Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Экспертные оценки… Протестные акции в Казахстане могут быть использованы внешними игроками

ИА REGNUMИА REGNUM
13 июня 2012

Коллаж: ИА REGNUM

 

Активные протестные действия - главный тренд ушедшего месяца в Казахстане по версии Института политических решений (ИПР), передает корреспондент ИА REGNUM. Аналитики ИПР в своей ежемесячной публичной аналитической работе "тренды" определили главный: "изменение социальной обстановки в республике". По их данным, "ранее использованные регулятивные механизмы оказались неэффективными при разрешении текущей серии конфликтов. Если в марте и апреле руководству предприятий удавалось откладывать решение трудовых споров, то в мае рабочие стали переходить к активным протестным действиям (забастовки, митинги). Исполнительные органы на местах в большинстве своем дистанцировались от посреднических усилий при разрешении трудовых конфликтов и переходили к действиям по урегулированию ситуации только под административным давлением Центра".

 

Второе место исследователи ИПР обозначили условно: "постжанаозенский". По их словам, несмотря на то, что именно весной "завершились следственные мероприятия и несколько судебных процессов по декабрьским событиям в Жанаозене и Шетпе (массовые беспорядки в декабре 2011 года)", "оппозиция не смогла использовать сложившуюся ситуацию для роста протестной массы в обществе". Также эксперты отмечают некую "усталость" большинства казахстанцев от "жанаозенской" тематики" - именно она, по их мнению, "создала благоприятную информационную среду для судебных процессов над подозреваемыми в разжигании социальной розни. Государственные органы постепенно перешли к более мягким методам взаимодействия с гражданским сектором".

 

Также, "в течение весны продолжилось поствыборное переформатирование партийного пространства. Этот процесс можно обозначить в качестве третьего тренда. В его рамках произошли ослабление оппозиции и полная зачистка партийного поля от внесистемных игроков". "Ряд партий второго уровня выставлены на трансферт и ожидают прихода новых собственников. Слабой компенсацией идеологического "провала" в предвыборный период стали проекты отдельных партийных структур: общественные слушания по параметрам постназарбаевского развития Казахстана (умеренное крыло ОСДП "Азат"), ряд законодательных инициатив в языковой сфере (ДПК "Ак жол")".

 

Вместе с тем, рассуждая о главных информационных акцентах месяца, аналитики Института отметили любопытный момент - усиление законотворческих функций казахстанского парламента. "Впервые за несколько последних лет, депутаты Мажилиса (нижней палаты парламента - ИА REGNUM) одобрили сразу несколько собственных законопроектов. При однопартийном парламенте законодательная инициатива практически полностью принадлежала правительству и президенту (администрации президента). Парламент же выполнял только функцию одобрения законопроектов с возможностью критики их отдельных пунктов. В результате произошло снижение доверия населения к законодательному органу республики (по данным ежемесячных социологических мониторингов ИПР, уровень доверия населения к парламенту ниже, чем к правительству). Самостоятельная разработка и принятие законов создают определенные предпосылки для увеличения роли парламента и парламентских партий в системе взаимоконтроля различных органов власти и стоящих за ними групп влияния. В условиях текущей разбалансировки межэлитного статус-кво такая модель может оказаться достаточно своевременной".

 

Не менее важный акцент мая 2012 года - "очередной имиджевый удар по позициям Тимура Кулибаева. По сообщению газеты "Corriere Della Sera", прокуратура Италии предъявила требование о прекращении деятельности компании Eni в Казахстане. Менеджеры этой компании попали под подозрение в даче взятки Тимуру Кулибаеву в сумме $20 млн. Инцидент относится ко времени первоначальных инвестиций в разработку месторождения Кашаган. Данное событие, в случае его дальнейшего активного развития, способно ослабить позиции Кулибаева в качестве ключевой фигуры нефтегазового сектора республики". Кроме того, в мае "нашли свое подтверждение слухи об уходе Владимира Кима с поста председателя Совета директоров корпорации "Казахмыс". Комментаторы не исключают, что отставку Кима ускорила состоявшаяся за несколько дней до этого забастовка группы сотрудников предприятия, которая могла быть организована его конкурентами в борьбе за этот пост и право формального владения пакетом акций "Казахмыса". Вслед за этим кадровым решением можно ожидать изменений в составе акционеров корпорации". Также в аналитическом докладе Института политических решений отмечается "сообщение сырьевого трейдера Glencore о сохранении заинтересованности в увеличении своей доли в корпорации "Казцинк" с 50,7 до 93 процентов, за счет ранее анонсированной сделки с АО "Верный Капитал".

 

В прогнозной части документа отображается важнейшая проблема республики - полное отсутствие механизмов работы с протестными группами. В частности, речь идет о повышении привлекательности несанкционированных забастовок в трудовых коллективах. По данным аналитиков, "ситуация усугубляется отсутствием влиятельных и авторитетных профсоюзов. Это создает риск распространения неконтролируемых протестных установок с появлением "лидеров из толпы". При этом механическое повышение зарплат протестующим не может рассматриваться в качестве панацеи для снижения накала трудовых конфликтов. Это только спровоцирует "эффект домино" по республике в целом. Необходим оперативный поиск новых механизмов разрешения трудовых конфликтов". Более того, эксперты прогнозируют и более тяжелые последствия. В частности, "уязвимость внутриполитической обстановки в республике в связи с ростом несанкционированных протестных акций может быть использована внешними игроками для воздействия на высшее политическое руководство Казахстана. Не исключено, что внутренние протестные выступления будут поддерживаться извне и использоваться для формирования негативного имиджа казахстанской власти (неспособность контролировать ситуацию в стране, непрочность политического режима и т.п.)". Также аналитики ИПР отмечают, что "в контексте обострения угроз внутриполитической стабильности стоит обратить отдельное внимание на риски, связанные с принятием решения о создании Международного банка ядерного топлива (МБЯТ). Проект имеет стратегическое значение для международной безопасности и технологического развития республики. Соответственно, ряд внешних игроков могут рассматривать данную инициативу как угрозу собственным интересам на международном рынке ядерных технологий, и, соответственно, работать на подрыв имиджа Казахстана, как страны со стабильным режимом безопасности стратегических объектов. Внешние силы могут выступить инициаторами ("теневыми" идеологами и спонсорами) как резонансных террористических актов и летальных инцидентов, так и массовых трудовых конфликтов на предприятиях урановой отрасли. Также к процессу дискредитации Казахстана могут быть подключены внутренние силы - начнутся организованные извне протестные акции разного рода "зеленых" и прочих НПО".

 

Последний риск, отмеченный в докладе, имеет под собой финансовую основу. По мнению ИПР, "недовольство широких слоев населения может вызвать также реализация инициативы, озвученной заместителем председателя финансовой полиции, по увеличению банковской комиссии за обналичивание денег до 5 процентов. Мера направлена на борьбу с отмыванием денег. Однако она приведет к фактическому сокращению доходов большинства работающих казахстанцев на 4 процента. В особенности это касается жителей мелких населенных пунктов, где отсутствует возможность расплачиваться кредитными картами. Выходом из ситуации может стать повышение комиссии поэтапно - по 1 или по 2 процента в год. За это время потребительский рынок успеет адаптироваться к новшеству" - заключают эксперты.

0
    484