Сегодня

448,56    478,03    61,97    4,79
Общество

Казахстан: курс на легальный контроль соцсетей

CABAR.AsiaCABAR.Asia
22 октября 2021
Жители Казахстана рискуют остаться без доступа к соцсетям и мессенджерам. Представители нижней палаты парламента приняли в первом чтении проект закона, который обязывает иностранные соцсети и мессенджеры зарегистрироваться на территории страны, иначе их могут заблокировать.

Изменения вносятся в два закона – «Об информатизации» и «О связи». В первый вносятся дополнения, по которым:

  • для работы на территории Казахстана собственники и иные законные представители иностранной онлайн-платформы или мессенджера должны пройти обязательную государственную регистрацию юридического лица или учётную регистрацию филиала иностранных юридических лиц;
  • руководителями филиалов иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории РК не могут быть иностранцы либо лица без гражданства;
  • руководитель филиала иностранной онлайн-платформы на территории РК после получения предписания о принятии мер по выполнению представления или решения от уполномоченного органа в области информации обязан выполнить его в течение не более 24 часов – удалить информацию, нарушающую требования законов РК, либо ограничить её распространение на территории страны;
  • если в течение шести месяцев после введения в действие вышеуказанных норм иностранная онлайн-платформа или мессенджер не проводят процедуру обязательной государственной регистрации юридического лица или учётную регистрацию филиала иностранного юридического лица, деятельность этих ресурсов ограничивается на территории Казахстана.

В закон РК «О связи» вводятся следующие дополнения:

  • Министерство информации и общественного развития (МИОР) определяет порядок ограничения доступа к запрещённой информации, приостановления и возобновления доступа к интернет-ресурсам, размещающим информацию, запрещённую или иным образом ограниченную к распространению законами РК или вступившими в законную силу судебными актами, а также доступ к которой был временно приостановлен предписанием уполномоченного органа в области информации;
  • МИОР ведёт единый реестр учёта интернет-ресурсов, размещающих запрещенную или ограниченную информацию, а также доступ к которой был временно приостановлен внесенным в ведомство представлением Генерального прокурора РК или его заместителей, а также предписанием МИОР.

«Заблокировать какую-либо соцсеть государство может и без этого закона. Власть обладает рычагами без всяких законов и оповещений заблокировать мессенджеры. Мы хотим максимально упорядочить этот процесс, чтобы не было партизанщины», – сказал депутат нижней палаты парламента РК Айдос Сарым, выступая на заседании.

По словам депутатов, поводом для поправок в законы послужил кибербуллинг в отношении детей. Количество таких случаев в республике за последний год увеличилось вдвое.

По данным вице-министра информации и общественного развития Кемелбека Ойшыбаева, в 2020 году ведомство выявило около 70 тысяч фактов кибербуллинга в интернет-среде, а в администрацию соцсетей и мессенджеров нами направлено около 1800 обращений с просьбой удалить материалы. В 2021 году эти цифры выросли до 140 тысяч фактов.

«К сожалению, не все социальные сети и мессенджеры на наши обращения дают обратную связь. Если какие-то социальные сети, скажем так, реагируют и удаляют материалы, то некоторые нет. До 20-30 процентов доходит только реакция на наши обращения. […] В заключении профильного комитета Мажилиса сказано, что целью законопроекта является формирование эффективной правовой основы комплексного регулирования общественных отношений в сфере защиты прав ребенка», – сообщил Ойшыбаев на заседании нижней палаты парламента.

Перспективы блокировки


Однако не все настроены также оптимистично как правительство и депутаты. СММ специалист Анара Туленова не видит ничего позитивного в новых поправках и считает, что кибербуллинг – это просто повод для блокировки соцсетей.

«Казахстанские власти давно пытаются заблокировать Facebook. Потому что именно благодаря этой платформе гражданам удалось организовать земельные протесты в 2016 году. С тех пор идет негласная война с Facebook.  Власть боится соцсетей, это факт. Бороться с кибербуллингом можно другим путем. Если начнется блокировка, граждане массово начнут скачивать VPN», – говорит Туленова.


Асель Жанайдарова. Фото из личного архива
Молодая мама и инстаблогер Асель Жанайдарова зарабатывает на хлеб благодаря Instagram. Если соцсесть заблокируют, женщина останется без заработка.

«Благодаря рекламе и таргету в день я зарабатываю 10 000 тенге (23,55 долларов США). Это немного, но на жизнь хватает. Если Instagram заблокируют, придется искать работу в ночную смену, потому что детские пособия мизерные, продукты с каждым днем дорожают. Чем блокировать соцсети, лучше бы экономику страны подняли, инвестиции привлекали. Сколько торговых компаний, продуктовых брендов и услуг живут именно за счет этих платформ. Сколько семей не голодают, благодаря соцсетям», – говорит она.

По данным отчета Digital 2021, в Казахстане 12 миллионов пользователей социальных сетей или 63,5% населения. По данным блогеров, максимальная цена рекламы в Instagram – 1, млн тенге (2,59 тысячи долларов США) за пост, а минимальная – 130 тенге (0,31 доллара США).

По данным блогера Алексея Лонгинова, в последнее время популярностью пользуется  TikTok, при чем не только среди молодежи, но и среди людей старше 40 лет.

«Но у этой этой соцсети, нет представительства в Казахстане, потому что блогеров слишком мало, если сравнить с Россией. Я не думаю, что после принятия закона они будут открывать представительство, скорее всего заблокируют. Люди потеряют прибыль. Не исключено, что после блокировки главных соцсетей, многие переедут в другие страны на ПМЖ. Таким образом Казахстан потеряет граждан в лице блогеров, инфлюнсеров», – заявляет Лонгинов.

Но есть и те, кто поддерживает новые поправки в законы. По словам жителя Нур-Султана Нурлана Искакова, соцсети напрямую влияют на экономическое развитие страны, не говоря уже про угрозу для информационной и даже внутриполитической безопасности. В пример он приводит вакцинацию от коронавируса, темпы которой в Казахстане невелики.

«А это самым прямым образом влияет на экономическое развитие нашей страны, вынуждая вводить чувствительные ограничения и локдауны. Особенно сильно страдает от этого малый и средний бизнес и особенно наши государственные резервы, которые ограничены. Я уже не говорю про тотальную нагрузку на здравоохранение, от которой страдает все население, поскольку оно лишается доступа ко всем видам медицинской помощи вследствие аврального режима. И в этом прямая вина соцсетей», – считает Искаков.

Тема возможной блокировки соцсетей стала объектом для мемов и шуток среди казахстанцев:


Легальные блокировки


В Казахстане блокировка интернет-ресурсов – привычное дело. Новостной сайт Hola News заблокировали в начале октября. В заявлении редакции сообщалось, что доступ к сайту не удаётся получить ни через провайдеров в Казахстане, ни за рубежом. Никаких официальных обращений, судебных претензий или каких-то предупреждений редакция не получала.

Есть предположение, что это связано с публикацией новости о том, что казахстанские бизнесмены оказались в списке международного расследования «Досье Пандоры».

Через 10 дней сайт разблокировали, основатели сайта сообщили, что покидают проект.

Диана Окремова. Фото взято с личной страницы в Facebook
Глава ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова отмечает, что введение новых поправок в законы – это смещение фокуса с защиты прав детей на контролирование граждан в социальных сетях.

«С кибербуллингом невозможно бороться только блокировкой соцсетей – это ведь форма распространения. Мы пытаемся решить не проблему кибербуллинга и нападок на детей, мы пытаемся удалить канал распространения, в данном случае – блокировать противоправный контент», – сообщила она (цитата по Inbusiness.kz).

По ее словам, обязательство открывать представительство компании в Казахстане накладывается, вероятно, для того, чтобы упростить казахстанским властям процедуру контроля.

«Они ни в коем случае не заботятся о детях, они заботятся о возможности государства вмешиваться в свободу слова, нарушать границы приватности граждан и делать это легально. Проблема кибербуллинга таким образом не решается, здесь надо думать о нормальной правовой базе, о международных практиках, принимать большой комплекс мер», – отметила Окремова.

Некоторые эксперты уверены, что новый закон ничего не изменит. В 2014 году казахстанские чиновники пытались заблокировать порносайты. Операторов связи обязали ограничить доступ к противоправному контенту, но ничего из этого не вышло. В Сети все еще можно найти сотни видеозаписей сексуального характера. Причем достаточно лишь воспользоваться самым примитивным поисковиком.

Закон, который обязывает иностранные соцсети и мессенджеры регистрироваться на территории Казахстана, планируется принять до конца этого года.
+1
    5 648