Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Политика

Гудбай, Туран... Инфантильность идеологии пантюркизма становится очевидной как никогда

Рустем ИлляевПолит.кг
25 августа 2015

Похороны пантюркизма

Инфантильность идеологии пантюркизма становится очевидной как никогда. Демонстрируют нам это и доморощенные проектировщики «Великого Турана», и их товарищи из современного пантюркистского доминиона — Турции.

Что касается первых, то наиболее рельефным примером тут является существующая уже около 25 лет неправительственная организация «Всемирная ассамблея тюркских народов». На протяжении долгого срока эта НПО, базирующаяся в Казахстане, призывала к созданию некоего «Союза центральноазиатских государств», но примерно с 2008 года начала рождать куда более глобальные прожекты. Один из них имеет название «Тюркский пояс стабильности ЕврАзии», другой - «Союз стран Центральной ЕврАзии, Ирана и Турции» (откуда в ряду перечисленных стран взялся совсем не тюркский Иран, понять сложно). База организации находится в южноказахстанском ауле Туран, который до 2008 года носил не менее звучное название Прогресс и который члены «ВАТН» называют почему-то «городком».

В качестве головы «Всемирной Ассамблеи» выступает некий «академик Ерментай Султанмурат». В его заявлениях, что характерно для всех пантюркистов, преобладает антироссийская риторика. Вот пример 2010 года — отрывок из статьи «У тюрков остался только последний шанс»: «Тотальный поход против тюрок продолжается в пятый век. Если Россия с Китаем завершили захват и дележ всего, что можно в 19 веке, то в начале истекшего столетия греки с Западом, русские с армянами были на грани уничтожения последнего тюркского государства». Там же — о хронологической точке развала Советского Союза: «Почуяв, что дни их империи сочтены, стремясь ее предотвратить, русские и китайцы невзирая ни на что ускорили ассимиляцию инородцев, в т.ч. разрозненных беззащитных тюрков. Более того, мы им помогаем своей беспечностью. Например, по ряду субъективных и объективных причин идет ускоренная русификация и в некоторых новых независимых тюркских странах. В имперские времена, в Казахской ССР, где поддерживался условия, подобной «крепостному праву» – русскому варианту рабовладения, казахам практически не позволялось стать горожанами». Разумеется, у каждого здравомыслящего человека, знакомого с реальной историей советского Казахстана да и СССР в целом, возникнет при чтении этих строк сомнение в психическом здровье «академика». Но его самого такого рода реакции беспокоят мало. Он продолжает: то предложит Назарбаеву переименовать Казахстан в Туран, то посоветует, как в прошлом году, принять в Евразийский экономический союз Турцию с Ираном, одновременно приостановив членство Армении (мотивация в данном случае лежит на поверхности — Армения как кость в горле родного тюркского Азербайджана, который не может из-за неё воссоединиться, наконец, с матушкой-Турцией), то заговорит о создании на границах Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана «особых экономических районов», где все работники должны иметь долевое участие во владении предприятиями. Академика не заботит то, что перечисленным странам близкое родство не помогает сегодня даже оставаться нормальными соседями. Он предпочитает мечтать.

Официально «Всемирная ассамблея тюркских народов» занимается изучением общих исторических корней тюркской культуры. Как с этим соотносятся открытые письма к главам различных государств, содержащие чисто политическую риторику, не объяснит, наверное, даже сам Ерментай Султанмурат. В этом деятетельность «ассамблеи» походит на деятельность другого пантюркистского образования, действующего в Казахстане - Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ). Обе НПО нацелены на плотную работу с центральноазиатскими интеллектуалами и молодёжью, которая и без того находится под колпаком турецких образовательных проектов и учреждений, также распространяющих идеи пантюркизма. О том, что представляет собой собственно культурная деятельности ВАТН, можно узнать, почитав материалы «Курултая тюркских народов мира», прошедшего 24-26 мая 2014 года в уже упоминавшемся селе Туран. Это был шестой подобный курултай «Всемирной ассамблеи» - и среди прочего на нём обсуждалась возможность открытия в Туране памятника такому одиозному историческому персонажу, как Энвер-паше. Напомним, что речь идёт о человеке, которого в последние годы существования Османской Империи называли не иначе, как «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета». Спасаясь от своих врагов из Антанты, он после окончания Первой мировой войны попросил прибежища у Советской России, а та взяла и приютила его, направив с особой миссией прямиком в Среднюю Азию. На месте он сделал лихой разворот, встав там на сторону басмаческого движения. Лично требовал полного ухода любых российских войск из Туркестана, но уже в 1922 году был убит в бою с Красной Армией. И всё бы ничего с открытием этого злосчастного памятника, но вот формулировка, которую предложил оргкомитет «ассамблеевского» курултая, выглядит уж слишком вызывающе: «...турецкому генералу Энвер-паше, павшему в боях за освобождение Туркестана от российских колонизаторов». Согласитесь, с учётом активной интеграции Казахстана и Кыргызстана, и России в рамках ЕАЭС это напоминает провокацию, особенно если учесть, что на том же курултае «академик» Султанмурат не замолкал, критикуя «великодержавные амбиции Кремля» - и это в присутствии огромного количества делегатов из тюркских республик Российской Федерации[1].

Там же, на позапрошлогоднем курултае, значительная часть программы была отведена под разговоры о тенгрианском, доисламском мировоззрении тюрок. Делегаты договорились до того, что один из членов координационного совета курултая и основателей ВАТН, татарин из Набережных Челнов, позже предложил открыть храм Тенгри в Казани. В общем, ситуация тяжёлая...

Киргизские, казахские и некоторые российские пантюркисты, утонувшие в своих тенгрианских грёзах, иногда теряют связь с реальностью. Сказать то же самое о пантюркистах из других стран при этом нельзя. Например, Мустафа Джемилев — лидер пантюркистов некогда украинского Крыма и хороший знакомый Султанмурата (ВАТН поддерживал и поддерживает чуть ли не все решения Джемилева и Ко) — в деятельности свой раскрученной НПО «Меджлис крымских татар» не в последнюю очередь ориентировался на международные исламистские круги. Это привело к тому, что Крым в девяностые-нулевые стал землёй обетованной для организаций типа «Хизб-ут-Тахрир», не говоря уже о разного рода салафитах. Ислам в Крыму неотступно и намеренно политизировался. Исламский фактор, например, использовался «Меджлисом» в своё время для обоснования горячей поддержки чеченских сепаратистов.

Сегодня же мы наблюдаем, как международный исламизм начинает работать во вред пантюркистам. Особенно ярко это проявляется в самой Турции, которая годами поддерживала то же «Исламское государство» и всячески в союзе с Западом помогала так называемой «сирийской оппозиции»[2]. Буквально на днях некогда облагодетельствованные Анкарой боевики ИГ в видеообращении призвали граждан Турции к восстанию против президента Эрдогана и пригрозили турецким властям «завоеванием Стамбула». ИГИЛ-овцы оказались теми самыми змеями, о которых говорил некогда глава ЦРУ Дэвид Петреус: «Нельзя договариваться со змеями, что они будут кусать только соседей, змеи вернутся и покусают вашу семью». Попытавшись нажиться на конфликте внутри Сирии, турецким властям пришлось в итоге столкнуться с целым рядом вызовов. И речь не только об угрозах со стороны «Исламского Государства», но и о сильнейшем всплеске курдского сепаратизма. Дело дошло уже до разрыва перемирия, заключённого между Анкарой и «Рабочей партией Курдистана» в 2013 году. Не разобравшись со своими же курдами, лезть в «тюркский мир», - что может быть сегодня для турков глупее? То-то и оно...

Для Турции сейчас самое время задуматься о том, что она «приобрела», игнорируя призывы к мирному диалогу по Сирии со стороны Ирана, России и Китая. «Партнеры Турции по НАТО отводят на борьбу с ИГ «от трех до 10 лет»: для Ближнего Востока и Турции это очень долгий срок. К примеру, министр обороны США Эштон Картер заявил, что «пока невозможно предсказать, как долго будет длиться эта война», - отмечает восточная редакция ИА REGNUM. Что это означает? То, что история с ИГИЛ искусственно затягивается, а Турция, как и планировалось изначально, остаётся в дураках. Вашингтон не даёт Анкаре санкций на активное противодействие «Исламскому Государству» в масштабах региона, но та сидеть сложа руки уже не может — для неё это означает самоубийство. Да и народ Турции после страшного теракта в городе Суруч, что имел место 20 июля, не поймёт. Турецкие спецслужбы уже начали массовые задержания приверженцев ИГ. В этой связи эксперты говорят о «рождении принципиально новой для Анкары политики в отношении джихадистов». Но вот ряд авиационных и артиллерийских ударов 23-24 июля по позициям ИГ со стороны Турции называть серьёзным шагом не приходится. Это, скорее, заявка, на возможность осуществления чего-то большего. Впрочем, и сама заявка по-своему значима — через неё Турция признала, что оставаться за кулисами ближневосточного театра ужасов для неё уже не представляется возможным.

«Мы видим, как Белый Дом попросту «развёл» и использовал Турцию в своих интересах, расставив перед ней капкан, в который она угодила», - описывает ситуацию председатель «Исламского комитета России», эксперт Гейдар Джемаль. Он же напоминает о том, что «США не заинтересованы в том, чтобы Турция возглавила суннитский мир». В общем, сегодня как никогда более очевидным становится «погремушечный» характер пантюркистской идеологии, к распространению коей приложило руки Центральное разведывательное управление. Она всегда была лишь игрушкой в руках наивного ребёнка, коим Турцию считали и считают в вашингтонском «обкоме». Сильная Турция не нужна заокеанским игрокам так же, как и сильная Россия, во вред которой работают все пантюркистские проекты. До сих пор за счёт дружественно и кое-где даже вассально настроенных тюркских республик Турция пыталась повысить свою значимость в глазах Европы и Америки. Но вот пришло время для смены приоритетов — и, возможно, недолог тот час, когда Анкаре и вовсе придётся позабыть о «тюркских братьях», чтобы сплотиться с теми силами, которые не только желают, но и могут принести мир на Ближний Восток (Иран, Россия, Китай). И наоборот, Турции надо стать твёрже и принципиальнее в отношениях с Соединёнными Штатами, которым такой мир пока не нужен. И тогда останется лишь малость - провести разъяснительную работу с пантюркистами на местах. Чтобы не закостенели.

[1] Интересный факт: в интернете можно найти документ, среди подписантов которого Султанмурат, Джемилев и президент «Всемирного Уйгурского Конгресса» Рабия Кадир. Начинается это воззвание со следующих строк: «...в России татар и других не русских народов ждет ассимиляция и русификация, то есть исчезновение, вымирание и гибель».

[2] Интернет-журнал Politrussia напоминает: «Рассматривая ИГ в качестве своего естественного союзника Турция оказала наибольшее влияние на его усиление, обеспечив Халифату регулярное и беспрепятственное пополнение живой силы, заезжающей на джихад через турецко-сирийскую границу при полном покровительстве турецких спецслужб. Финансовое благополучие «Исламского государства» так же напрямую связано с Турцией, которая обеспечивает стабильное пополнение бюджета Халифата траншами за поставки нефти по демпинговым ценам». А вот заявление зам. министра иностранных дел Сирии Фейсала Мекдада: «Турция использует угрозу со стороны террористической группировки «Исламское государство» как предлог для нападения на сирийские территории». Кроме того, в МИД напомнили, что именно режим Эрдогана «выпестовал «Исламское государство» и оказывал основную поддержку боевикам». Или ещё — из материала интернет-портала nomad.su: «...на территории Сирии действует целый отряд, сформированный из числа отставных бойцов спецподразделений Турции. Причем сражается он в составе самого ИГИЛа. Согласно данным, раздобытым тамошними журналистами, турецкие легионеры – это хорошо подготовленные наемники и получающие, в отличие от рядовых ИГИЛовцев, куда более значительную плату. Они оказались на войне если и не по приказу, то уж точно с молчаливого согласия командования, и курируются структурами Служба национальной безопасности Турции».