Сегодня

448,56    478,03    61,97    4,79
Общество

НАТО втянула Россию в свои афганские наркодела… Кто, наконец, даст хорошего пинка «американскому Ваське»?

Евгений ШестаковРоссийская газета
23 апреля 2012

НАТО втянула Россию в наркодела


Вполне очевидное стремление Москвы перекрыть афганский наркотрафик в альянсе использовали для того, чтобы "привязать" Россию к своей операции в Афганистане. На каждом Совете Россия-НАТО звучат бравурные заявления об успешном сотрудничестве североатлантического блока с нашей страной. В качестве примера успешной борьбы с общими угрозами всегда приводится борьба с наркотиками, поступающими из Афганистана. Однако в отличие от России, которая ведет эту борьбу всерьез, силы альянса во главе с США, напротив, стремятся минимизировать ее масштабы и, главное, последствия, сведя ее, главным образом, к составлению отчетов или проведению "одноразовых" локальных операций. У этой натовской политики есть несколько объяснений.


Во-первых, эффективно вести борьбу с наркотрафиком в Афганистане для НАТО просто опасно. По оценкам экспертов, до 70 процентов бюджета движения "Талибан" приходится на доходы от наркоторговли. При этом талибы не только "крышуют" различные группировки, занятые этим бизнесом, но и сами контролируют производство наркотиков. Этой ситуацией, безусловно, пользуются силы альянса, чтобы договариваться со своими противниками. Любые попытки уменьшить доходы талибов от наркобизнеса приведут к резкой дестабилизации обстановки. К тому же в будущем, по оценкам экспертов, талибы имеют реальные шансы прийти к власти в Афганистане. Ссориться с ними из-за такой "мелочи", как наркотики, ни американцам, ни натовцам не с руки.


Борьба с наркобизнесом не отвечает интересам и правящего в Кабуле режима Хамида Карзая. После того, как стоимость сырого опия выросла на 43 процента, площадь земель, на которых местные крестьяне выращивают наркосодержащие культуры, увеличилась до 130 тысяч гектаров. Другие более "мирные" сельхозкультуры выращивать в стране окончательно стало невыгодно - места занимают много, а прибыль дают существенно меньшую. Поэтому в Кабуле неофициально посоветовали американцам не усердствовать в борьбе с наркотиками, чтобы не настроить против себя все провинции Афганистана.


Во-вторых, сохранение наркотрафика отвечает геополитическим интересам Вашингтона. В мандате, выданном ООН на проведение миротворческой операции в Афганистане, говорится, что она может продолжаться до тех пор, пока не будут устранены все угрозы, исходящие с территории этой страны. Сегодня под прикрытием мандата ООН американцы строят в Афганистане крупные военные базы. Они, по замыслу Пентагона, останутся даже после вывода миротворческих контингентов других государств. Эти базы, хорошо оснащенные, имеющие подземные бункеры и собственные взлетно-посадочные полосы, смогут в стратегическом плане контролировать ситуацию в соседних странах, в том числе, в Центральной Азии. Сохранение наркоугрозы с территории Афганистана отвечает положениям мандата ООН и обеспечивает американцам законное обоснование для своего военного присутствия в стране.


В-третьих, продолжение наркотрафика из Афганистана предоставляет НАТО отличную возможность для создания опорных пунктов в странах Центральной Азии под предлогом борьбы с распространением наркотиков. Вместо того, чтобы бороться с их производством непосредственно в Афганистане, руководство альянса предлагает помощь странам Центральной Азии в борьбе с распространением наркотиков на их территории. Причем, эта помощь будет оказана исключительно на двусторонней основе, без участия каких либо международных структур. Кроме борьбы с наркобизнесом эти бюро предлагают руководителям Центральной Азии и другие программы по линии спецслужб, которые, в конечном итоге, позволят силам НАТО закрепиться в регионе. Не удивительно, что призывы России к альянсу, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), куда входят центрально-азиатские государства, встречает ожесточенное сопротивление со стороны натовских руководителей. Они рассматривают ОДКБ в качестве своего прямого конкурента на постсоветском пространстве. В их стратегические планы не входит налаживание отношений с режимами Центральной Азии через международные организации, тем более, те, где сильно влияние России. НАТО намерено строить отношения с государствами Центральной Азии только на двухсторонней основе.


Но зачем вообще НАТО в целом, и США, в частности, вообще вести борьбу с наркотиками в Афганистане? Местный наркобизнес представляет значительную опасность, в первую очередь, для стран региона, включая Иран и Россию. И куда меньшую угрозу для Европы или США. В итоге граничащие с Афганистаном страны вынуждены отвлекать значительные ресурсы на борьбу с наркотрафиком, что ослабляет их экономический и человеческий потенциал. Проникновение наркотиков в соседние с Афганистаном регионы формирует в них зоны нестабильности, провоцирует рост преступности, увеличивает террористическую угрозу. Все это отвечает долгосрочным планам НАТО, которые охотно протягивают интересующим их странам "руку помощи", но делают это явно не бескорыстно.


НАТО "поймала" Россию на наркотиках, обещав совместную борьбу с этой угрозой. В свою очередь, нас также попросили о помощи международной коалиции в Афганистане. И Россия согласилась. Москва обеспечивает крайне важный и, главное, безопасный, в отличие от пакистанского, транзит через свою территорию так называемых "нелетальных грузов". Этот транзит осуществляется по упрощенной схеме. В число "нелетальных" грузов не входят вооружения. Однако в них входят машины с повышенной бронезащитой и множество грузов, необходимых для жизнеобеспечения миротворческого контингента в Афганистане. Руководство альянса неоднократно подчеркивало огромное значение, которое НАТО придает российской помощи. Однако, когда министерство иностранных дел РФ обратилось к альянсу с просьбой об участии в ежегодных встречах стран - участников международной коалиции в Афганистане, то получило отказ. С точки зрения руководителей североатлантического блока, страна, приславшая в Афганистан пару офицеров для службы в штабе, имеет больше прав для обсуждения будущих планов миротворцев в регионе, чем государство, которое обеспечивает транзит грузов для натовского контингента. Впрочем, и так было понятно: на свою "внутреннюю кухню", натовцы Россию не пустят.


Тем не менее, Москва продолжает делать вид, что ее устраивает существующее положение. По сути, мы закрываем глаза на то, что помогая альянсу в Афганистане, ничего не получаем взамен. Кроме, разумеется, доходов от транзита. Подобное "статус-кво" устраивает руководство блока. Но устраивает ли оно Россию? Конечно, худой мир всегда лучше доброй ссоры. В отношениях с альянсом у нас и без того накопилось множество не решенных и потенциально конфликтных проблем. Однако очевидно, что на "афганском треке" НАТО ведет себя в отношении Москвы, как кот в известной поговорке - "А Васька слушает, да ест". И этот Васька не изменит своего поведения до тех пор, пока не найдется тот, кто даст ему хорошего пинка.

0
    546