Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Политика

Референдум в Казахстане: зачем Токаеву потребовалось отдавать недра страны народу

Марина ПеревозкинаМК.ру
14 мая 2022
Коллаж: © Русские в Казахстане«Грабительские соглашения с западными компаниями могут пересмотреть в сторону большего учета национальных интересов»

В Казахстане готовятся к референдуму по поправкам в Конституцию, назначенном на 5 июня. Среди вынесенных на него поправок одна имеет особую важность для общества. По инициативе президента Касым-Жомарта Токаева в Основной закон предлагается внести положение, что собственником земли и природных ресурсов является народ. Но станет ли народ Казахстана реальным хозяином нефти, газа и природных ископаемых, которыми так богата земля этой страны?  

Изменения предлагается внести в пункт 3 статьи 6 Конституции Казахстана. На данный момент он выглядит так:

«Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».

Предлагается изложить его в следующей редакции:

«Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».

То есть прежде земля, вода и природные ресурсы Казахстана были в государственной собственности. Теперь будут в народной. Что это принципиально меняет? Этот вопрос «МК» задал политологу, руководителю отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрею Грозину.

- На самом деле то, что земля и недра Казахстана принадлежат его народу, это не что-то принципиально новое. – говорит эксперт. – Действующая Конституция Казахстана содержит аналогичные положения. Другое дело, что они не имели четкого характера, который позволял бы их использовать в правоприменительной практике. Возможно, сейчас что-то попытаются изменить, но, честно говоря, я не думаю, что что-то кардинально изменится. Для изменения той социально-экономической модели, которая сложилась в Казахстане после распада СССР, а это сырьевая экономика, когда все сырьевые ресурсы вывозятся за границу, а на вырученные деньги покупается все необходимое, условия сейчас еще не созрели. Отход от этой модели означал бы революцию. Революционной ситуации сейчас в Казахстане нет.

- Тогда какой смысл в этих изменениях?

- Токаеву важно продемонстрировать заботу о народе, то, что он является «президентом всех казахстанцев». Но, по большому счету, этот текст в том виде, в каком его сейчас вносят в Конституцию, не революционные изменения, а скорее добрые пожелания для добрых людей.

- То есть никаких реальных изменений для обычных людей не произойдет? Им не станут, например, выплачивать ренту с природных ресурсов?

- Представьте себе, что Казахстан начнет воплощать такого рода декларации в реальность. Ему придется пересматривать 80% соглашений о разделе продукции с западными корпорациями, такими, как Shell ,  BP . Как Казахстан будет пересматривать подобного рода контракты? Это невозможно. Большинство казахстанских политиков, как провластных, так и оппозиционных или нейтральных, смотрят на эти изменения, как просто на красивую формулировку, которая, может быть, подвигнет кого-то к хорошим и добрым намерениям. Казахстан – это страна, которая на 80% зависит от доброй воли западных транснациональных корпораций. Они могут перекрыть ей кислород в течение недели-двух. Токаев – это не Владимир Ильич Ленин. Он человек совершенно другой формации. Он не может этого делать, и не будет этого делать никогда. Вся казахстанская элита, которая его окружает, это люди, которые «поднялись» именно на схемах раздела конечного продукта страны. Пообещать что-то людям – это они могут, но на практике это ни во что не выльется. Это все одни декларации. Вполне возможно, что будут какие-то изменения по отдельным соглашениям с некоторыми  компаниями, которые были заключены еще в начале 90-х годов. Потому что тогда они заключались на совершенно кабальных условиях. Тогда Казахстан хватался за все, что ему предлагали, и западные корпорации просто откровенно грабили национальные ресурсы страны, все вывозили и платили жалкие копейки. Сейчас у некоторых людей в элите появляется желание пересмотреть отдельные совсем уж грабительские соглашения в сторону большего учета национальных интересов Казахстана, в сторону большей отдачи в государственный бюджет от этого грабежа страны. Но получится это или нет – сказать трудно.
+7
    11 299