Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Казахстанцам нужно «мобилизовать» выдержку

Алма БектеноваТуранпресс
12 октября 2022
Мобилизация в России устроила Казахстану серьезную встряску. Но есть ли основания нагнетать панику?

Безумные очереди на границе, очереди в ЦОНах, резкий скачок цен на аренду жилья и грядущее нарастание инфляции – объявленная президентом Путиным частичная мобилизация и бегство россиян в РК создали в некоторых казахстанских кругах атмосферу, близкую к панике. Лидеры мнений наперебой предсказывали «усиление пятой колонны», другие политические сложности или банальное обострение конкуренции на рынке труда.

Однако, если взглянуть на происходящее беспристрастно, то грозящая Казахстану опасность от «чужаков» сильно преувеличена. Например, эксперты обратили внимание, что за тот же период к нам прибыли тысячи узбеков, и «нашествие» последних происходит регулярно.

Хочется отметить еще несколько моментов, которые показывают, что стресс чаще всего провоцируют власти. Первоначально постарались власти России, не сумевшие наладить механизм работы военкоматов. Хотя было заявлено о призыве лишь 300 тысяч резервистов, имевших опыт службы в армии, повестки начали приходить мужчинам предпенсионного возраста, инвалидам, многодетным отцам. Создалось ощущение, что военкоматы били по площадям, надеясь зацепить потенциальных солдат. В ответ население уверовало во всеобщую мобилизацию вместо частичной и «проголосовало ногами». В сторону границ ринулся, прежде всего, средний класс, тогда как имей он четкие гарантии неприкосновенности, удалось бы избежать коллапса.

Теперь перейдем к действиям родного правительства. Нужно отметить, что в сложнейшей ситуации Казахстан до сих пор умудрился не поссориться ни с РФ, ни с Западом, и это огромный плюс. Однако издержки бегства россиян в очередной раз выявили неумение чиновников справляться с социальными вызовами.

Страшные цифры под микроскопом


Эксперты высоко оценили позицию президента Токаева, особенно ценную в дни нарастающего хаоса. «Казахская поговорка гласит: «Добрые отношения с соседями – залог спокойствия». Самое главное, чтобы мы сохраняли согласие с соседними странами. Мы от этого ничего не потеряем. В последние дни к нам приезжает много людей из России. Большинство из них вынуждены уезжать из-за сложившейся безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос. Я поручил правительству принять необходимые меры», – сказал президент 27 сентября.

«В этой непростой ситуации надо в первую очередь проявить гуманность, терпение и организованность. У нас нет ни кризиса, ни паники. Правительство должно выполнять свою работу. Приезжим из-за рубежа будет оказываться помощь, но они не получат никаких преференций. Вся работа должна осуществляться в соответствии с законом и нашими обязательствами. Мы проведем переговоры с российской стороной и будем решать эту проблему в интересах нашей страны. Вновь повторю: в этот сложный период нам нужны прежде всего единство и благополучие. Только сохранив мир в стране, мы сможем стабильно развиваться», – добавил он.

Возможно, некоторым и в РФ, и в Казахстане, хотелось бы закрытых границ и конфликта, но власти не стали экстренно менять миграционное законодательство, выстраиваемое десятками лет. Казахстан остался в правовом поле, при этом северный сосед не может предъявить нам никаких претензий.

К тому же статистика бегства выглядит фатальной лишь в публикациях предвзятых СМИ. По словам министра внутренних дел Марата Ахметжанова, «более 200 тысяч граждан России въехали в Казахстан. На сегодня выехали из страны 147 тысяч». Например, за четвертое октября въехали 7 тысяч граждан РФ, но покинули в нашу страну около 11 тысяч. «Приезжающие уезжают. Все на миграционном контроле», – сказал министр.

Как отметила пресса, ранее в МВД сообщили, что россиян будут экстрадировать, если на родине их объявят в розыск. Однако в этом моменте у чиновников отмечается путаница, вероятно, обусловленная желанием соблюсти международный паритет. Примечательно и то, что многие казахстанские СМИ опубликовали только «чудовищную» статистику въехавших уклонистов, тогда как число выехавших за тот же срок опустили.

Кроме того, в Казахстане всегда находилось значительно количество россиян, это никому не мешало. Например, по данным МВД, в 2018–2019 годах в страну въехало около трех миллионов граждан России. За девять месяцев 2022 года, предшествующих мобилизации, РК посетило 1 миллион 700 тысяч россиян, и всем было плевать на «ужасную» цифру.

Глава МВД, в частности, напомнил, что экстренное закрытие границ могло привести к зеркальному ответу, поскольку казахстанцы также активно посещают РФ. В настоящее время на получение гражданства РК подали заявление всего 68 россиян, получили ИИН около 70 тысяч граждан России.

Любопытен ответ министра МВД на вопрос о возможной выдаче уклонистов, выразивших нежелание участвовать в войне между Россией и Украиной. «У нас с Россией имеются договорные отношения по оказанию правовой помощи, по обмену осужденных и по экстрадиции преступников. Самый главный принцип здесь – и у нас, и в Российской Федерации – уголовно наказуемое деяние. Кроме того, вы знаете, что в случае объявления в розыск мы будем устанавливать и выдавать этих лиц в порядке экстрадиции в Россию», – сказал Марат Ахметжанов, основательно запутав журналистов, так как уклонение от призыва вполне может стать уголовно наказуемым деянием.

Тем не менее, о выдаче беглецов речь не идет, пояснил министр. «Вопрос не стоит о мобилизации, я говорю об уголовных правонарушениях, которые зарегистрированы, которые санкционированы и объявлены в международный розыск. Военкоматы если будут искать, это не является правовым основанием для их выдачи», – сказал он.

Пограничное состояние


Наибольший стресс пережили участники столпотворения на границе. Уже через сутки после объявления мобилизации ситуация там стала угрожающей. В Пограничной службе Комитета национальной безопасности (ПС КНБ) заявили, что взяли ситуацию на казахстанско-российской границе на особый контроль. Однако серьезное скопление автомобилей возникло в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях.

Коллапс развивался стремительно. По словам очевидцем, очередь из машин растянулась на 10–20, а близ Уральска и на 45–50 км. Взрослые и дети зачастую буквально жили в транспорте или спешно сооруженных шалашах, страдали не только иностранцы, но и граждане Казахстана, которые не могли вернуться домой. Положение осложнили множество скопившихся фур. Вокруг очередей стихийно расцвели всевозможные спекуляции, в частности, огромные наценки на услуги такси, продукты и воду. В итоге многие просто бросали свои машины, некоторые из них позже разграбили с российской стороны.

К концу сентября заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин заявил о намерении создать для казахстанцев и фур с продовольствием зеленый коридор. Только к первым числам октября пробка начала сокращаться, что объясняется, прежде всего, снижением ретивости российских военкомов. Те, кто уже получил повестки, никуда бежать не смогут, во всяком случае, без риска, а те, кому позволяли финансы, уже пересекли границу.

Разумеется, не обошлось без нарушений, так как взять под контроль наплыв приезжих оказалось сложно. Нескольких россиян, попытавших проникнуть в нашу страну в обход пропускного пункта, выдворили обратно по решению суда.

Нельзя не упомянуть примеры отзывчивости казахстанцев, которые, не дожидаясь никаких указаний сверху, всячески помогали россиянам. Арендного жилья, отелей и хостелов в приграничных населенных пунктах, конечно же, не хватило на всех прибывших, десятки людей не смогли сразу найти крышу над головой. Директор кинотеатра в Уральске пригласила переночевать около 200 россиян, слонявшихся с детьми по городу. Многие наши соотечественники помогали приезжим едой и добрым словом.

Нажиться на несчастье


Здесь мы переходим, пожалуй, к одной из самых неприятных примет военного времени. Пока кто-то помогает попавшим в беду людям, другие готовы содрать три шкуры и с чужих, и со своих. В том же Уральске за несколько дней стоимость аренды однокомнатной квартиры поднялась с 80–90 тысяч тенге в месяц до 150–200 тысяч. Цену на двухкомнатную квартиру задрали до 250–400 тысяч тенге, а на элитное жилье и вовсе до 600 тысяч тенге.

Непомерные аппетиты разыгрались в Алматы и Астане. За однокомнатную квартиру просили до 300 тысяч тенге в месяц, за двухкомнатную – до 800 тысяч. В Алматы за считанные дни отели оказались загруженными на 90%. Некоторые владельцы квартир поспешили выставить на улицу исправно плативших аренду жильцов, чтобы собрать сливки с приезжих. Казахстанцы, и так едва наскребающие на оплату съемного жилья, фактически получили реальную помощь лишь от частных консультантов в соцсетях.

Как полагают риэлтеры, через несколько месяцев перегретый рынок недвижимости вновь «остынет», так как казахстанцы, да и большинство россиян не осилят безумные расценки. Однако где-то жить нужно каждый день, а реакция правительства была весьма далека от параметров «слышащего государства».

Премьер-министр Алихан Смаилов ограничился поручением усилить работу по разъяснению прав граждан при аренде жилья. «Это касается не только наплыва мигрантов, но вообще нужно, чтобы наши граждане знали свои права. Необходимо сделать так, чтобы через Egov или популярные приложения можно было в цифровом виде подписать типовой договор аренды, в котором будут отражены права и обязанности сторон. Это позволит защитить права наших граждан как с одной, так и с другой стороны», – сказал премьер.

Чиновники развели руками и сослались на законы рынка: дескать, хозяин – барин, и волен задрать за аренду своего имущества любую цену. Попутно выяснилось, что даже угроза обратиться в налоговую никак не поможет жертвам грабительского подхода, поскольку, по словам экспертов, за сдачу квартиры без оплаты ЕСП и без регистрации ИП на первый раз грозит лишь предупреждение, и только за второе подобное нарушение – штраф.

Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова высказалась о ситуации с арендным жильем весьма туманно. «У нас арендный рынок до конца не отрегулирован, есть большая теневая часть. По этому вопросу есть отдельное поручение Агентству по защите и развитию конкуренции. Я думаю, что в скором времени АЗРК даст свои предложения», – сказала Дуйсенова.

Она также заявила, что приезд россиян не окажет заметного влияния на казахстанский рынок труда. «У нас 8,7 миллиона занятых граждан. В этом году мы дали квоту на 28 тысяч иностранных работников, на сегодня 15 тысячам только дали разрешение. В отношении лиц, которые проживают на территориях стран ЕврАзЭС, то мы квоту не имеем, граждане Казахстана могут поехать туда работать без разрешения, и граждане этих стран могут приехать к нам на работу без разрешения», – уточнила Дуйсенова.

«На сегодня с учетом тех данных, которые мы имеем, большого влияния на рынок труда нет. Но вы знаете, что в договоре ЕврАзЭС предусмотрены еще и ограничительные меры, если большой наплыв будет, если он будет влиять на нашу национальную безопасность, в этом случае, конечно, мы будем принимать соответствующие ограничительные меры в рамках Евразийского договора», – пояснила министр.
Отдельно нужно отметить и рекордные очереди в ЦОНах. Несмотря на то, что специальный центр появился чуть ли не за ночь, цепочка людей растягивалась на несколько кварталов. Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин лично побывал с столичном ЦОНе, чтобы оценить обстановку.

«До сегодняшнего дня процесс выглядел так: люди приходят в ЦОН, предъявляют документы, их данные вносятся в базу, они уходят, а на следующий день вновь идут в ЦОН за получением ИИН. Это отнимает время как у них, так и у операторов ЦОНа. К тому же по этой причине возникает столпотворение в здании. Мы решили вопрос так, что теперь людям, подавшим запрос на получение ИИН, не нужно приходить во второй раз, ИИН будет высылаться людям на телефонный номер в виде SMS-уведомления от службы 1414. Это касается клиентов всех ЦОНов, которые стоят в очередях за получением готовых ИИН. Таким образом проблема с большим скоплением людей частично решена», – пояснил министр. Отрадно слышать, что российская мобилизация послужила чему-то хорошему, в данном случае – цифровому развитию Казахстана.

В целом же премьер-министр Смаилов дал ряд поручений в связи с прибытием значительного числа россиян. Он подчеркнул, что для недопущения социальной напряженности в регионах центральным и местным госорганам нужно усилить координацию действий.
«Надо усилить работу по обеспечению правопорядка и безопасности в стране, а также оказывать содействие приезжим россиянам: их своевременной регистрации и решению трудовых вопросов в соответствии с законодательством ЕАЭС. При этом важно принять меры по стабилизации ситуации на рынке аренды жилья», – сказал Алихан Смаилов.

«Иностранным гражданам оказываются услуги в рамках закона. Мы, выполняя свои международные обязательства, всегда помним, что нет ценности выше интересов нашей страны и народа. Первоочередной приоритет для нас, в первую очередь интересы казахстанцев, обеспечение их работой. Все предприятия и организации должны это учитывать. Мигранты из соседних стран могут работать у нас только в рамках установленного законодательства. Данная ситуация находится на постоянном контроле», – добавил премьер. Остается надеяться, что слова в правительстве не разойдутся с делом.

Скованные одной цепью


К сожалению, в ближайшие месяцы война не прекратится. Катаклизмы соседей неизбежно будут отражаться на Казахстане, однако в силах каждого жителя нашей страны попытаться не обострять и без того сложную ситуацию. Мы связаны с Россией огромным множеством взаимных выгод и обязательств, поэтому следует в ответ на мобилизацию военных мобилизовать собственную выдержку.

К тому же, полагают экономисты, помимо очередного роста цен, наплыв россиян может принести и пользу. В частности, некоторые из пересекших границу владеют собственным бизнесом, который планируют перенести в Казахстан, создавая рабочие места. Может обогатиться рынок специалистов – появятся новые врачи, учителя, инженеры. Нельзя забывать и о том, что для многих уклонистов наша республика – лишь территория транзита, и в скором времени они уедут.

Наконец, многие годы Казахстан спокойно справлялся с мигрантами из бывшего Союза. В частности, как отметил политолог Андрей Чеботарев, за первую неделю массового бегства, когда прибыло 98 тысяч россиян, а выбыло 64 тысячи, границу РК пересекла 91 тысяча граждан Узбекистана. Тем не менее, никто не призывает отнестись к ним как к стихийному бедствию или учредить специальные курсы адаптации.

Курсы адаптации для россиян отнюдь не шутка. Такую идею высказал депутат Мажилиса Берик Дюсембинов. «Иммигрантов, желающих остаться в стране, необходимо ознакомить с историей, культурой и бытом, традициями и обычаями Казахстана. Открыть курсы казахского языка и обязать каждого иммигрировавшего иностранного гражданина пройти через центр адаптации», – заявил депутат.

Хочется спросить: что же 30 лет мешало открыть бесплатные курсы казахского языка для коренных жителей страны? Да и какую «адаптацию» можно внедрить в подобных центрах? Научить не называть баурсаки колобками, как в известном видео? Без сомнения, эту невольную ошибку россиянки, в целом восторженно отозвавшейся об РК и казахстанцах, наша государственность как-нибудь преодолеет. Но самое главное – это помнить, что конфликты приходят и уходят, а народы продолжают жить в тесном соседстве веками.
-1
    8 063