Сегодня

448,56    478,03    61,97    4,79
Политика

Назарбаев и Лукашенко будут мериться «миролюбием»

Денис ЛавникевичРосбалт
25 января 2018

Несколько лет назад, успешно приняв в Минске саммит «нормандской четверки», Александр Лукашенко неожиданно (в том числе для себя) превратился из «последнего диктатора Европы» в главного европейского миротворца. И с тех пор белорусские власти усердно эксплуатировали этот «миротворческий» имидж — ни одно публичное выступление белорусского президента на внешнеполитические темы не обходилось без напоминания об «особой роли Белоруссии в процессе установления мира в регионе».

Более того, официальный Минск всерьез начал играть на этом поле, и «миротворческие» предложения шли одно за другим — от идеи ввести на Донбасс белорусских военных и до проведения в Минске то встречи Патриарха Московского с Папой Римским, то саммита «Хельсинки-2» ради примирения США, России и Китая. Но теперь лавры миротворца у Александра Лукашенко решил отобрать другой лидер Евразийского экономического союза — Нурсултан Назарбаев. Пока сложно сказать, чем закончится это заочное соперничество, но уже можно быть уверенным в том, что из-за схватки личных амбиций для ЕАЭС 2018 год будет очень непростым.


Астана — Вашингтон


Президент Казахстана побывал в Вашингтоне с трехдневным визитом в конце второй декады января.  Заявлялось, что на встрече с Дональдом Трампом Нурсултан Назарбаев «обсудит вопросы энергетики, ситуацию в Афганистане и Центральной Азии и глобальные проблемы». Максимум, на что рассчитывали эксперты, что Казахстан попытается сыграть роль посредника в улучшении отношений между Москвой и Вашингтоном, чему способствует и нынешнее председательство этой страны в Совете Безопасности ООН. Однако 18 января, на пресс-конференции в Нью-Йорке по итогам заседания Совета Безопасности ООН, Нурсултан Назарбаев неожиданно высказался по украинской тематике.

 

В частности, он заявил, что переговоры по урегулированию конфликта на востоке Украины могут быть перенесены из Минска в другое место. Причем, как особо подчеркнул президент Казахстана, с этим предложением выступил Дональд Трамп. «Мы говорили о том, что «Минск-1» застопорился, в тупике, нужен «Минск-2». Он (Дональд Трамп) говорит: «Давай в другом месте». Я говорю: «Давайте», — так пересказал журналистам Назарбаев свой диалог с американским лидером.

По его словам, одним из основных вопросов может стать введение «голубых касок» в Донецк и Луганск. Не умолчал он и о том, что в свое время именно Астана должна была стать площадкой для переговоров по Донбассу, так что теперь она лишь «возвращет свое». «Вообще, это первоначально должно было быть в Казахстане. Я ездил везде, чтобы собрать всех, чтобы встретились там… Договорились, что в этом направлении будем работать», — напомнил о собственных заслугах политический долгожитель, не забыв заодно и о своей роли в сирийском урегулировании.

Сразу после этого постоянный представитель Казахстана при ООН Кайрат Умаров заявил, что Астана готова провести переговоры по Донбассу, если стороны конфликта согласятся на это. «Минский процесс застопорился. Возможно, нужно начать заново, это можно сделать в Астане или в любом другом месте, которое будет комфортно для участников переговоров. Идея в том, чтобы выйти из тупика, попытаться продвинуться в этом вопросе», — сказал дипломат.

 

«Казахстан все более явно демонстрирует, что он международный игрок и претендует на значимую роль в сегодняшних и будущих геополитических процессах. Пробным камнем для Астаны стало участие в сирийском урегулировании, когда она стала площадкой для переговоров между правительством и оппозицией, — комментирует «Росбалту» демарш Назарбаева белорусский политолог Валентин Хведченя. — Также в прошлом году именно в Казахстане состоялась Погуошская конференция ученых о ядерных угрозах. И тут Назарбаев пытается сыграть на ядерной тематике, использовать связи с Ираном. Казахстан выступает за сохранение ядерной сделки с Тегераном. Но особая роль Астаны в регионе в том, что Казахстану удается одновременно иметь дружеские отношения как с Россией, так и с Китаем и с США».


Удивление в Киеве, обида в Минске, недоумение в Москве


Справедливости ради, отметим, что именно Астана действительно первоначально рассматривалась как потенциальное место для переговоров по Украине. Но Лукашенко оказался более проворным, а Минск показался более «европейским» — и в 2014 и 2015 годах переговоры по украинскому конфликту состоялись в столице Белоруссии. Теперь же заместитель министра иностранных дел Казахстана Ержан Ашикбаев обращает внимание на то, что в республике живет около 4 млн этнических русских и 300 тыс. украинцев, и здесь с большой грустью наблюдают за ухудшением отношений двух братских народов. А потому именно Астана готова помочь разрешить конфликт на востоке Украины.

Как и следовало ожидать, наиболее болезненно инициативу Трампа-Назарбаева восприняли в Минске. Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей так прокомментировал заявление Нурсултана Назарбаева о переносе в другое место переговоров по Украине: «Стоит напомнить, что не Беларусь напрашивалась в качестве площадки для проведения переговоров по Украине, а руководители стран «нормандской четверки» высказали просьбу к президенту Александру Лукашенко принять у себя участников встреч по урегулированию украинского конфликта».

 

По мнению Макея, вряд ли что-либо зависит от места проведения переговоров. «Переговоры по Украине можно перенести хоть в Антарктиду, если будет уверенность в их успехе, — сказал он. — Но это конфликт в нашей семье, в нашем регионе, и мы кровно заинтересованы в его разрешении. Мы — не участники переговоров, но президент Беларуси неоднократно предлагал различные варианты урегулирования этого кризиса, в том числе готовность обеспечить контроль белорусскими миротворцами украинско-российской границы и линии соприкосновения».

В том же духе высказался глава украинского МИД. «На самом деле место формата не имеет особенного значения. Важно, что мы не продвигаемся в нашем процессе», — заявил Павел Климкин в эфире телеканала «Интер». По его словам, Минск был выбран за «относительную нейтральность» Белоруссии и хорошую логистику. Кстати, по поводу «нейтральности», названной «относительной». В последнее время многие украинские политики достаточно часто пеняли Минску на то, что тот занимает «пророссийскую» позицию и даже «втыкает нож в спину» Киеву. В частности, так было после недавнего голосования в ООН по Крыму, где Белоруссия «украинских друзей» не поддержала. Голоса за то, чтобы «уйти из Минска» тогда раздавались, но на официальном уровне, как видим, горячо поддержаны не были.

В Кремле на предложение Назарбаева пока отреагировали сдержанно. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам: «В данном случае место не имеет столь большого значения. Значение имеют приверженность соответствующих сторон идее безальтернативности минских договоренностей за неимением каких-либо других, приверженность «нормандскому формату». И, опять же, понимание того, что все, что происходит на востоке Украины, является внутренним конфликтом».

 

Выгода для Казахстана, проблема для ЕАЭС


Да, надо признать, что Елбасы чувствительно щелкнул Батьку по носу, и белорусскому лидеру нужно как-то реагировать. «Меньше чем через два года Лукашенко предстоят очередные выборы, а тут он неожиданно теряет столь важный для него имидж признанного миротворца. Важный в том числе и для внутреннего употребления, так как успехами в экономике хвастаться не приходится, — говорит Валентин Хведченя. — Вероятно, теперь белорусскому президенту потребуется найти очередного внешнего врага для сплочения нации вокруг своей фигуры. Таким врагом вполне может стать ЕАЭС, и без того регулярно критикуемый Лукашенко. Точнее, не сам Евразийский союз, а некие «главы государств, которые не исполняют союзнических обязательств», — обычно именно так формулируется звучащая из Минска риторика».

В любом случае, Казахстан сейчас старается создать себе образ международного посредника, примиряющего «братские народы» России и Украины. И если Назарбаеву удастся сделать то, что не получилось у Лукашенко, — остановить конфликт в Донбассе, то он автоматически заберет себе звание главного переговорщика в Евразии. Правда, задача эта выглядит, пожалуй, еще более сложной, чем примирение Путина и Эрдогана.

Другой важный момент — готовность США подключиться к нормандскому формату. И Дональду Трампу даже не обязательно для этого приезжать в Астану. К тому же и официальный Киев очень заинтересован в участии Вашингтона в разрешении донбасского конфликта. Там считают, что вмешательство США подстегнет европейцев активнее участвовать в судьбе Украины — хотя бы просто «из ревности».

+6
    1 210