Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Общество
24 апреля 2024

Вывод войск из Афганистана - угроза №1… «Если мы не объединимся в рамках обеспечения безопасности, то у нас у всех будут проблемы»

Александр Коц • Комсомольская правда
24 апреля 2012

Николай Бордюжа: Вывод войск из Афганистана - угроза №1


Накануне 10-летия Организации договора о коллективной безопасности Генсек ОДКБ ответил на вопросы журналистов "Комсомолки"

 

- Николай Николаевич, вас можно поздравить с первым юбилеем?

 

- У нас их на самом деле два юбилея - 20 лет подписания договора о коллективной безопасности, в 2002 году принято решение о создании самой организации. Если говорить откровенно, я был свидетелем развития этого договора, начиная с предпосылок к его появлению. С 1992 года я как раз воевал в Таджикистане и тогда, в 90-е годы, у меня четко сформировалась устойчивая позиция: если мы не объединимся в рамках обеспечения безопасности, то у нас у всех будут проблемы.

 

Война в Таджикистане, потом Баткенские события 1999-2000 годов... Захваты заложников, террор, экстремистские организации - все однозначно говорило о том, что невозможно обеспечить серьезные меры безопасности в разных сферах, не организуя взаимодействие на коллективной основе.

 

- Но это, скорее, все-таки епархия ФСБ?

 

- Мы не занимаемся разработкой. Этим занимаются конкретные ведомства, конкретные государства. Но с точки зрения координации, предоставления площадки для этой работы, организации – это за нами. И мы это делаем достаточно успешно. Но, к сожалению, не по всем направлениям. Мы считаем, что ряд направлений в ущерб системе коллективной безопасности у нас отсутствует. Например, пограничная безопасность проводится в рамках СНГ. Я считаю, что такие вещи нужно переносить на площадку ОДКБ, где должно быть углубленное сотрудничество и взаимодействие.

 

То есть, практическая работа. А вопросы политического характера можно делать на площадке СНГ. Но есть позиция государств, отдельных чиновников, которые видят в переносе этой работы на площадку ОДКБ какие-то угрозы для своего личного благополучия или для своей личной стабильности.

 

- Помимо пограничных споров, внутри ОДКБ есть и экономические разногласия. Иной раз кажется, что узбекско-таджикские отношения чересчур накалены.

 

- Я считаю, что там вероятность перехода противоречий в разряд открытого противостояния мала. Хотя проблема существует, она уже достаточно долго беспокоит и Узбекистан, и Таджикистан. Не сегодня же появились эти претензии к Душанбе по поводу ограничения в перевозках грузов через территорию Узбекистана…

 

Плюс накладываются споры в водно-энергетической сфере. Что делать? Я считаю, председательствующее в Организации государство должно объективно оценить, кто все-таки прав и как развязать этот узел. И после этого, может быть, вынести на обсуждение высшего органа ОДКБ для поиска взаимоприемлемых путей развязки.

 

- Отношения узбеков с киргизами тоже не выглядят благополучными. Появляются данные о "тихой мобилизации" в Узбекистане, таджики говорят уже о танках с той стороны границы.

 

- Этот вопрос, видимо, будет озвучиваться на заседании комитета секретариата и Совета безопасности. Хотя 6 апреля на совете министров иностранных дел в Астане глава МИД Таджикистана эту проблему не поднимал.

 

- То есть, ее как бы и нет?

 

- Во всяком случае, он не высказал пожелание получить объяснение со стороны Узбекистана. Хотя встреча так и называлась – глобальные региональные вызовы безопасности для государств-членов ОДКБ и меры по их нейтрализации. Поэтому мы обсуждали все - начиная от Сирии, Северной Африки и кончая санкциями в отношении Белоруссии.

 

СИРИЙСКИЙ РАСКОЛ

 

- По Сирии нашу резолюцию в Генассамблее только армяне поддержали...

 

- Да, не всегда удается находить общие позиции. Потому что кто-то не хочет вмешиваться в глобальную проблему, которая его конкретно не касается, какое-то государство не хочет "светиться" перед своими партнерами... Но если говорить в целом, то по большей части проблем глобального характера мы проводим согласование, вырабатываем единые позиции.

 

Мало того, впервые в практике ОДКБ мы отработали полгода назад так называемые коллективные указания полномочным представителям государств-членов ОДКБ в международных организациях. Это документ на девяти листах, где написаны темы, по которым каждый полпред должен выступать и голосовать, исходя из той позиции, которая утверждена министром иностранных дел. К примеру, на последнем заседании все одобрили заявление в поддержку Белоруссии, осуждающие санкции против нее.

 

- Отчего же по Сирии не было такого единодушия?

 

- Иной раз нам не хватает солидарности и желания иногда поддержать союзника пусть даже в ущерб своим национальным интересам. Если мы этого добьемся, я думаю, организация будет одна из самых дееспособных.

 

- ОДКБ, кстати, не рассматривал один из худших вариантов в Сирии, при котором огонь может перекинуться на Иран?

 

- Конечно, рассматривали. Я считаю, что, если по Ирану нанесут удар, это будет колоссальная ошибка, которая приведет к тектоническим сдвигам в системе безопасности. И к процессам, с которыми мы потом будем десятилетия бороться, чтобы каким-то образом их нейтрализовать. Понятно, что это экология, понятно, что это, возможно, ядерное облако, если нанесут удар и разрушат какой-то ядерный объект, понятно, что это беженцы и многие другие проблемы.

 

Но мы уверены в том, что все-таки здравый смысл восторжествует и такого удара не будет. Понимаете, что меня беспокоит? Натовцы поработали в Ливии, как всегда. Теперь там безвременье, отсутствие какой-то стабильности. Но главное - в чьи руки попадет ливийская нефть? А если она попадет в руки "Аль-Каиды"? Режимов, которые контролируют "Аль-Каиду"? Это миллиарды долларов, которые бросят на реализацию своих политических амбиций, в том числе в наши регионы. При условии того, что и так фактор исламизации, роста людей, которые сегодня привержены нетрадиционным формам ислама, растет просто с пугающей быстротой.

 

"ПРОБЛЕМА-2014"

 

- А тут еще и НАТО из Афганистана уходит.

 

- Понятно, что ситуация после вывода контингентов ухудшится. Обострится ситуация на границе с Таджикистаном. Сегодня мы работаем над тем, как нам улучшить прежде всего силовую составляющую под возможное ухудшение обстановки в Афганистане и на границах с ним.

 

- Чего нам ждать? Талибы полезут в Таджикистан?

 

- Возврат талибов вполне возможен. Но речь идет не только о них, но и о тех многочисленных группах, которые сегодня организовали в Афганистане себе лежбище. Там и душники сидят, и оппозиционеры таджикские, в лагерях подготовки проводится обучения представителей из государств – членов ОДКБ, в том числе из России. Поэтому прежде всего опасность будет исходить от этих группировок, многие из которых уже сидят на границе с Таджикистаном.

 

- Каковы их цели?

 

- У них политические задачи. Это тот же зуд жажды власти в Таджикистане, который был в 90-х годах. И желание получить реванш не прошло. Есть также желающие организовать на территории юга Киргизии своего рода халифат. Сегодня ключевая проблема – граница с Афганистаном. Россия уже более 5 миллионов долларов потратила на соответствующие вооружения, спецтехнику для пограничных структур Киргизии и Таджикистана. Казахстан такую же помощь оказал. Даже Армения закупила 10 автомобилей и отправила в Киргизию.

 

- США вроде тоже выражают желание параллельно с Россией устроить свои антитеррористические, антинаркотические центры в центральноазиатских государствах-членах ОДКБ...

 

- Да, действительно, такие планы у американцев есть, мы считаем, что они имеют право на жизнь только в том случае, если они будут встраиваться в ту систему борьбы с незаконным оборотом наркотиков, который существует в рамках организации.

 

- Кстати, не утихают споры о создании в Ульяновске логистического центра по переброске грузов из Афганистана в Европу...

 

- Возможность переброски грузов из Афганистана до Ульяновска железнодорожным транспортом, а дальше - авиационным, вполне нормальная рабочая схема. В том случае, если представители государств-членов НАТО не будут присутствовать на нашей территории. А они там и не должны присутствовать. Это нормальный процесс оказания содействия Миссии по обеспечению стабильности в Афганистане. В чем, кстати, мы также заинтересованы.

 

НОВЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ БЛОК

 

- Сейчас создается евразийская экономическая комиссия. В какой плоскости вы видите возможность сотрудничества ОДКБ с этой структурой?

 

- Она фактически создана на базе таможенного союза Казахстан-Россия-Беларусь. В планах - привлечение других государств, прежде всего, входящих в ОДКБ. И в перспективе, об этом уже объявлено, может появиться евразийский экономический союз. Как он будет сотрудничать с ОДКБ? На мой взгляд, ближе все-таки модель, которая существует, например, в Европе. Есть Евросоюз, есть НАТО. Одна структура занимается политическим и, прежде всего, экономическим, сотрудничеством, а другая - чисто вопросами безопасности.

 

- Кстати, пока в ОДКБ только семь стран-участниц. Пополнения не ждете?

 

- Мы сотрудничаем с 22 странами, не входящими в ОДКБ. У нас сложились особые отношения, например, с Сербской республикой. Такие же отношения есть и с парламентариями Украины. Заявлений о вступлении пока нет. Но с точки зрения реализации конкретных проектов у нас достаточно много государств, с кем мы сегодня уже работаем на партнерских основаниях. И я думаю, что это начало очень большого пути, который может привести или к членству в ОДКБ, или к углубленному сотрудничеству в рамках ОДКБ конкретного государства.

0
    585