Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Нурсултан Назарбаев вернулся к управлению государством. В Казахстане появились два центра принятия решений

Виктория ПанфиловаНезависимая газета
6 апреля 2019

Нурсултан Назарбаев приступил к «выполнению обязанностей первого президента – Елбасы (лидера нации)». Об этом он заявил на совещании по вопросам деятельности созданной специально для него канцелярии. По его словам, все – он сам, президент и правительство – должны работать над задачами, «обозначенными в утвержденных мной программных документах, Послании, а также озвученными на съезде партии «Нур-Отан». В это время второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев находился с визитом в России. Эксперты считают, что новой системе власти предстоит пройти проверку на прочность.

 

Нурсултан Назарбаев после досрочного сложения полномочий взял тайм-аут. Он побывал на малой родине, встречался с одноклассниками, проводил встречи с рядовыми жителями. По возвращении в Нур-Султан он провел совещание с сотрудниками специально созданной канцелярии первого президента. Новая резиденция Нурсултана Назарбаева переместилась из Акорды в Назарбаев-центр. На создание канцелярии первого президента Казахстана из республиканского бюджета выделено около 1 млрд тенге (около 2,5 млн долл.). Об этом журналистам сообщила вице-министр финансов Казахстана Татьяна Савельева, рассказывая об увеличении расходов в проекте бюджета на 2019 год. «Создание отдельного аппарата Елбасы лишний раз подчеркивает статус Нурсултана Назарбаева. Хотя на него по-прежнему работает весь президентский аппарат», – сказал казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его словам, с момента добровольной отставки первого президента было ясно, что лидер в стране не меняется. «Назарбаев сосредоточил в своих руках широкие полномочия, различные статусы и регалии, в частности кроме лидера нации он является председателем Совета безопасности, Ассамблеи народа Казахстана и партии «Нур Отан». Он конкретно обозначил свою роль главного куратора внутренней и внешней политики. Передавать эти функции он никому не собирается. Касым-Жомарт Токаев – назначенный президент – пока выполняет представительские функции, и отношение к нему – как к исполняющему обязанности», – отметил эксперт.

 

По его мнению, созданная система носит временный характер и продержится до реального ухода Назарбаева. Говорить о том, что в стране двоевластие, нет ни повода, ни причин. «Пока Назарбаев дееспособен, именно он будет в Казахстане центром власти и принятия решений, в том числе и кадровых. Новая политическая система выстроена исключительно под Назарбаева. Говорить о самостоятельности второго президента Касым-Жомарта Токаева пока не приходится. Например, назначения в администрации президента, которые провел Токаев, однозначно были одобрены и согласованы с Назарбаевым. Более того, сам Елбасы эти кадровые комбинации и предложил», – убежден Досым Сатпаев. По его словам, у Токаева нет свободы действий и нет мощной группы поддержки, которая могла бы бросить вызов Елбасы. «Токаев не будет вести самостоятельную игру, тем более такую, которая противоречила бы линии Назарбаева», – считает Сатпаев.

 

Нынешняя конфигурация удобна для Назарбаева по ряду причин. В частности, экономика Казахстана нуждается в реформировании. Причем очевидно, что первый этап реформ будет достаточно болезненным для населения. В нынешней ситуации социальное недовольство будет направлено не против Елбасы, а против исполнительной власти. Кроме того, своим решением Назарбаев запустил процесс серьезной конкуренции элит, при этом оставаясь «над схваткой», но в то же время имея возможность корректировать итоги этой конкурентной борьбы.

 

Эксперт по постсоветским странам, политолог Аркадий Дубнов считает, что рано давать определения формирующейся в Казахстане новой системе власти. «Это чрезвычайно ответственный и важный прецедент властного транзита на постсоветском пространстве однозначно, но и не только на нем. Он восходит своими примерами к китайскому (Дэн Сяопин) или же сингапурскому (Ли Куан Ю) вариантам. Казахстанский вариант не воспроизводит режим двоевластия, который реально существовал в России во времена президентства Дмитрия Медведева: все понимали, где доминирующий центр – естественно, в Белом доме, где работал Владимир Путин. В Казахстане этого нет. Назарбаев не вернется к реальной исполнительной власти. Вопрос лишь в том, насколько он сам себя видит в качестве смотрящего», – сказал Аркадий Дубнов. По его мнению, Назарбаеву сейчас важно убедиться, что он сделал правильный выбор, позволив передать власть по Конституции и не допуская достаточно дискредитирующего Казахстан транзита семейного режима напрямую. «Не исключено, что он сделает это позже. Но ровно так же не исключено и то, что он откажется от этого сценария, исходя из им же сформированного образа Казахстана как цивилизованного современного модернизированного государства, склоняющегося к восприятию западных ценностей. Назарбаеву не очень удобно выглядеть властителем по типу туркменского или таджикского лидеров. Он видит себя просвещенным автократом», – отметил Дубнов. По его мнению, двоевластие грозит Казахстану хаосом в элитной среде и породит неуверенность элиты в завтрашнем дне настолько, что очень быстро начнется эрозия государственного управления.          

+3
    1 697