Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Политика

Негативный сигнал для ОДКБ… Демарш Узбекистана в отношении ОДКБ подстегнет похожие тенденции в Киргизии и Таджикистане?

ИА REGNUMИА REGNUM
29 июня 2012

Александр Князев. Фото «Русские в Казахстане»

 

Демарш Узбекистана в отношении ОДКБ подстегнет похожие тенденции в Киргизии и Таджикистане. Об этом, комментируя направленную Узбекистаном в Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) ноту, в которой говорится о решении Ташкента приостановить свое членство в этом военно-политическом альянсе, заявил российский политолог, профессор Александр Князев. Он обращает внимание наблюдателей на то, что "приостановление членства" и выход из организации - это все-таки не одно и то же, "Узбекистан не хлопает дверями, уходя навсегда, а оставляет их слегка приоткрытыми".

 

"Полагаю, что причины этого действия республики Узбекистан нужно искать не только в Ташкенте, но и в Москве, и других столицах стран-участниц ОДКБ. Это довольно неэффективная организация, за десять лет существования мало как проявившая себя на пространстве собственной ответственности" - отмечает специалист.

 

Более того, Александр Князев полностью разделяет мнение Марата Шибутова о том, что "одним из мотивов может быть недовольство руководства Узбекистана тем, как организация отреагировала на ошские события 2010 года в Киргизии". Но при этом эксперт отмечает: "прямой связи не усматриваю".

 

Если смотреть на ситуацию шире, "ОДКБ и Россия, как главный актор ОДКБ, никак не реагируют и на другие конфликтные ситуации в регионе, связанные с безопасностью разного уровня и разного характера. Можно вспомнить о таджикско-узбекском противостоянии, доходившем весной этого года до взаимного сосредоточения войск на границе, противостояния, в основе которого лежит скандальный вопрос строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС. Обе страны являются членами ОДКБ, стоят на грани войны, а реакции никакой. В свое время Ташкент точно так же приостановил членство ЕврАзЭС - я хотел бы услышать чьи-либо аргументы, которые убедили бы меня в том, что Узбекистан от этого что-то потерял, таких аргументов нет. Другими словами, нужно заниматься повышением эффективности ОДКБ, делать ее действенным инструментом, пока это скорее площадка для декларации намерений. Членство в организации должно быть привлекательным, каковым пока не является" - заявляет Князев.

 

Вместе с тем, комментируя возможные последствия для самой организации, Александр Князев высказывается максимально жестко. "Для ОДКБ это однозначно негативный сигнал. Этот демарш может подстегнуть аналогичные тенденции и в других странах - в Киргизии, в Таджикистане. Нужна жесткая структура, в рамках которой участники должны нести и ответственность, и это не должны быть только российские ответные демарши. Президент Киргизии делает заявления об оплате за присутствие на территории республики базы ОДКБ "Кант", и это остается без последствий. Таджикистан уже годами ведет торг по поводу использования аэродрома в Айни, вовлекая в это страны, не относящиеся к ОДКБ и являющиеся (США) по сути ее (организации) главными оппонентами. И это остается предметом двусторонних совещаний, не становясь предметом коллективного обсуждения и принятия решения... Примеров много" - заявляет профессор.

 

В региональных же масштабах, по мнению Князева, "есть реальная потребность в серьезном переформатировании всей архитектуры региональной безопасности. Американцы активничают в этом просто безумно, в течение года все без исключения страны региона может накрыть целая сеть американских военных объектов, а реакции ОДКБ на это нет". Более того, "не вполне понятны характер новых или изменение старых угроз, происходящих в связи с трансформацией американского присутствия в Афганистане, но ОДКБ никак не реагирует. Возникает резонный вопрос о соответствии этой организации в существующем виде реальным потребностям. Можно, кстати, вспомнить, что именно президент Узбекистана Ислам Каримов был инициатором подписания первого ДКБ в мае 1992 года, но последующая реальность была просто разочаровывающей. Сейчас история ДКБ начинает повторяться в формате ОДКБ. Нужно или отказаться от нее и думать о структурах безопасности, зона ответственности которых ограничится рамками Таможенного союза, граница которой пройдет по южной границе Казахстана, чтобы не потерять еще и этот интеграционный формат. Или проводить системную, последовательную и принципиальную, а не гибкую до безобразия политику в Средней Азии в ее широких границах, включая и Афганистан. Проводить масштабно и агрессивно, а не челночным образом, ситуативно, как это пока происходит хоть на уровне политики отдельно РФ, хоть на уровне ОДКБ" - резюмирует Александр Князев.

 

Между тем, таджикские эксперты не скрывают своего ликования. По их мнению, "выход Узбекистана из ОДКБ выгоден для Таджикистана". Во всяком случае, так в беседе с ИА REGNUM заявил таджикский эксперт по региональным вопросам Вафо Ниятбеков.

 

Он считает, что, скорее всего, руководство Узбекистана приняло решение приостановить членство в ОДКБ после саммита НАТО в Чикаго. "На этом саммите было объявлено о том, что вывод войск НАТО из Афганистана будет осуществляться через северный маршрут, в частности, через территорию Узбекистана. Запад после "исторического" визита Путина в эту республику, когда были подписаны "основополагающие договоренности", активизировал контакты с Ташкентом. Скорее всего, Каримову были сделаны очень серьезные предложения, от которых он не смог отказаться. Не исключено, что уже достигнуто соглашение о расквартировании на территории Узбекистана ограниченного контингента сил НАТО. Взамен, Запад обязался обеспечить стабильность Узбекистана, как во внутренних вопросах, так и в плане вопросов региональной безопасности. И наверняка, Запад поддержал Узбекистан в вопросах его взаимоотношений со странами региона, в частности, и в водно-энергетических вопросах Средней Азии", - отметил Ниятбеков.

 

Вместе с тем, эксперт считает, что выход Узбекистана из ОДКБ играет на руку Таджикистану. "Это приведет к большей активизации сотрудничества России с Таджикистаном. И бояться нам нечего. Теперь, даже если Узбекистан совершит военную агрессию против Таджикистана, на нашей стороне будет ОДКБ, так как Узбекистан уже вышел из ее рядов. А агрессия против одной из стран-участниц ОДКБ расценивается, как агрессия против всех стран организации. С другой стороны, даже если Узбекистан пойдет на закрытие единственной железной дороги в Таджикистан, которая пролегает через его территорию, ОДКБ может принять аналогичные меры. Железная дорога самого Узбекистана имеет основной выход только через страны ОДКБ, в частности, через Казахстан и Киргизию", - заявил ИА REGNUM Вафо Ниятбеков.

 

Решение Узбекистана о выходе из Организации Договора о коллективной безопасности - это личное дело Узбекистана. Об этом в интервью "Авеста" заявил директор аналитического центра "Контент" Зафар Абдуллаев. "Такие действия Узбекистана, безусловно, на руку Таджикистану, потому, что они (действия) показывают президента Каримова нестабильным руководителем, и в этой связи, вполне логично, что сомнению может быть подвержена объективность других его решений, к примеру, позиция Каримова по Рогунской ГЭС", - подчеркнул Абдуллаев.

 

По его мнению, сильных осложнений, в связи с выходом Узбекистана из ОДКБ между Узбекистаном и Россией ожидать не стоит. "Благодаря своему положению в регионе, Ташкент всегда сможет заигрывать с крупными державами, а они будут доброжелательно относиться к этому", - считает он. "Я думаю, что, таким образом Узбекистан пытается оказать влияние на процессы, происходящие в регионе, нежели привлекает внимание США и НАТО. Это всего лишь шантаж и лавирование между ОДКБ и НАТО", - заявил эксперт. "Вопрос в другом: Сможет ли Узбекистан добиться чего-либо, и он (вопрос) остается открытым, потому, что Кремль давно считает всю Среднюю Азию своим придатком, нежели партнером", - уверен Абдуллаев.

 

"Что касается угрозы военной агрессии, вероятности которой не исключил российский генерал Чиркин, она на самом деле существует. Такая угроза, будь она внешняя или внутренняя, реалистична для любой страны мира", - отметил политолог. "Я считаю, что российский военный контингент в Таджикистане уже не является гарантом нашей стабильности", - заключил Абдуллаев.

 

"От того что из состава такой влиятельной организации, как ОДКБ, выйдет одно или два государства, мощь Организации не ослабнет". Так желание Узбекистана покинуть Организацию Договора о коллективной безопасности прокомментировал Pressa.tj депутат таджикского парламента Исмоил Талбаков. "Выход Узбекистана из ОДКБ может повредить самому государству, но демарш никак не отразится на Организации и тем более, безопасности в Средней Азии. Ближайшие соседи Узбекистана вышли из тупикового состояния. И сегодня ОДКБ это не организация первых лет ее формирования, а мощная организация со всеми ее возможностями и правовым полем", - подчеркнул собеседник.

 

Как уже сообщало ИА REGNUM, 28 июня стало известно о том, что Узбекистан направил ноту в Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой говорится о решении приостановить свое членство в этом военно-политическом альянсе. 29 июня, газета "Коммерсант" привела объяснения, предоставленные источником в МИД Узбекистана: "Нас не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении - в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте".

 

Напомним, Узбекистан уже выходил из ОДКБ в 1999 году (до 2006 года), присоединившись к ГУУАМ. В этот период был заключен договор с США об использовании базы Карши-Ханабад в ходе операции в Афганистане. Однако, после подавленных в Андижане беспорядков действия узбекских властей получили резкую оценку Запада. Узбекистан вернулся в ОДКБ в 2006 году. Американские военные покинули Карши-Ханабад. Вновь информация о том, что Узбекистан может покинуть ОДКБ, появилась в октябре 2011 года после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам государств ОДКБ определиться по вопросу о дальнейшем участии этой страны в организации, так как, по его словам, Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа в рамках этого военно-политического союза.

 

После приостановки членства Узбекистаном, в организации остается шесть стран - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

0
    3 445