Сегодня

444,32    473,33    61,31    4,76
Политика

Пётр Коломец: Киргизия для России более надёжный партнёр, чем Казахстан

Ксения МальцеваЖурналистская Правда
1 декабря 2020
В Киргизии отказались от изменения статуса русского языка. На сегодняшний день он является официальным, в то время как киргизский – государственным.

В новом проекте конституции предлагалось лишить русский язык соответствующего статуса. Это предложение поступило от члена недавно созданного органа для доработки проекта конституционной реформы совещания Киргизии Садирдина Торалиева. Свою идею он объяснил тем, что «молодежь перестала разговаривать на киргизском языке» потому, что «нет потребности в нем».

Пётр Коломец, политолог, эксперт по ситуации в Казахстане и Киргизии, бывший президент некоммерческого фонда «Развитие», постоянный эксперт You-Tube канала Polit Wera в комментарии для «Журналистской правды» заявил, что будущее киргизской молодёжи тесно связано с Россией, поэтому своего статуса русский язык не лишится.

«Большая часть киргизской молодёжи и в настоящий момент находится на территории Российской Федерации. Москва – основное место проживания этой молодёжи. Вы, допустим, Москву видите сверху, снаружи, а я её вижу изнутри, так уж получилось. И киргизская молодёжь и здесь говорит чистенько по-русски, и приезжает туда – тоже думает на этом языке. Трудно переключаться с одного на другой.

В России я встречаю больше ошских киргизов, чем бишкекских. Бишкекские большей частью трудоустроены по месту, а вот ошские и из прилежащих городов – они все сюда переезжают. Хорошо отлажена система приёма их здесь – по своему диаспоральному окружению они быстренько проникают в Россию. Такое быстрое проникновение способствует их постоянному присутствию здесь. Периодически они уезжают на Родину. Я тут разговаривал со многими киргизами, говорят: «Я вот съезжу туда на могилки, посещу родственников, но основное место работы здесь».

И как они могут отказаться от русского языка, если будущее своих детей эта молодёжь связывает только с Россией? Они не могут отказаться ни в коем случае. Они же понимают, что ни в Англии, ни в Германии их так не примут. Тут не просто языковой барьер какой-то возникает, а ментальный барьер. Homo soveticus, как ни крути. Менталитет остался тот же, интернационализм. В России киргизов, узбеков, таджиков не воспринимают как нечто чужеродное, не принимают их как иностранцев. А киргизы всю жизнь, сколько они существовали как горные люди, противопоставляли себя казахам.

В Казахстане наоборот началась какая-то нехорошая тенденция за казахизацию, за полный переход в быту на казахский со стороны русских, корейцев, пытающихся адаптироваться во властных структурах. Там же тоже казахский государственный, а русский – язык межнационального общения.

А у киргизов понимание необходимости русского закреплено настолько, что даже очередная попытка лишить его статуса от провокаторов проваливается. Провокаторы есть всегда, и в Киргизии, и в Казахстане. Но в Казахстане я вижу проталкивание пункта о том, чтобы исключить из Конституции Казахстана положение о русском языке как языке межнационального общения. Кроме того, они уже фактически перевели на латиницу алфавит, они уже не пользуются кириллицей.

Киргизы настроены совершенно на другой лад. Им оставаться в замкнутом пространстве между молотом и наковальней Китая, Казахстана и Узбекистана без прямого доступа к России и без помощи не хочется. Пашинян вон продемонстрировал, что значит взять и плюнуть в сторону России, причём ярко. И киргизы понимают, чем это чревато: либо отрежут узбеки половину Киргизии, либо проникнут китайцы. Они подумали-подумали и решили, что лучше быть в какой-то, пусть языковой зависимости от России.

Моё мнение – Киргизия более надёжный партнёр в Среднеазиатском регионе, чем тот же Казахстан, который начал задумываться о своей великой роли».
+4
    7 284