И это говорит о многом. О том, например, что Назарбаева вполне устраивает существующий сегодня политический ландшафт, а Токаев с его предвыборными рассказами о «серьезных реформах», обещаниями «услышать гражданское общество» и прочими благими намереньями пусть занимается оперативной текучкой: заслушивает отчеты министров да любуется белыми праздничными юртами в священных горах Улытау.
И еще один – ключевой тезис: мы – не какие-нибудь азиатские задворки, где мажоритарная система «заточена» под партии вождистского типа. О том, что Nur Otan был (и пока что остается) именно такой партией первый президент естественно умолчал, но ясно дал понять: второму президенту не стоит рассчитывать на легкую прогулку в парламенте, где будет доминировать «перезагруженная» партия парламентского большинства. Как получится на самом деле, мы узнаем совсем скоро. 2 сентября на совместном заседании палат парламента Токаеву предстоит дебютное выступление с президентским посланием. От того, что и как он скажет, будет зависеть то, что и как ему удастся сделать. Но одно очевидно: президенту придется выстраивать заново отношения с парламентом, не надеясь на молчаливый «одобрямс». Недаром первый зампред Nur Otan Бауыржан Байбек в интервью «Хабару» заговорил о том, что «нам не нужна серая масса, которая сегодня будет говорить одно, завтра другое.»
Правда, это было сказано в контексте предстоящих выборов в маслихаты. Однако, не исключено, что и этот состав парламента не упустит случая показать избранному президенту: пусть этот парламент и называли «карманным», но речь шла о кармане другого пиджака.
Так что, эмоциональная речь Нурсултана Назарбаева на политсовете его партии – совсем не о пресловутых «двух коровах». Ее главный посыл можно сформулировать так: президент у нас второй , а елбасы –первый. И второго не будет.