Астана выступила с инициативой провести саммит глав-государств Центральной Азии. В качестве возможной даты называется весенний праздник Навруз – 21 марта. Встреча необходима для решения региональных проблем и развития торгово-экономического сотрудничества. Возглавит мероприятие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Эксперты считают, что результативный диалог возможен, если он будет базироваться на двух основных направлениях: приграничное и водноэнергетическое сотрудничество.
«Сегодня в Центральной Азии наблюдается консолидация традиционных отношений дружбы и братства. И мы будем работать со всеми нашими соседями над внедрением в жизнь инициативы о проведении неформальных консультаций лидеров-государств Центральной Азии. И полагаем, что светлый весенний праздник – праздник обновления Наурыз – мог бы послужить символическим фоном для проведения первой за долгие годы подобной встречи центральноазиатских лидеров под председательством нашего Елбасы», – сказал министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов на международной парламентской конференции, посвященной Дню первого президента республики.
«Идея проведения регионального саммита вызвала в Астане большой резонанс, потому что ее озвучил не Казахстан – традиционный любитель различных интеграционных проектов, а Узбекистан, который при Исламе Каримове не проявлял заинтересованности к попыткам «объединить» страны региона», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев (Казахстан).
Как ранее сообщала «НГ», президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил учредить консультативный совет глав государств Центральной Азии, позволяющий на высшем уровне обсуждать региональные проблемы и находить наилучшие пути их решения. Глава Узбекистана подчеркнул, что речь не идет о создании новой международной организации или какой-либо интеграционной структуры: «Деятельность новой платформы будет направлена исключительно на сверку часов по ключевым вопросам». Первым на предложение Ташкента откликнулся казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев. Предложение поддержали и другие региональные лидеры.
В регионе в разное время выдвигались различные интеграционные инициативы. Например, еще в 2007 году лидер Казахстана выступил с предложением создать Союз центральноазиатских государств, заявив, что регион может полностью обеспечить себя продовольствием и энергетическими ресурсами за счет внутренних возможностей и рынок при этом будет изобильным. Но проект не принял сколько-нибудь отчетливой формы.
Предложение президента Узбекистана, по мнению Досыма Сатпаева, вызвало в регионе позитивную реакцию. «Казахстан, являясь сторонником интеграции, идеи такого рода будет поддерживать. Тем более что для Казахстана Узбекистан – важный стратегический партнер в Центральной Азии. Астана пытается выстроить с Ташкентом тесные отношения, и не только на уровне глав государств», – сказал эксперт. По его словам, идея интересна тем, что в основе любой кооперации между государствами или блока стран в рамках отдельного региона должны лежать не политические заявления, а конкретные бизнес-интересы, отраслевые интересы и интересы тех игроков, которые чаще всего взаимодействуют на низовом уровне. А если речь идет о межгосударственных взаимоотношениях, то чаще всего взаимодействие идет в районе границ. «В свое время Казахстан и Россия в рамках ежегодных региональных форумов приграничных территорий запустили активную работу по выстраиванию приграничного сотрудничества. Именно приграничное сотрудничество, открытость границ, создание благоприятных условий для перемещения товаров, услуг именно в районе границ, в первую очередь между приграничными территориями, должны лежать в основе уже дальнейшей региональной кооперации уже других сегментов. Эта идея с практической точки зрения вполне реализуема. Здесь главное, чтобы была политическая воля других руководителей стран ЦА, потому что государства региона персонифицированы», – сказал Сатпаев.
По его мнению, если Казахстан и Узбекистан начнут политику сближения, то многое будет зависеть и от того, смогут ли они подтянуть Таджикистан – самую, пожалуй, проблемную страну региона. Вопросы и по Киргизии – возобладает ли в Бишкеке экономический прагматизм над политическими играми, которые в последнее время вышли на первое место. Сейчас все ждут первых ходов от нового президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова. «Думается, возникновение в перспективе регионального блока возможно, если этот блок будет базироваться на двух основных направлениях: приграничном и водно-энергетическом сотрудничестве», – считает Сатпаев.
Директор Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике США Фредерик Старр убежден, что «разногласия в регионе были, есть и скорее всего будут». «Это неизбежно – страны разные. Это полицентрический регион. Но в течение веков все они были неразрывно связаны друг с другом. Время, когда они противопоставляли себя друг другу, прошло. Теперь они ищут точки соприкосновения. Это здоровая ситуация. Новая для региона, хотя предпосылки были и раньше. Это неизбежное течение», – сказал «НГ» доктор Старр. По его мнению, успех будет большим, если в регионе в качестве «своего» начнут рассматривать и Афганистан. «Афганистан нужно рассматривать как часть Центральной Азии, а не как соседа этого региона. Большинство жителей Афганистана исповедуют умеренный вариант ислама. Сейчас у этой страны не лучший имидж, но стоит поразмыслить над тем, что Афганистан может стать успешной страной. Как, например, Южная Корея, у которой практически нет природных ресурсов, в которой до недавнего времени не хватало образованных людей. Но Корея добилась успеха. А у Афганистана громадные природные ресурсы и идеальное географическое расположение в самом сердце Центральной Азии. В конце концов, через Афганистан будут проложены транспортные маршруты, и афганцы знают, как решить вопросы торговли», – отметил Фредерик Старр.
Досым Сатпаев считает, что внешние игроки поддержат любые инициативы, если они будут способствовать снижению угроз региональной безопасности и политических рисков в ЦА во избежание дестабилизации в регионе.