Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Дырявые границы Киргизии опять привели к конфликту… Население стран Средней Азии остается заложником бескомпромиссности властей

Григорий МихайловНезависимая газета
7 августа 2015

Ситуация на киргизско-таджикской границе в районе местности Майская в Баткенской области на юге Киргизии, где в начале недели произошло столкновение местных жителей с соседями – гражданами Таджикистана, стабилизировалась. Об этом вчера сообщили в Управлении внутренних дел области. В среду продолжались киргизско-таджикские переговоры по урегулированию ситуации. В то же время киргизские пограничники продолжают нести службу в усиленном режиме.

Начало недели в Средней Азии ознаменовалось очередным конфликтом на киргизско-таджикской границе. В борьбе за право доступа на кладбище, а также к воде для орошения две сотни жителей приграничных сел использовали кулаки, камни, а также одно охотничье ружье.

Граждане Таджикистана перекрыли дорогу жителям киргизского села Кок-Таш к кладбищу, те, в свою очередь, перекрыли таджикскому селу Чоркух канал, обеспечивающий его водой. От криков стороны перешли к рукоприкладству. Конфликт пришлось решать с помощью высокопоставленных чиновников и военных, спешно прибывших из Душанбе и Бишкека.

Точных цифр по количеству пострадавших и поврежденному имуществу нет. Обе стороны завышают свои цифры и уменьшают величину ущерба, нанесенного оппоненту. Таджикские официальные лица, например, сообщают, что «в результате применения жителями селения Кок-Таш Киргизии огнестрельного оружия (одиночный выстрел дробью из охотничьего ружья. – «НГ») и коктейлей Молотова получили ранения шесть граждан Таджикистана, двое из которых находятся в тяжелом состоянии». Киргизская сторона сообщает, что «травмы различной степени получили пятеро граждан Киргизии, также в ходе конфликта пострадали семь домов граждан и одна автомашина (разбито лобовое стекло)».

На момент написания статьи чиновники сообщили, что ситуация постепенно стабилизируется. Большая часть участников конфликта разошлась, «осталось только несколько человек с нашей и с другой стороны, которые будут ждать итогов переговоров. Пока подача поливной воды не возобновлена, проезд к кладбищу не открыт», – сообщил СМИ спецпредставитель правительства Киргизии по вопросам границ Курбанбай Искандеров.

Нынешний конфликт на данном участке киргизско-таджикской границы далеко не первый. За последние годы ранения получило более 20 человек, как минимум один погиб. Причина в том, что граница Киргизии с Таджикистаном, как, впрочем, и с Узбекистаном, до сих пор не демаркирована. Это объясняется многими причинами, одной из которых является отсутствие карт со старыми разметками границ – еще в бывшем СССР.

За последние годы Киргизия практически не сдвинулась с мертвой точки в решении приграничных проблем. На данный момент республика утвердила 1054 из 1378 км границ с Узбекистаном, с Таджикистаном – 519 из 970 км.

Как отмечают эксперты, поскольку процедура делимитации и демаркации не завершена, многие юридическо-правовые международные действия во взаимоотношении пограничных служб и других государственных органов в приграничье и на границе предпринять невозможно.

Есть несколько причин того, что пограничные вопросы в Средней Азии не решаются десятилетиями. Первая – текущая ситуация удобна ряду влиятельных лиц: дыры в границах упрощают провоз контрабанды. Вторая – крайне сложно решить проблемы, когда каждая из сторон не стремится к компромиссу, а границы, возможно, придется резать по живому: по поселкам, пастбищам или источникам дефицитной воды. Кроме того, у переговорщиков существует серьезное опасение, что даже при достижении самого лучшего варианта итог будет подвергнут жесткой критике «за предательство национальных интересов». Политической воли для принятия окончательного решения местным политическим деятелям не хватает, проще оставить ситуацию как есть.

Такое положение дел в регионе будет сохраняться до тех пор, пока в понимании местных элит не произойдет перелом: сейчас люди, принимающие решения, считают, что возможные угрозы от дырявых границ ниже гарантированного политического ущерба в случае завершения делимитации и демаркации спорных участков.