Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Религия
25 сентября 2023

Открывают ли против патриарха Кирилла «восточный фронт»

Анастасия КоскеллоНезависимая газета
5 июля 2023

Из-за постов в соцсетях иеромонаху прочат главный пост в гипотетической казахстанской автокефалии


Начиная с февраля 2022 года структуры РПЦ за пределами Российской Федерации оказались в сложном положении. Негатив в отношении России, Путина и русских автоматически переносится на «российскую» церковь. В целом ряде государств местные власти требуют от церковного руководства осуждения российской СВО и подтверждения своего решительного «разрыва» с Московской патриархией. В Украине это вылилось в настоящие репрессии в отношении представителей Украинской православной церкви (УПЦ). Ощутимому прессингу подвергаются и православные верующие в странах Балтии, в особенности в Литве, где государственная власть пытается оторвать местные православные приходы от патриарха Московского и передать их в подчинение патриарху Константинопольскому. Повсеместно глашатаями «антимосковской» церковной политики становятся «перебежчики» из Московского патриархата. Как правило, по тем или иным причинам запрещенные в служении известные «медийные батюшки» или местные церковные «оппозиционеры» (в Украине это, в частности, протоиереи Георгий Коваленко и Андрей Пинчук, в Литве – клирики Виталий Моцкус, Виталий Даупарас, Георгий Ананьев, Владимир Селявко, Гинтарас Сунгайла, а также примкнувший к ним беглый белорусский священник Александр Кухта). Их критика в адрес московской церковной власти звучит горячо и убедительно, так как она искренняя.
    
До недавнего времени процессы подобного рода отмечались лишь на западных рубежах Московского патриархата. На востоке же все было относительно спокойно. Однако недавно в Москву стали приходить тревожные вести оттуда, откуда их совсем не ждали – из Казахстанского митрополичьего округа. Отличие казахстанской ситуации от украинской и прибалтийской – в том, что инициатива отделения от Москвы в данном случае впервые прозвучала не «сверху», от светских властей, а «снизу», от местного клирика. Причем от вполне «системного» священнослужителя, ранее не замеченного в какой-либо конфликтности и оппозиционности в отношении священноначалия.
    
Иеромонах Иаков (Воронцов) до недавнего времени входил в ближний круг митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (Могилёва), служил в Вознесенском кафедральном соборе, возглавлял местную комиссию по канонизации святых, регулярно представлял митрополию на различных общественных мероприятиях. В начале марта 2022 года Воронцов неожиданно для многих коллег стал одним из подписантов так называемого «антивоенного письма священников» (всего его подписали 293 клирика РПЦ), а также опубликовал в соцсети пост с предложением запретить деятельность РПЦ в Казахстане как «религиозной организации, имеющей иностранный центр» и создать петицию за выход Казахстана из Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Убежден, патриоты Казахстана обязаны инициировать такую петицию – санкции против тирана, агрессора и военного преступника должны быть всеобщими и масштабными», – заявил он. Тогда же на YouTube-канале популярного казахстанского блогера Галыма Байтука «Толстые намеки» вышло интервью с Иаковом (Воронцовым) под заголовком «Казахстан – без союзов с Россией». В нем иеромонах говорил о необходимости отделения Казахстанской православной церкви от РПЦ, так как «вопросы церковного управления, вопросы выбора епископов должны осуществляться здесь, местным духовенством и местными верующими, которые живут в городах и селах Казахстана». Выступления священника вызвали большой резонанс в стране, пресса стала обращаться к нему за комментариями.
    
По требованию митрополита Александра клирик удалил свой нашумевший пост, а на сайте митрополичьего округа было размещено уведомление о том, что «иеромонах Иаков (Воронцов) не является уполномоченным лицом для публичных заявлений» и «его высказывания носят частный характер».
    
Священник был временно отстранен от совершения богослужений, а затем переведен из столичного собора на приход в городе Актобе. Аудитория соцсетей отреагировала на это как на «травлю», начался сбор средств в поддержку Воронцова. Митрополия в лице ключаря кафедрального собора протоиерея Александра Суворова вынуждена была дать публичные пояснения, что «за отцом Иаковом сохранены и должность, и оклад, поэтому призывы в Сети «собрать деньги угнетаемому священнику» являются ложью и популизмом».
    
По словам церковных чиновников из Казахстана, руководство митрополичьего округа до последнего стремилось сгладить конфликт, сохранить отношения с Воронцовым и по-прежнему относится к нему с симпатией. «Он вообще-то хороший. Он умный и талантливый человек, у него было много хороших идей, и, поверьте, у всех нас болит сердце за него, – сообщил автору статьи руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов. – Говорят, что мы ему устроили травлю, но это неправда. Когда он сломал ногу, владыка митрополит поддерживал его, был с ним всегда на прямой связи, помогал ему». При этом, по словам Иванова, все уговоры со стороны церковного руководства были дружелюбными, запрет Воронцова в служении не обсуждался и никто ему не угрожал: «Мы с ним разговаривали очень по-доброму, мы просто просили: «Остановись».
    
По мнению представителя митрополии, Воронцовым «кто-то манипулирует, какие-то очень профессиональные люди, очень психологически подкованные». Казахстанские власти, считает Иванов, не имеют к этому никакого отношения.
    
Сейчас Воронцов продолжает наращивать публичную активность, дистанцироваться как от своего церковного руководства, так и от РПЦ в целом, а заодно опровергать свою «русскость». В соцсетях и публичных высказываниях он часто использует казахский язык (который, по его словам, он сейчас активно учит), и постоянно подчеркивает, что он – казахстанец. На Пасху 2023 года во время праздничного богослужения он демонстративно прочел часть стихов по-казахски (видео разошлось по соцсетям и было воспринято с восторгом их аудиторией). В начале июня с.г. на YouTube-канале Dergachyov insight вышло интервью с Воронцовым, в котором тот заявил, что «не конкурирует с исламом», и охарактеризовал своих критиков как «психически ненормальных людей».
    
19 июня Воронцов неожиданно заявил о том, что «вынужден принять решение о прекращении служения» и уходит в «бессрочный творческий отпуск», сопроводив пост карикатурой на «Z-православие» и словами о необходимости «денацификации и демилитаризации РПЦ». «Осознаю, что это нарушение с моей стороны присяги и канонических норм и готов к последствиям», – уточнил он. Причина добровольного отказа от служения доподлинно неизвестна. Сам Воронцов отказался дать комментарий автору статьи.
    
По словам протоиерея Евгения Иванова, накануне сообщения Воронцова об «уходе» его дело рассматривала епархиальная дисциплинарная комиссия, на которой представители священноначалия уговаривали иеромонаха оставить политическую деятельность. «Мы обсуждали, что отец Иаков встал на очень скользкий путь. Он скатился к заявлениям откровенно политического характера, – говорит Иванов. – Но священнослужитель, согласно присяге, не имеет права заниматься политикой, выступать с политическими заявлениями, лозунгами. Кроме того, он сталкивает людей своими заявлениями. Если мы посмотрим на комментарии, которые появляются под его постами в соцсети, то там и межконфессиональная, и межнациональная рознь. Его деятельность вызвала огромное смущение у наших прихожан. И обратите внимание – его не поддерживает православный народ. Им интересуются люди, которые к православной церкви никакого отношения не имеют. Я так полагаю, что они и в храм-то не ходят».
    
Ключарь Вознесенского кафедрального собора Алматы протоиерей Александр Суворов сообщил автору статьи: «Что касается моего мнения, то я приветствую его оставление священнослужения: поскольку совмещение с политической деятельностью, точнее политиканством и самопиаром, недопустимо. Его деятельность вызывает восторг лишь у определенных политических кругов: в среде православных она вызывает лишь смущение. Да и в целом священник должен успокаивать общество, а не будоражить. Если он выбрал такой путь, пусть идет в политическую партию, а не в священство».
    
На вопрос автора о том, насколько серьезны слова Иакова об автокефалии Казахстанской церкви, есть ли у него конкретный план действий, Воронцов ответил публичным постом в соцсети: «Пока никто к этому не готов. Но, уверен, в ближайшем будущем это неизбежно. Это объективный исторический процесс. А пока всем православным, понимающим, что патриарх Кирилл ведет нас верной дорогой к погибели, нужно объединяться». По словам Иакова, «должен состояться Собор, который изучит канонические преступления Кирилла и вынесет соответствующее суждение».
    
В настоящее время дело иеромонаха Иакова Воронцова рассматривает церковный суд Астанайской и Алма-Атинской епархии. Ввиду самовольного оставления прихода он запрещен в священнослужении. «Владыка митрополит и собратья-священнослужители ждут от отца Иакова, что он опомнится», – повторяет протоиерей Евгений Иванов. Между тем комментаторы Воронцова в соцсетях активно советуют ему обратиться за помощью во Вселенский патриархат, возглавить местный экзархат Константинополя и стать «первым предстоятелем Казахстанской православной церкви». 
-1
    33 978