Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

Взгляд эксперта. ЕЭП - перспективы велики.

Информационно-Аналитический центрИнформационно-Аналитический центр
19 марта 2012

Кайрат Айтекенов:  «ЕЭП обладает колоссальным потенциалом формирования продовольственных запасов»

Экономическое и социальное наполнение Евразийского проекта во многом будет зависеть от того, как бизнес включится в интеграционный процесс. Причем не только крупные корпорации, но и малое, среднее предпринимательство, в котором задействована существенная часть населения стран ЕЭП. Еще не все правила игры для бизнеса четко отработаны и не все механизмы регулирования единого рынка отлажены. И сам бизнес пока только начинает адаптироваться к новым экономическим условиям. Поэтому сегодня предприниматели, оценивая Евразийский проект, говорят больше о текущих проблемах интеграции, чем о ее перспективах и возможностях. Тем не менее, перспективы – большая тема, которую мы решили обсудить с людьми, непосредственно вовлеченными в процесс. Наш первый собеседник Председатель Комитета развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли РК Кайрат Айтекенов

- Кайрат Медыбаевич, интеграция стран ЕЭП открывает новые возможности перед бизнесом. Каким Вы видите развитие евразийского проекта в перспективе 5 – 10 лет с точки зрения реализации делового потенциала?

- Главное преимущество интеграции – свободное перемещение товаров в границах ЕЭП. В любом городе Казахстана мы сегодня можем видеть российскую и белорусскую продукцию, а в России и Беларуси - казахстанскую. Происходит расширение рынка сбыта, увеличение возможностей по его насыщению товарами, произведенными на территории наших трех стран. Думаю, что в перспективе 5 – 10 лет в ЕЭП будет идти активный процесс интеграции бизнеса, особенно в приграничных регионах. Появятся интегрированные компании и совместные продукты, которые будут позиционироваться как «Сделано в ЕЭП».

Расширяются и возможности торговли с третьими странами, в частности, с Китаем. Через казахстанско-китайскую приграничную станцию Хоргос проходит все больше грузов из России и Беларуси. Казахстанские предприниматели могут привносить свою добавленную стоимость к  этому товару, например, оказывать услуги по фасовке, упаковке, комплектации и т. д. Или, скажем, организовать в Восточном Казахстане сборку белорусских тракторов для их последующего экспорта в КНР.

Я полагаю, что через несколько лет не менее 50% российских товаров, пересекающих границу с Казахстаном, будут предназначены для дальнейшего экспорта в Китай, страны Центральной Азии,  и др.  Транзитный грузопоток через территорию РК значительно возрастет, в стране появятся новые транспортно-логистические хабы. Алматинская область  может стать одним большим хабом по хранению, транспортировке, упаковке, сертификации продукции и торговле. 

Но для всего этого еще предстоит создать качественную инфраструктуру -  хорошие автомобильные и железные дороги, достаточный парк современных железнодорожных вагонов, развитый рынок сервисных услуг на транспорте. При этом бизнес и инвестиционные фонды, понимая, что транзитные потоки будут увеличиваться, могут инвестировать различные проекты, например, производство транспортного оборудования. Это в свою очередь будет способствовать развитию целого ряда отраслей машиностроения.

 Важно, что Европа и Азия теперь будут ориентироваться на рынок ЕЭП в целом. Япония и Корея уже понимают, что производство (те же автосборочные предприятия) лучше всего размещать между Россией и Казахстаном с тем, чтобы мультиплицировать экспорт своей продукции. Если раньше иностранные компании открывали филиалы и в России и в Казахстане, то сейчас им достаточно иметь единый офис в ЕЭП. Но для того чтобы все эти возможности единого рынка в полной мере использовать нам опять же нужна нормальная инфраструктура, а также хорошо развитая, современная, общая для всех стран ЕЭП система технического регулирования и контроля.  Тогда для любого внешнего инвестора размещение производственных сил в Казахстане или России будет очень интересно.

- В каких отраслях экономики стран ЕЭП, по Вашему мнению, существует наибольший потенциал интеграции и производственной кооперации?

-  Прежде всего, в строительстве и обслуживании транспортной инфраструктуры, а также в электроэнергетике. Например, в Экибастузе существуют мощные залежи угля и Россия заинтересована в том, чтобы производить здесь электроэнергию для покрытия потребностей близлежащих российских районов. Кроме того, может возрасти взаимообмен электроэнергией между Казахстаном и Россией для того чтобы рационализировать маршруты ее доставки потребителям.

«Железно» будет идти интеграция в сфере трубопроводного транспорта и других традиционных отраслях сотрудничества. В частности, в разработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Кроме того, сейчас рассматриваются возможности создания совместных нефтехимических производств. Пойдут на сближение также предприятия горно-металлургического комплекса, машиностроения и АПК.

Большие перспективы существуют по использованию российской и казахстанской металлургической продукции в машиностроении. Здесь открывается большое поле для производственной кооперации предприятий Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей с уральскими заводами. На базе российских технологий мы можем развивать производство собственной машиностроительной продукции, как для внутреннего потребления, так и для экспорта, например, в Китай. 

Хорошие предпосылки создаются для интеграции высокотехнологичных отраслей, в первую очередь телекоммуникационной, где очевидно, будет идти активный процесс слияний и поглощений. У нас пока высокотехнологичных предприятий не так много, но, как известно, сфера информационных технологий развивается чрезвычайно быстро. Почему бы нам не создавать совместные проекты по образцу лучших мировых брендов?

Что касается агропромышленного комплекса, то нет сомнений, что ЕЭП обладает колоссальным потенциалом формирования продовольственных запасов и экспорта продуктов питания в Европу, страны Персидского залива, Юго-Восточную Азию, Китай. Неизбежно будут объединяться производители зерна, масличных культур. Масличные – это сегодня вообще одна из главных экспортных тем, в ЕЭП может быть создан целый кластер по их выращиванию и переработке.

-   Названные Вами проекты в основном – поле деятельности для крупного бизнеса. Может ли малое предпринимательство быть задействовано в интеграционных  процессах?

- Малый бизнес будет концентрироваться в первую очередь вокруг  хабов, транзитных потоков и крупных предприятий. Ожидается, что большие транспортные коридоры будут привлекать население не только из регионов Казахстана, но, возможно, из России и Беларуси, поскольку с начала текущего года в ЕЭП действует упрощенный режим трудовой миграции. В городах, которые стоят на пути транспортных коридоров, будут развиваться сфера услуг и жилищное строительство, а с ним и производство строительных материалов, которое является сферой деятельности преимущественно малого и среднего бизнеса. Хаотичного строительного бума, надувания «пузыря», там допускать нельзя. Но нужно создать максимально благоприятные условия для нормального развития предпринимательства.

Кроме того, традиционная сфера деятельности для МСБ – обеспечение поставок товаров и услуг для крупных предприятий. Представьте себе российский индустриальный гигант «Уралмаш», который обеспечивает продукцией среднего машиностроения все евразийское пространство. Производственная кооперация наших промышленных предприятий только с одним этим заводом дает малому и среднему бизнесу огромные возможности для организации производства сопутствующих товаров и услуг.  Тем более что со стороны Казахстана есть интересные государственные программы, которые компенсируют бизнесменам выход на экспорт, в том числе в Россию. Например, программа «Экспорт 2020», которая предусматривает выплату предпринимателям компенсации расходов по размещению производства или производственного филиала на территории РФ. Действуют также программы «Производительность 2020», ГПФИИР, «Дорожная карта бизнеса 2020» и другие, которые поддерживают частную инициативу в экономике.

Продолжая тему новых возможностей для отечественного бизнеса в целом, я хотел бы акцентировать внимание на трансферте технологий. То, что в Едином экономическом пространстве у нас будет больше возможностей обмениваться научно-технической информацией – это просто здорово. У России и Беларуси есть мощные разработки в машиностроении, химии, других отраслях.  Для их использования на всей территории ЕЭП, в том числе в Казахстане, теперь нет никаких ограничений, не нужно оформлять отдельные патенты, сертификаты и т. д.

Повышение технологического уровня производства потребует соответствующей подготовки кадров. Российские и белорусские технические вузы исторически славятся фундаментальным инженерным образованием. Мы можем просить их о выделении квот для казахстанских студентов и предоставлять государственные гранты на их обучение. Помимо этого, наши специалисты сегодня могут свободно выезжать на работу на предприятия в странах-партнерах, а россияне и белорусы работать у нас, что также будет способствовать обмену опытом.

Все открывающиеся возможности трудно перечислить. Существуют, например, большие резервы по сокращению издержек бизнеса. Так, предприятия из разных стран ЕЭП на основе кооперации могут совместно проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании,  обучение персонала.

- В РК уже несколько лет действуют программы развития казахстанского содержания, направленные на поддержку отечественного бизнеса.  Однако с 2014 года предприниматели Казахстана, России и Белоруссии получат равный доступ к участию в государственных закупках в странах ЕЭП.  Учитывая высокую конкуренцию со стороны представителей более мощного российского рынка, смогут ли наши компании сохранить доступ к госзаказам?

- Все решают цена и качество. При прочих равных условиях, наши предприниматели имеют на своем рынке преимущества в транспортных издержках. Мелкие запчасти, спецодежду и другие подобные товары выгоднее закупать на месте, чем везти из соседнего государства. Правда, если российские и белорусские компании будут размещать производство в Казахстане, то расходы на транспортировку у них будут те же, что и у нас.

Нужно четко понимать, что тот этап, когда казахстанское содержание или импортозамещение были основными составляющими для благополучного ведения бизнеса, уже прошел. Чем быстрее предприниматели поймут это, тем быстрее будут снижать производственные издержки, привлекать квалифицированную рабочую силу, обучать кадры и повышать качество своей продукции.

Для успеха казахстанского бизнеса сегодня нужна внутренняя кооперация. Предприятия аналогичного профиля уже должны не спорить между собой, а кооперироваться и снижать издержки, вместе заниматься маркетингом, рынками сбыта, продвигать свой товар на территории ЕЭП. Да, кооперация приводит к укрупнению бизнеса, вымещая с рынка малые предприятия. Но с другой стороны – один в поле не воин. Кого-то это, может быть, не обрадует, но таковы естественные законы рынка.

- По долгу службы Вы общаетесь со многими отечественными и, возможно, российскими, белорусскими предпринимателями. С Вашей точки зрения, сложилось ли у них понимание возможностей евразийской интеграции и стратегическое видение собственного развития в новых условиях?

- Пока еще бытует двойной стандарт: предприниматели хотят свободно выходить на рынки соседних стран, но при этом защитить собственный рынок от конкуренции со стороны соседей по ЕЭП за счет государственного субсидирования процентных ставок по кредитам и других мер поддержки. Поддержка будет, и это правильно. Но до определенного момента. 2012 год всех настроит на серьезное осмысление того, что обратного пути нет. Таможенный союз состоялся, происходит его становление как большого экономического сообщества, на это есть огромная политическая воля лидеров наших государств.

Если мы хотим прозрачно работать в ЕЭП, то обязаны предоставлять равные условия для бизнеса трех стран. Другое дело, что государство должно обеспечить бизнесу доступную и качественную инфраструктуру, нормативно-правовую базу,  унификацию со странами ЕЭП техрегламентов, подготовку высококвалифицированных кадров.  Есть также классические меры поддержки отечественных производителей, которые не противоречат правилам единого рынка ЕЭП. Например, субсидирование и обязательное страхование рисков сельскохозяйственного производства. И мы будем продолжать их использовать.

0
    640