отраслей, что, в свою очередь, приводит к технологическому отставанию страны.

 

Насколько оправданны эти опасения? Согласно оценкам Всемирного банка, 35 процентов от всего объема поступающих от мигрантов денежных переводов расходуется на закупку продуктов питания для их семей, оставшихся на родине, 21 процент - на улучшение жилищных условий. Еще девять процентов от переведенных сумм откладывается на будущее. Примерно по восемь процентов вкладывается в образование детей или тратится на медуслуги. А в бизнес инвестируется всего около трех процентов. Иными словами, трудовая миграция действительно способствует главным образом росту потребления, но не стимулирует развитие.

 

- Я работал в Москве в коммунальном предприятии, управлял мусоровозом, - рассказал "РГ" бывший трудовой мигрант Кадырбек Салиев. - Сам я из села с юга Киргизии. Большую часть зарплаты отправлял жене с детьми, на себя почти ничего не тратил. Родственники передавали картошку и другие овощи мешками - через знакомого проводника. Я приезжал на вокзал и забирал. За несколько лет удалось скопить приличную по нашим меркам сумму. Купил участок на окраине Бишкека, перевез семью, на оставшееся приобрел подержанную иномарку и сейчас работаю таксистом. Вернулся ли бы я в Москву? Хотелось бы, но здоровье не позволяет.

 

Работа есть, а денег нет

 

Если верить выводам Всемирного банка, сегодня Киргизия является одной из наиболее зависимых от денежных переводов стран мира. В России находится около 700 тысяч граждан республики. Это примерно 10 процентов ее трудоспособного населения. Власти Киргизии надеются, что смогут со временем снизить поток выезжающих, и в течение ближайших лет обещают заняться созданием тысяч новых рабочих мест.

 

Президент республики Сооронбай Жээнбеков объявил 2018-й годом развития регионов. Улучшить ситуацию он рассчитывает с помощью Российско-Киргизского фонда развития, руководство которого призвал оказывать поддержку экономическим проектам на местах в приоритетном порядке. "Для развития страны, в первую очередь, нужно поднимать регионы, - утверждает Сооронбай Жээнбеков. - Это мое глубокое убеждение. В настоящее время экономическое развитие страны по-прежнему зависит только от одной-двух областей. Причем "зона благополучия" сосредоточена, в основном, вокруг Бишкека, а также в Иссык-Кульской области".

 

Многочисленные опросы в среде мигрантов, в свою очередь, также указывают, что основная масса выезжающих на заработки за рубеж - жители глубинки, нередко юга республики. А, по данным Всемирного банка, примерно половина мигрантов (46,3 процента) до отъезда была занята в сельском хозяйстве. При этом только 16 процентов респондентов говорят, что не могли трудоустроиться в Киргизии. Подавляющее большинство (55 процентов) покинуло республику из-за низкого уровня доходов, не позволяющих обеспечить семью необходимым.

 

По данным Национального статистического комитета республики, несмотря на постоянный рост, средняя зарплата в Киргизии к 2018 году составляла всего около 15,3 тысячи сомов или около 220 долларов. Однако эта цифра сложилась благодаря бишкекчанам, у которых заработки примерно на пять тысяч сомов выше, чем в среднем по стране. За пределами столицы Киргизии зарплата, чаще всего, ниже среднестатистического показателя. В самой густонаселенной в КР Ошской области, к примеру, она едва превышает 10,1 тысячи сомов (около 150 долларов).

 

В некоторых случаях к выезду за рубеж людей подталкивает не столько нужда, сколько долги. Так, 50-летняя бишкекчанка Зарина Мукашева оказалась в трудовой миграции из-за сына, не погасившего кредит перед банком. "Он взял деньги на бизнес и прогорел, - рассказала она. - А в залог оставил нашу квартиру. В России я сначала работала посудомойкой, потом поваром. Когда стало физически тяжело - нянечкой. Трудно, конечно, потому что от дома далеко. Но не жалуюсь. Многие благодаря работе в России на ноги встали".

 

Портрет на выезд

 

Несмотря на то что на работу за рубеж выезжает много киргизстанок, у трудовой миграции в целом все же мужское лицо. По данным Всемирного банка, порядка 75 процентов граждан КР, работающих за рубежом, - представители сильного пола. Согласно оценкам других источников, в последнее время это число снизилось до 65-70 процентов. Чаще всего в поисках работы из страны выезжают люди в возрасте 18-35 лет - наиболее мобильная и трудоспособная группа.

 

Вопреки расхожему мнению, трудоустроиться за пределами Киргизии пытаются и люди с образованием. По крайней мере, 89 процентов мигрантов из КР имеют аттестат зрелости или диплом вуза. Но, тем не менее, в принимающей стране они заняты в основном в сферах, не требующих высокой квалификации. Чуть менее сорока процентов киргизстанцев работают за рубежом в сфере строительства. Примерно столько же - как разнорабочие на других производствах. Около десяти процентов мигрантов трудоустраиваются в гостиничном бизнесе, а примерно восемь - в торговых объектах.

 

Более успешны в трудовой миграции городские жители. Они чаще сельчан устраиваются на более привлекательные вакансии - в гостиницы или торговые точки, работают в транспортной или обслуживающей сферах. В правительстве Киргизии полагают, что граждане КР не только находят за рубежом источник доходов, но и приобретают полезный опыт, который затем адаптируют к местным реалиям. К такому выводу, в частности, пришли в Госслужбе миграции КР.

 

Но как у любого явления, у миграции есть и другая сторона. Многие граждане Киргизии, выехав на заработки за пределы страны, трудятся нелегально. По оценкам минэкономики респуб-лики, порядка 40 процентов мигрантов работают в "тени", хотя есть тенденция к снижению этого показателя.

 

- На положении трудовых мигрантов положительно сказалось вступление Киргизстана в Евразийский союз, - пояснил глава минэкономики Артем Новиков. - Упростилась процедура трудоустройства, нет необходимости оформлять патент, появился доступ к медицинскому страхованию, улучшились социальные условия. Количество наших соотечественников, легально работающих в странах ЕАЭС, увеличилось с 30 до 60 процентов.

 

Кстати

 

Три крупных экспортоориентированных предприятия обещают открыть в южной столице Киргизии - городе Оше - в ближайшие несколько лет: швейную фабрику, предприятие по производству геомембраны (полимерного материала) и мясоперерабатывающий завод. Два из этих проектов получили одобрение Российско-Киргизского фонда развития. Только швейная фабрика обеспечит рабочими местами около семи тысяч человек.

-1
    1 177