«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец…«
Ученики, спрашивая Христа, явно не имели в виду то, что мы сейчас все предполагаем задним числом, то есть «второе пришествие». Для них и страдания Христа предстоящие, о которых Он им говорил, казались сомнительными, которых лучше избежать, да и про само воскресение предстоящее они не знали, так что и «второе пришествие», которое из всех этих слов выводится задним числом, апостолами подразумеваться очевидно не могло.
Итак, маловероятно — с учетом всего евангельского повествования — чтобы апостолы спрашивали Христа о Его «втором пришествии». Здесь их явно взволновали слова Иисуса о разрушении Храма, и поскольку они все еще предполагали, что Мессии положено привести Храм в порядок и в ближайшей перспективе наладить жизнь в стране, их смутило пророчество Христа о падении величественного Храма.
Но Иисус начинает говорить как раз о том, что случится, когда они останутся одни, без Него. Его речь следует разделить на три части. Первая, та, что выше процитирована, является пророчеством о том, какие последуют соблазны и как следует себя вести всем верным. Какие опасности ждут тех, кто понесет Евангелие людям. Заканчивается все это словами о том, что конец настанет, лишь когда Благовестие свершится, Евангелие будет проповедано всем.
А дальше Он приближает перспективу, пророчествуя о скором падении Иерусалима: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте — читающий да разумеет — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».
Обращает здесь внимание предупреждение о «бегстве в субботу». Религиозные правила могут послужить тормозом, очень сложно может оказаться уговорить родственников собирать вещи и уходить, если религия запрещает двигаться. В эти короткие, как говорит Иисус, дни все наполнится соблазнами, лжепророчествами, обман станет нормой, но это надо пережить.