Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Туркмения укрепляет границу с Афганистаном

Виктория ПанфиловаНезависимая газета
13 февраля 2020

Коллаж: © Русские в КазахстанеПод угрозой боевиков оказалось строительство газопровода TAPI

 

В Афганистане неподалеку от туркменской границы наблюдается большое скопление боевиков, которые пока поодиночке, но все чаще проникают на территорию Туркменистана. В Ашхабаде утверждают, что ситуация на внешних рубежах под контролем. Эксперты называют три версии. Это боевики, вытесненные афганскими силовиками, отсиживаются в так называемых лагерях передержки. Боевики запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ), уроженцы Туркменистана ищут возможность добраться до дома. Это спланированная акция – идет аккумулирование сил для атак на инфраструктуру проекта TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия).

 

Жители самого южного района Туркменистана – Серхетабадского (Кушка) Марыйской области – в последнее время чаще сталкиваются с вооруженными боевиками, которые проникают из Афганистана. Об этом сообщило Радио «Азатлык» (туркменская служба Радио «Свобода»). По ночам, как рассказывают очевидцы, с афганской территории доносятся звуки перестрелок. Места эти малонаселенные, в основном там пастбища, на которых чабаны выпасают овец. Пограничники серхетабской заставы велели местным жителям и чабанам сообщать, если они увидят подозрительных и незнакомых людей.

 

О том, что возможны попытки прорыва границы, говорилось неоднократно. 18 декабря 2019 года секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что боевики ИГ укрепляют свои позиции на севере Афганистана и готовятся к вторжению в Центральную Азию через Туркменистан и Таджикистан. После чего появились сообщения из Ашхабада, что туркменские пограничники значительно усилили контроль на туркменско-афганской границе. Более того, туркменские военные возобновили военную подготовку с военнослужащими РФ. Кроме этого, проводятся регулярные туркменско-российские консультации по вопросам безопасности. Последняя встреча состоялась 4 февраля 2020 года в Ашхабаде на уровне заместителей министров иностранных дел.

 

«Не стоит недооценивать способность вооруженных сил Туркменистана купировать такие проблемы самостоятельно. В последние годы туркменские власти приложили серьезные усилия для обучения и оснащения антитеррористических подразделений. Есть информация, что российские пограничные войска, а также войска ВВС РФ проводят обучение туркменских военных и представителей спецслужб навыкам антитеррористической работы. Судя по довольно частым визитам в Ашхабад высокого российского начальства – последний был 10 дней назад, – постоянно идет обмен разведывательной информацией», – сказал «НГ» туркменский эксперт Сердар Айтаков. Конечно, все это не поможет строительству TAPI на территории Афганистана, но способно предотвратить какие-то теракты против газовой инфраструктуры на территории самого Туркменистана.

 

При этом эксперт не исключает, что активизация боевиков в туркменском приграничье произошла после начала практических работ, связанных с реализацией проекта TAPI. В январе 2020 года было подписано соглашение с Саудовским фондом развития для получения кредита на финансирование TAPI. Были закуплены и доставлены в Туркменистан трубы. Кроме этого проект TAPI будет представлен в Дубае на международном роуд-шоу «Нефть и газ Туркменистана» с целью привлечь иностранные инвестиции в данный проект. «В это же время стали появляться сообщения о появлении неопознанных боевиков на территории Туркменистана, как раз в том месте, где планируемый газопровод должен пересечь границу Туркменистана и Афганистана. В этой местности проживают туркменские племена», – отметил Сердар Айтаков.

 

Туркменские власти на протяжении долгого времени пытались договориться с афганскими соплеменниками, поставляя им продукты питания, медикаменты, медоборудование, стройматериалы, сжиженный газ, а также электричество. Это обеспечило некоторую лояльность приграничного населения, но не могло никоим образом уберечь туркменскую территорию от риска стать ареной столкновения разных афганских сил.

 

Эксперт считает, что нестабильность в Афганистане, особенно по пути следования маршрута газопровода, способна заморозить проект на долгие годы. Инвесторы и подрядчики могут элементарно прекратить свою деятельность по освоению месторождений и строительству трубопровода. Вот это и может быть конечной целью тех, кто реально стоит за появлением боевиков в Туркменистане.

 

Впрочем, Туркменистан, начиная активно продвигать строительство TAPI, вступил в зону серьезных конфликтов интересов, считает Сердар Айтаков. «Газовые рынки Пакистана и Индии являются зоной интересов Катара и Ирана. Если Катар уже поставляет сжиженный газ на эти рынки, то Иран ожидает продолжения строительства газопровода «Мир», который он уже довел до границы с Пакистаном, но строительство застопорилось из-за американских санкций. Появление проекта TAPI прямо противоречит интересам как Катара, так и Ирана. Стоит отметить, что два года назад президент Гурбангулы Бердымухамедов пытался договориться с руководством Катара о совместном присутствии на рынке Индии и Пакистана и даже обращался за инвестициями для строительства ТАPI во время личного визита в Катар, но визит закончился ничем», – подчеркнул эксперт. 

0
    864