Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Политика

Туркменистан: непрофессиональная армия не может защить страну

Роман ЛитовченкоМахалля
31 августа 2015

Дискуссии по поводу современной армии Туркменистана не могут не удручать - непрофессионализм генералитета плюс некомпетентность политиков создают ощущение театра абсурда, в котором актеры старательно и бездарно играют свои роли, каждый в своем спектакле. В то же время армия последовательно уничтожает морально-нравственный и социально-экономический потенциал туркменского общества, достигая в этом куда больших успехов, нежели на поле боя.

Что тут скрывать - сегодня туркменские ВС - это толпа недисциплинированных, необученных, погрязших в коррупции людей одетых в военную форму. За годы независимости, престиж армии в обществе упал настолько, что ее укомплектованность превратилась в одну из острейших проблем. В настоящее время общая численность Вооруженных сил Туркменистана, включая обслуживающий (вольнонаемный) персонал, не превышает 45-50 тыс. человек. При этом болячками туркменской армии являются дедовщина, дезертирство, самоубийства среди солдат и… конечно коррупция.

Должностные лица министерства обороны и военной прокуратуры на местах наладили своеобразный конвейер по присвоению воинских званий и перемещению военнослужащих в регионы с благоприятными условиями службы. Стоимость таких услуг варьируется от 2 до 7 тысяч долларов. Самая дорогая услуга - «откосить» от службы в армии - стоит от 10 тысяч долларов США. Как раз это наглядно демонстрирует - насколько народ боится служить в армии.

В свою очередь армия сама по себе ничего не делает - она живёт по приказу. Армию целенаправленно разрушают, уничтожают. Если власть говорит о поддержке армии, не верьте, она лжет. Власти Туркменистана и бизнес-элита боятся своего народа. Именно в этом главная причина развала армии. Преступная природа абсолютного большинства состояний современного Туркменистана, боязнь собственного народа, может заставить пересмотреть нейтральную политику и начать искать защиты у российской, либо другой иностранной армии. Нынешнему Аркадагу и его окружению предпочтительнее видеть на своей земле иностранные войска, которые защитят награбленное, чем свою армию, которая, при определенных условиях, может спросить с них за все. Уже сегодня некоторые представители туркменских верхов присмотрели себе теплые места за границей и потихоньку обустраивают там своих детей.

Тем временем напряженность на туркмено-афганской границе возрастает. Это заставляет Ашхабад лихорадочно латать дыры, образовавшиеся в системе Вооруженных сил страны. На этом фоне туркменское руководство чуть ли не в истерике вводит различные изменения для того, чтобы хоть как-то набрать людей. Среди них ликвидация военных кафедр в ВУЗах, увеличение срока действительной военной службы (с 2 до 3 лет), в том числе для лиц с высшим образованием, поднятие предельного призывного возраста с 27 до 30 лет. Кроме того, в приграничных с Афганистаном районах идет доукомплектование рядов ВС путем привлечения на службу по контракту сроком на 5 лет лиц в возрасте до 35 лет, ранее проходивших срочную службу в погранвойсках. Им сулят ежемесячный оклад в размере аж 3 тыс. манат (менее 900 долларов), а также служебные квартиры. В стране началась мобилизация отставных офицеров. Командиры воинских частей намеренно задерживают увольнение в запас солдат срочной службы. Тотальной перепроверке подвергаются юноши, которые в свое время были признаны негодными к военной службе.

Однако армия не сможет выйти из кризиса до тех пор, пока не появится концепция принципиально иного военного строительства, отвечающего современным угрозам. Антинародная власть, словно стремясь опередить процесс формирования мощной оппозиционной силы из числа военных, продолжает наносить по армии сокрушительные удары. На этом фоне наблюдается рост пропаганды радикальных религиозных идей среди военнослужащих. В частности, недавно спецслужбы страны задержали четырех солдат сверхсрочной службы полка охраны министерства обороны, отвечавших за охрану объектов Туямуюнской ГЭС, которые организовали подпольную «худжру». Аналогичные факты вовлечения военнослужащих в религиозную деятельность также были выявлены в структуре государственной пограничной службы. В частности, были задержаны 10 контрактников Серахского пограничного отряда, которые регулярно посещали одну из местных мечетей.

Перечисленные тенденции однозначно свидетельствуют о том, что в обозримой перспективе Вооруженные силы Туркменистана утратят возможность обеспечивать безопасность страны от внешней агрессии. Для изменения сложившейся ситуации необходимо создание иной концепции военного строительства, основанной на оценке реальных внешних угроз. На ее основе должны быть определены новые подходы к формированию системы управления Вооруженными силами и их структуры, принципов прохождения службы личным составом, организации боевой подготовки. Ведь страна, долгое время прятавшаяся за ширму своего нейтралитета, упорно не хотела видеть угрозу под своим носом. Это, в свою очередь, отражалось на состоянии армии, которую просто забыли и оставили разлагаться под жарким туркменским небом. Теперь, когда у соседей запахло жареным, власть, наконец-то, обратила свои взоры на служивых.