Сегодня

448,56    478,03    61,97    4,79
Общество

Как в Казахстане мешают появлению профессионалов

Максим ЕлизаровЭксклюзив.кз
15 мая 2023
Коллаж: © Русские в КазахстанеБольшинство местных вузов не дают практические навыки. Поэтому казахстанцы все чаще обращаются к онлайн-курсам, позволяющим получить достаточно знаний для начала работы. Но они объявлены вне закона, поскольку не могут официально устроиться без диплома университета или колледжа. В Казахстане уже десять лет разрабатывают проект, исправляющий эту несправедливость, но он надолго застрял в бюрократических ящиках.

Впервые о необходимости легализовать онлайн-образование и утвердить единые стандарты профессиональных квалификаций заговорил Назарбаев, будучи президентом, еще 10 лет назад (в 2012 году). К 20-летию независимости государственные СМИ опубликовали его программную статью «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», в которой экс-президент раскритиковал правительство за плохие результаты по улучшению условий на рынке труда и выдал им ряд соответствующих теме поручений. 

– Современное онлайн-обучение должно включать проведение факультативных интерактивных курсов как в режиме непосредственного интернет-общения педагога и обучаемых, так и в форме специально разработанных интерактивных учебных программ и игр. Естественную тягу «поколения-онлайн» к Интернету мы должны использовать и направлять в позитивное русло, организуя интерактивные олимпиады, учебные турниры и т.п., – писал тогда Назарбаев, указывая на то, что стране «предстоит разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций» и устранить «разрыв между профессиональными и образовательными стандартами». 

Только спустя год, премьер-министр страны (на тот момент Серик Ахметов, которого впоследствии лишили свободы за коррупционные правонарушения) выпустил постановление об утверждении плана поэтапного выполнения поручений из статьи Назарбаева и разработки национальной системы квалификаций. И лишь спустя еще один год (в 2014 году) министерство образования и науки представило свою концепцию проекта закона «О профессиональных квалификациях».

– Произошли существенные изменения в структуре рынка труда, а также естественное увеличение спроса на квалифицированных работников. Наряду с влиянием глобализации экономик происходит либерализация внутреннего рынка. По мнению экспертов, на сегодня сильными сторонами экономики страны являются гибкость и открытость, стабильность и рост. Глобализация, миграция и конкуренция на рынке труда сегодня приводят к повышению требований в отношении новых навыков. Однако при этом сохраняются профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения труда, отсутствие работы для части населения, низкая производительность труда в ряде ключевых отраслей экономики, недостаточное качество трудового потенциала, большое число работников, не имеющих необходимой квалификации. Внедрение закона направлено на приведение к общему знаменателю спроса и предложения на трудовые ресурсы. Это принципиальный шаг, призванный в корне изменить взаимодействие системы образования и рынка труда, который связывает в единое целое, систематизирует, ранжирует и классифицирует квалификации по различным уровням, видам деятельности, компетенциям, способствует развитию профессиональной мобильности граждан за счет официального признания квалификаций и тем самым позволяет гражданам обучаться в течение всей жизни (lifelong learning), – говорилось в документе.

Законопроект предусматривал появление большего количества независимых структур сертификации полученных знаний и унификацию их политики, процессов и методики. Основные задачи проекта заключались в развитии необходимых для государства квалификаций, управлении рынком труда и содействии трудоустройству молодежи.

– Целесообразно официально закрепить положение о том, что для приема на работу и занятия соответствующих должностей по регулируемым профессиям обязательным документом является сертификат соответствия квалификации. Вплоть до сегодняшнего дня у нас действует система, когда учебные заведения не только обучают специалистов, но и присваивают им квалификации. И то, и другое фигурирует в одном дипломе и считается достаточным для приема на работу. В развитых странах это не так – для регулируемых профессий обязательно требуется сертификат подтверждения квалификации. К такой системе надо прийти и в Казахстане. Трудовой Кодекс Казахстана это позволяет, в перечне документов при приеме на работу документы об образовании и квалификации фигурируют раздельно. Мировой опыт также подтверждает правильность такого шага. Это обеспечит реальную заинтересованность субъектов рынка труда в подтверждении квалификации, – писали законотворцы.

Изначально планировалось ввести новую систему сначала только для трех особо значимых для страны отраслей (нефтегазовый и энергетический комплекс, горнодобывающая и горно-металлургическая, туристская), а позднее расширить на остальные сферы. Но, в какой-то момент, видимо, при обсуждениях что-то «пошло не так». После публикации концепции проекта дело никак не продвинулось, и в результате об этом законопроекте и поручении Назарбаева благополучно забыли. 

Вновь о введении закона «О профессиональных квалификациях» заговорили уже только при Токаеве. В сентябре 2020 года во время своего послания, связанного с пандемией, он поручил переориентировать систему профессионального образования на формирование компетенций, востребованных на рынке труда, и разработать концепцию непрерывного образования, предусматривающую активное внедрение альтернативных вариантов «неформального» образования. Фактически, повторил другими словами то же самое, о чем 8 лет назад писал его предшественник. 

Ответственным за внедрение в этот раз назначили министерство труда и социальной защиты, которое на тот момент возглавлял Серик Шапкенов (сейчас является акимом Атырауской области). В феврале 2021 года он выпустил приказ о создании рабочей группы по поводу данной инициативы, куда вошли чиновники из разных сфер.  В августе новая версия проекта закона была разработана и представлена общественности.

По задумке авторов закона, его принятие могло разрешить участникам «неформального» образования (например, прошедшим массовые онлайн-курсы) официально подтвердить свои знания, навыки и компетенции и получить начальный уровень квалификации для официального трудоустройства. В сентябре 2021 года о необходимости внедрения этого законопроекта Токаев заявил уже в послании на 30-летие независимости, ровно спустя 10 лет после статьи Назарбаева.

– Пандемия привела к значительной трансформации рынка труда. Прежде всего это стремительное развитие удаленного формата работы. Новая тенденция набирает обороты на фоне появления множества новых профессий, автоматизации и цифровизации большинства процессов. В таких реалиях личную конкурентоспособность можно обеспечить только неоднократной переквалификацией, освоением новых профессий. Поэтому необходим закон «О профессиональных квалификациях». Он должен регулировать вопросы признания квалификаций, стимулировать работников совершенствовать компетенции, – сказал президент.

Впоследствии в течение последующих полутора лет предложенный законопроект переписывался по нескольку раз. Уточнялись формулировки, текст согласовывался с национальной палатой предпринимателей (которая одобрила данную идею) и институтом законодательства и правовой информации Минюста (который осуществлял научно-лингвистическую экспертизу, выявляя лексические, грамматические, стилистические, технические и юридические недочеты). Суть никак не менялась, а документ по-прежнему оставался «лежащей на полке изредка доставаемой бумажкой». 

Первую новую версию формулировок представили в декабре 2021. Затем в результате Кантара правительство изменилось и версию законопроекта вновь переписали при новых министрах уже в марте 2022. Потом еще одну версию выпустили после перевыборов президента в октябре. И вот, уже только тогда комиссия наконец остановилась в постоянном переписывании документа и направила данный законопроект в парламент. В итоге в декабре 2022 года мажилис принял его в первом чтении. 

– В последние годы в Казахстане наблюдается тенденция, когда работодателей не всегда устраивает уровень профессиональной подготовки выпускников учебных заведений и при приеме на работу большая часть из них выдвигают требование о наличии опыта. Это становится препятствием при трудоустройстве молодежи. Проект закона «О профессиональных квалификациях» свяжет систему образования с требованиями работодателей через развитие Национальной системы квалификаций, – комментировала тогда министр труда Тамара Дуйсенова.

– Выпускники организаций образования, прошедшие независимую оценку, будут иметь на руках диплом, подтверждающий прохождение профессиональной подготовки по конкретной специализации, и сертификат, подтверждающий навыки применения полученных знаний на практике. Работодателям предоставляется возможность принимать на работу выпускников, не предъявляя требований к стажу работы. Кроме того, сертификацию на добровольной основе могут пройти и лица, овладевшие рабочими профессиями в различных кружках, на тренингах или самостоятельно. В этом случае сертификат может стать основным документом при приеме на работу по рабочим профессиям, – добавляла она в другой своей речи.

Принятие закона было таким близким. Но затем Токаев распустил парламент, назначил внеочередные выборы, прошедшие в марте, и «бумажка» вновь осталась «лежать в столе». Теперь новые депутаты заняты выполнением новых социально-экономических поручений президента, среди которых не было пункта, касающегося данного законопроекта, и всевозможной саморекламой путем различных громких заявлений про ЛГБТ, TikTok и продажу органов. 

А проблема разрыва связи между системой подготовки кадров и ситуации на рынке труда тем временем никуда не пропадает и с каждым днем становится лишь все более актуальной. Внедрение закона «О профессиональных квалификациях» могло хотя бы частично снизить данный разрыв и увеличить количество востребованных кадров на рынке труда, потенциально готовых к трудоустройству. Но, пока что, по всей видимости, это вновь стало для государства вне приоритета. Неужели придется ждать еще десять лет?
+2
    10 383