Сделанное президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым заявление о необходимости отставки правительства, после которого глава Кабмина Бакытжан Сагинтаев сложил полномочия, было одновременно и ожидаемым, и внезапным.
Ожидаемым – потому что глава государства серьезно критиковал Кабмин на январском расширенном заседании, а внезапным, вероятно, стало для самих членов правительства. На пятницу, 22 февраля, у некоторых министров были назначены публичные мероприятия, впоследствии отмененные.
Временно исполняющим обязанности главы правительства назначен бывший вице-премьер Аскар Мамин.
Как выглядит отставка правительства глазами экспертов-политологов и чего ждать в дальнейшем?
По мнению директора Центра актуальных исследований "Альтернатива", политолога Андрея Чеботарева, отставка правительства Бакытжана Сагинтаева была вполне ожидаемой в связи с приближающимся транзитом власти.
"Дело здесь не только в недавнем достаточно жестком "разборе полетов". Во-первых, с учетом изменения статуса и полномочий Совета Безопасности и положительного решения Конституционного совета о возможности президента Казахстана подать в отставку, процесс транзита власти приближается. В связи с этим следует ожидать серьезных кадровых перестановок и, как следствие, изменение внутриэлитного расклада. Обновление же правительства вполне может привести к смене кадров в президентской администрации, других центральных госорганах и среди акимов регионов", - отмечает эксперт.
Вместе с тем Чеботарев указывает на то, что правительство Сагинтаева не сумело справиться с критическими моментами в экономике, в том числе остановить снижение курса тенге, и реализовать социальную повестку, представленную в прошлогодних посланиях и заявлениях главы государства.
Вопреки заявлению экс-премьера Сагинтаева, никакой "слаженной работы" правительство изначально не вело, считает политолог.
"Практически все члены кабинета министров в той или иной степени проявили свою некомпетентность и безответственность по ряду вопросов, оторванность от реалий и особенно потребностей населения, отдачу приоритета в своей работе личным или узкогрупповым интересам. Впрочем, это не столько персональная, сколько системная проблема, касающаяся всех составов казахстанского правительства", - заметил политолог.
Кроме того, Казахстан фактически вступил в новый электоральный цикл. Политолог предполагает, что президентские и парламентские выборы будут досрочными, и вопрос лишь в том, какие из них пройдут раньше.
"В любом случае отставка правительства, особенно в свете последних процессов и событий в стране, способствует повышению рейтинга главы государства с расчетом на предстоящие выборы", - указывает Чеботарев, добавив, что согласно поправкам в Конституцию от 2017 года прекращение полномочий правительства теперь будет автоматическим после парламентских выборов, а не президентских.
Главе государства, очевидно, было важно решить этот вопрос самому и без привязки к проведению тех или иных выборов.
Политолог не берется делать прогноз относительно нового состава правительства, вместе с тем отмечает, что кадровые вопросы интересны в первую очередь тем, как это отразится на внутриэлитном раскладе в стране.
"Что же касается ожидания каких-либо улучшений, то новое правительство по инерции устранит некоторые недостатки предыдущего. Свою роль также сыграет необходимость реализации социально-экономических мер, способствующих созданию благоприятной предвыборной атмосферы и достижению нужных властям результатов будущих президентских, парламентских и местных выборов. Но в дальнейшем без кардинального изменения системных условий и механизмов формирования правительства, его работы и всестороннего контроля, все вернется на круги своя", - заключает Чеботарев.
Экономист Олжас Худайбергенов считает, что врио Аскар Мамин останется в качестве нового главы правительства. Вместе с тем, по его мнению, сам Кабмин может значительно обновиться.
"Правительство, как прогнозировали некоторые политологи, ушло в отставку. Судя по тому, что исполняющим обязанности премьера назначен Мамин, скорее всего, он и будет премьером. Если проанализировать слова президента, перед новым правительством, думаю, однозначно будут стоять четыре ключевых вопроса", - указывает эксперт.
Первая из задач - обеспечение качественного экономического роста.
"Здесь придется существенно пересматривать модель экономического роста, обнулять теневую экономику, дожать Нацбанк в части обеспечения обрабатывающей промышленности, особенно МСБ, доступным кредитованием", - комментирует Худайбергенов.
Второй пункт - резкое повышение эффективности системы госуправления, так как сейчас бюрократия и недоверие к государственным органам, в первую очередь, к МВД, находится на максимуме, при этом внутренние и внешние риски уверенно растут.
Третий пункт - пересмотр всех компонентов социальной системы: пенсионной, жилищной и других, улучшение социальной поддержки граждан, в первую очередь многодетных семей.
Последний пункт - серьезное изменение политики развития регионов. Президент требует, чтобы в регионах создавалось больше рабочих мест.
"Как видно, перед Маминым стоят сложные задачи. В том, что у него достаточно упорства и политического веса добиваться своего, думаю, мало кто сомневается. Очень хотелось бы, чтобы ему удалось внедрить новую культуру реализации госзадач - не гоняться за быстрыми победами, а поставить задачи на 2-3 года и планомерно добиваться конкретных результатов. Например, та же социальная и жилищная реформа займет 2 года, и здесь не нужны быстрые победы, ради которых придется отказаться от долгосрочных механизмов", - считает Худайбергенов.
Вместе с тем эксперт указывает на то, что Мамин - достаточно закрытая фигура, однако на новом посту ему придется стать более публичной персоной.
"Мамин, хоть и не силовик, по типажу больше походит на Шойгу - минимум пиара, максимум конкретного результата, немногословность и отказ от модели "политика", который ищет вечные компромиссы, пытаясь понравиться всем, даже там, где это совершенно не нужно. Я сам был несколько раз у него, предлагал разные идеи, и он, где не мог или считал неправильным, прямо говорил "нет, не получится", а где мог, он сразу звонил, давал поручения, хотя я вообще едва был знаком с ним. Кстати, Мамин, как и Шойгу, очень любит хоккей, где нет места пиару, есть лишь сила характеров", - добавил экономист.
В заключение эксперт выразил уверенность, что следующий правительственный сезон будет реформаторским, а состав министров сильно поменяется в течение года.