Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Религия
25 сентября 2023

ВЦИОМ и правда о религиозности современной России

Сергей ЧерняховскийКМ.ру
14 сентября 2023
Коллаж: © Русские в КазахстанеВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) явно нельзя причислить к интеллектуальным структурам, нелояльным политическому курсу современной российской власти. Поэтому особенно интересны те его данные, которые с этим курсом, мягко скажем, не вполне согласуются. Здесь нет ничего предвзятого, это основы источниковедения: если источник лоялен объекту, который он описывает, то данные в пользу этого объекта требуют особой осторожности. Не согласующиеся с установками этого объекта – заслуживают большего доверия.

Если источник отличается нелояльностью к объекту исследования, наоборот: осторожности требуют данные, расходящиеся с интересами и установками объекта. И доверия больше заслуживают данные, с этими установками и интересами согласующиеся. Хотя все это, конечно, тоже обладает относительностью.

В июле ВЦИОМ представил мониторинг «Религия и общество», в котором, с одной стороны, можно увидеть стремление организаторов опроса получить данные, возможно больше соответствующие политике власти в области религиозности и демонстрирующие важность и распространенность религиозных воззрений в современном обществе, с другой – содержащиеся на этом фоне противоречивые моменты.

В чем суть религиозной политики власти: в установке на поддержку «традиционных религий», что, в принципе, зафиксировано в Конституции как право каждого гражданина исповедовать любую религию, и определенное игнорирование другого положения Конституции, утверждающего право каждого не исповедовать никакой религии. Оба положения равноправны, но, если религиозность властью поддерживается и демонстративно пропагандируется, то отказ от религиозности (атеизм) пока не запрещается, но, скажем так, не одобряется и во многих случаях в публичной сфере «морально» осуждается.

В плане заметной предвзятости и стремления получить данные, наиболее благоприятные по отношению к прорелигиозным установкам – пример из самого вопросника данного вциомовского мониторинга: в пункте, где речь идет о степени важности религии для реципиента («Какую роль в Вашей жизни играет религия?»), предлагается четыре содержательные ответа 1. Очень важную; 2. Довольно важную; 3. Не слишком важную; 4. Не играет никакой роли.

Три варианта ответа предполагают признание важности религии для человека, лишь один – отрицание такой роли. Уже соотношение три к одному формирует отношение реципиента. С одной стороны, добросовестным было бы предложение равного количества вариантов ответов: как признающих важность религии, так и ее отрицающих. С другой – деформирует суть ответа: формулировка третьего варианта ответа «не слишком важную», по сути, означает «почти никакой», то есть относилась бы к числу не признающих важность религии для реципиента, но в предложенном варианте – формально выглядит как некоторую важность признающую.

По цифрам: «очень важную» ответило наименьшее число реципиентов – 15%, «довольно важную» – 25%, «не слишком важную» – 29% и «никакой» – 28%. Сразу можно увидеть, что тех, для кого она никакой роли не играет, вдвое больше, чем и тех, для кого она важна, и больше, чем тех, для кого она «довольно важна».

Встает вопрос: к кому все же относятся давшие третий ответ: если читать так, как задал ВЦИОМ, то получается, что для них она хотя бы частично важна – и тогда сумма признающих ее важной составит 69% – две трети общества, а тех, для кого она никакой роли не играет, – меньше трети. Если читать его по существу как «почти никакой роли», то получается, что они относятся к тем, для кого религия не важна, и вместе составляют 57%. Тогда тех, для кого она важна – оказывается в полтора раза меньше – 40 %.

В одном случае оказывается, что прорелигиозная политика власти отражает настроения мнимого большинства, в другом – что, выражая настроения заметного, но меньшинства, она противостоит настроениям большинства. Это – к вопросу о формирующих устремлениях материалах ВЦИОМа и к тому, что внимательно осмысливая его тексты, в них можно выявить те моменты, которые несут реальное научное содержание.

И относительно последних. По данным названного опроса, 57% граждан России относят себя к православным, 5% – к мусульманам, по одному к католикам, протестантам и буддистам. 5% относится к другим вероисповеданиям, 6% – к верующим без конфессиональной принадлежности, 19% – к неверующим, 7% - к колеблющимся между верой и неверием (строго говоря, к агностикам).

Внешне подтверждается тиражируемый тезис о современной (именно современной, а не прошлой) России как стране православной. Только если сегодня 57% относят себя к православным, то, по данным того же ВЦИОМа еще в 2017 году, таких было 60%. Правда, если и мусульман сегодня 5%, то в 2017 году их было 7%. При этом увеличивается доля неверующих/атеистов – с 17 до 19% и колеблющихся/агностиков – с 4 до 7%. То есть верующих становится меньше. Неверующих – больше.

Но это – одно. Если посмотреть данные ответов по тем, кто относит себя к православным (раз уж речь идет о православии России), там тоже все интересно. Конечно, если говорить о важности роли религии для православных на общем фоне, она, разумеется, выше, чем в среднем по стране: очень важна для 20% против 15%, довольно важна для 36% против 20%, не очень важна (или не играет почти никакой роли) для 30% против 29% и не играет никакой роли для 10% против 28%. Это – естественно. Но обращает на себя внимание другое: получается, что по-настоящему она важна для 56% православных и практически не важна для 40%.

И православные, в жизни которых религия не играет почти никакой роли, – это своеобразные православные.

И вот еще оттуда же: 11% из числа православных никогда не ходят в церковь – просто замечательные «православные». Но это – не все: 64% православных ходят в церковь «время от времени» – прямо «истинная религиозность». И только 22% таковых ходят в церковь не менее раза в месяц. Какой процент «православных» ходит в церковь как, в общем-то, положено – каждое воскресенье – ВЦИОМ, чтобы не огорчать никого, тем более – своих кураторов, – спрашивать не стал. Или просто в материал не поместил.

А вот еще лучше: из числа православных целых 86% верят в Бога. Целых 55% – в существование Рая, 75% – в существование ангелов, 58% – в существование Ада, в дьявола – 62 %.

Православие в России торжествует… Ангелы, кончено, бог с ними, не столь важно, но православный, не верящий ни в дьявола, ни в Ад, ни в Рай, – примечателен. Если нет ни Рая, ни Ада – нет загробной жизни. Православие без веры в загробную жизнь и бессмертие души вряд ли стоит признавать православием. Если православными себя считают 57% и из них в загребную жизнь и бессмертие души верят около половины, то есть менее 30%, значит, либо они называют себя православными, не понимая, что такое собственно, православие, либо просто потому, что так положено, боясь, чтобы не осудили за «безбожие».

А это значит, что, чем больше высокопоставленные чиновники по праздникам демонстрируют себя на торжественных церемониях в церквях и упоминают про что-нибудь «божественное», чем больше именитые комментаторы на ТВ выражают свое «боговерие», тем более чужими они становятся основной массе населения, которая, с одной стороны, следует этому обряду при ответах на те или иыне вопросы, а с другой – раздражается тем, что от него негласно требуют заявлять о своей причастности к ему чужому и играть извне навязанную чуждую роль.

Хотя, конечно, реальные православные в России есть. Только немного – не 57%, как отвечают при опросах. А в пределах 10%, остальное – нечто совсем иное. И в истории России некогда эта изящная религия, особенно не в своем закостенело византийском или обрядово-римском вариантах, а в адаптированном к изначальной культуре народа виде, сыграло огромную роль – и в защите страны, и в укреплении государства, и в преодолении раздробленности – когда то. А потом время изменилось – и не в 1917 году, а в 17 веке… Но это – уже другая тема. Да и дело не в том, чтобы провозгласить искусственность современного российского православия.

С остальными конфессиями – все то же самое.

В общем, по всем опрошенным – говорят о своей вере в Бога 66%, а о вере в Рай – 41%, в Ад – 44%, в дьявола – 47%.

И еще, для эпилога. По возрастным группам: в Бога верят 68% пенсионеров – возрастная группа старше 60 лет, 69% тех, кто больше ни на что не надеется – 45-59 лет, 71% находящихся в расцвете лет – 35-44 года, 59% – тех, кому 25-34 года, и 45% тех, кому 18-24года. Все – по своим разным причинам.
0
    13 399