Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Назарбаев станет казахстанским Ден Сяопином?

Аскар МуминовExclusive
6 февраля 2018

Будучи президентом, Назарбаев итак является главой Совбеза, однако закрепление за ним пожизненного статуса главы организации может быть одним из элементов постранзитного периода, когда Назарбаев будет в статусе лидера нации и верховного арбитра олицетворять стабильность властной системы, а роль парламента и сената возрастет, считают эксперты.

 

Таким образом, могут быть очерчены сами схемы транзита – плавный переход от президентской к парламентско-президентской системе во главе с так называемым верховным арбитром. Эта терминология была использована самой Акордой при презентации поправок в Конституцию о перераспределений президентских полномочий.

 

Вероятно, Казахстан может ожидать сингапурский или китайский вариант властной системы, как это было при Ли Куан Ю и Ден Сяопине, которые формально не являясь главами государства, оставались движущей политической силой в стране и признаком стабильности системы и ее преемственности.

 

Законопроектом «О Совете Безопасности Республики Казахстан» предлагается регламентировать правовой статус, компетенцию и организацию деятельности данного органа, а также определить состав и полномочия членов совета, задачи и основы деятельности аппарата Совбеза.

 

В настоящий момент такие полномочия имеются только у президента страны Нурсултана Назарбаева. Однако, после принятия документа, состав совета будет закреплен законодательно. В нем – президент, председатели сената и мажилиса, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель администрации президента, секретарь Совета Безопасности, генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны и министр внутренних дел.

 

Законопроект предлагает определить Совет безопасности Казахстана как конституционный орган, координирующий проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности РК, в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, национальных интересов Казахстана на международной арене.

 

Exclusive.kz попросил экспертов оценить причины появления законопроекта о Совете безопасности и какую роль он может сыграть в транзите власти.

 

Экс-дипломат Казбек Бейсебаев:

 

Первое закрепление особого статуса Нурсултана Назарбаева произошло в 2000 году, когда был принят Конституционный закон о Первом президенте Республики Казахстан. В этот закон постепенно вносились поправки, которые каждый раз сильнее закрепляли особый статус первого президента. Например, в 2007 году парламент одобрил законопроект о внесении поправок в конституцию, согласно которым Нурсултан Назарбаев получил право избираться на пост президента неограниченное число раз. Он по своему статусу уже обладает званием «Халы? ?а?арманы». Еще в законе записано, что «разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан». Это положение не совсем понятно, поскольку Первый президент имеет право править до конца своей жизни. Окончательные поправки были приняты в 2010 году, когда за Первым президентом закрепили статус Лидера нации. Тогда же Назарбаев сам, члены его семьи и его имущество получили статус неприкосновенности. Предусмотрено также уголовное наказание за оскорбление его чести и достоинства, в том числе за осквернение изображений» или посягательство на них в СМИ. Полагаю, что в 2010 году, когда законодательно закрепили статус Лидера нации, планировалось этот статус претворить в жизнь, Лидер нации мог передать президентские полномочия своему преемнику, а сам становился настоящим Лидером нации, стоящим выше над всеми ветвями власти. Не зря же в законе было написано, что вопросы внутренней и внешней политики будут согласовываться с Лидером нации. Но, как кажется, авторы законопроекта не учли один важный момент. Дело в том, что Лидер нации формально стоял бы над президентом, но ему уже не подчинялись бы силовые структуры и он уже не являлся бы верховным главнокомандующим. В таком случае положение Лидера нации без армии и силовых структур, скажем так, не было бы прочным.

 

Согласно действующим положениям президент руководит Советом безопасности, который координирует силовые структуры, центральные и местные органы. Иначе говоря, правительство, акимы и все силовые структуры подчиняются президенту. Поэтому есть основание считать, что закрепление за Елбасы право пожизненно руководить Советом безопасности как бы исправляет тот пробел, который упустили разработчики поправок в закон о Лидере нации в 2010 году. После принятия закона о СБ с пожизненным председательством Лидера нации, действующий президент может спокойно отдать власть своему преемнику, но при этом он сохранит контроль за силовыми структурами и армией.

 

Поэтому полагаю, что, возможно скоро могут произойти кадровые перестановки в высших эшелонах власти в рамках наступающего транзита власти. А за этим могут последовать президентские выборы. В общем, этот год будет важным в истории Казахстана.

 

Политолог Андрей Казанцев:

 

Теоретически, такое возможно. Правда, надо учитывать, что политические культуры в разных странах отличаются, и не везде возможна реализации сингапурско-китайского сценария. В бывшем СССР еще не было ни одного примера успешного превращения бывшего президента в национального лидера. Поэтому нужна осторожность, и в Казахстане все делается именно осторожно. Но, в целом, эволюция в сторону передачи каких-то элементов власти от Акорды к другим структурам просматривается, и это можно рассматривать даже не только в рамках транзита, но и в рамках процессов демократизации

 

Политолог Ислам Кураев:

 

Вообще сложно определить, с чем это связано, так как данный факт можно рассматривать и под другим углом, как один из способов заработать лояльность Елбасы. Кстати, относительно президента, он и так по Конституции является Лидером Нации, что говорит о его статусе даже в случае если он покинет свой пост.

 

На мой вгляд, вопрос нуждается в конкретизации и тут нет какой-то подоплеки в стиле «транзит». Как правило подобного рода действия направлены на повышения значимости самого органа, что позволит ему быть более чем авторитетной структурой, которая в свою очередь статент номер один. В данном случае проглядываются распределения сил в стране в целом, если посмотреть целесообразность укрепления Совбеза, то однозначно станет понятно, мы создает новый противовес КНБ. В свою очередь Комитет Национальной Безопасности за последнее время значительно усилил свои позиции и стал одним из ключевых институтов административного аппарата страны. В таком же случае на любую силу нужна своя сила, которая будет ее ограничивать, тут мы и наблюдаем тот самый момент когда президент возглавит стратегически важную структуру для увеличения ее значимости. Резюмируя хочу сказать, что транзит власти не рассматриваю вообще в таком сценарии, есть варианты, но вряд ли они осуществимы в ближашее время. Думаю, что следует подождать определенное время и все тайное станет обязательно явным. Считаю, что транзит пройдет намного проще, чем общественности кажется, поэтому следует перестать гадать.

-2
    1 293