Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

Душанбе нужно ответить на пограничные угрозы… И это нужно, прежде всего, самому рахмоновскому режиму, чтобы продлить своё существование

Николай СеменовГолос России
30 июня 2012

Для решения проблем безопасности на таджикско-афганской границе необходимо убедить Душанбе в том, что усиление рубежей с Афганистаном и противодействие притоку оттуда терроризма и наркотиков поможет сохранить стабильность внутри Таджикистана, уверен эксперт Виктор Литовкин

 

Страны-члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) усилят помощь Таджикистану в охране пограничных с Афганистаном районов. Сложность заключается не только в том, что граница между двумя этими государствами проходит по труднодоступной горной местности.

 

Одна из основных проблем - то, что в ходе антитеррористических операций в Афганистане террористов выдавливают к границам Средней Азии, заявил постпред России при ООН Виталий Чуркин. По его словам, это напрямую угрожает центральноазиатским странам-партнерам России по СНГ.

 

Подробнее об этом побочном эффекте войны с терроризмом "Голосу России" рассказал ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин.

- Насколько серьезна ситуация на границе Таджикистана и Афганистана? Чего не хватает в силовом плане, чтобы обеспечить безопасность?

 

- В силовом плане не хватает очень многого. Во-первых, хорошо оборудованной границы между Таджикистаном и Афганистаном, надежной охраны афганской границы в Таджикистане. К сожалению, таджикские пограничники недостаточно добросовестны в охране своей границы, там есть сложности.

 

- Какого рода?

 

- Коррупционного порядка: просто продают участки границы для проникновения наркотиков и перехода через границу душманов, как мы их называли в те годы, когда Советская армия была в Афганистане.

 

Есть желание руководства Таджикистана активно сотрудничать с Россией в охране этой границы. Вы знаете, что сегодня руководство Таджикистана пытается закрыть российскую 201-ю военную базу и требует от России очень большие деньги за эту базу, не хочет заключать договор на сохранение этой базы на 49 лет, а только на короткие сроки, чтобы каждый раз торговаться и шантажировать российское руководство по поводу этой базы. Это все не способствует охране границы, общей для всего СНГ.

 

- Как быть, если Таджикистан не сильно хочет что-либо делать? Имеет ли смысл оттянуть форпост борьбы с наркотрафиком на открытую территорию?

 

- Это все можно сделать. Но это требует огромных финансовых средств, требует политического решения. Если мы убираем границу, тогда надо вводить визы для граждан Таджикистана. Надо тех людей, которые работают на территории России, депортировать, поскольку у них нет виз. Есть и многие другие вещи, о которых не хотелось бы говорить.

 

Это просто резко ухудшит отношения нашей страны с Таджикистаном, с руководством Таджикистана. Я не знаю, усидит ли руководство Таджикистана на своих местах. Тем более что силы НАТО подталкивают талибов к границам Таджикистана, Узбекистана.

 

Люди, которых они подталкивают к этим границам, - это таджикские, узбекские племена, которые живут на севере Афганистана и которые принесут с собой на территорию этих республик свою радикальную идеологию. Я думаю, что это будет очень серьезная ситуация и для нашей страны, и для всей Центральной Азии.

 

- На заседании ОДКБ по этому вопросу было решено усилить помощь Таджикистану в охране пограничных районов. Видимо, речь идет о каких-то финансовых вливаниях. Насколько это поможет? Знаете ли вы, что конкретно планируется сделать?

 

- Что конкретно - мне трудно говорить, потому что нет открытых источников, где говорится, что именно предлагается Таджикистану сделать на границе. Но мы знаем, что таджикско-афганская граница, так же, как таджикско-узбекская граница, заминирована во многих местах, устроены определенные пограничные сооружения. Эти пограничные сооружения стоят очень больших денег. Километр такой границы стоит около миллиона долларов. У России нет денег, чтобы обеспечить эту границу.

 

И потом, как вы понимаете, мы могли бы выстроить все эти заградительные сооружения по границе, но отвечать за них тоже должны мы, а не таджикские пограничники. Потому что одно дело, когда человек сам за себя отвечает, другое дело, когда он отвечает за того, кто пользуется его техникой, его системами.

 

А потом Таджикистан получает большие спонсорские деньги от Китая и США на усиление своей границы. Это тоже факт.

 

- Эти деньги доходят до цели?

 

- Это деньги не в виде денег, а в виде сооружений, аппаратуры. Но как все выстроено на границе - большой вопрос.

 

- Я так понимаю, что в первую очередь нужно убедить сам Таджикистан в том, что усиление границы с Афганистаном и противодействие притоку оттуда терроризма и наркотрафика нужно всем членам ОДКБ?

 

- Я думаю, надо убедить Таджикистан, что в первую очередь это нужно ему, а потом уже всем странам СНГ. Если мы будем на первое место ставить интересы СНГ, то Таджикистан будет продолжать шантажировать тем, что это больше нужно СНГ, чем ему самому.

 

- А объективно ему это нужно?

 

- Я думаю, да. Если таджикская власть хочет усидеть на месте и продлить свое существование, ему это нужно, безусловно. Иначе будет то, что было в 1990-х годах, когда была братоубийственная война в этой стране.

0
    3 284